БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания

4.4 Разработка IMS-системы

4.4.1 Общие положения

Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и непрерывно совершенствовать IMS-систему в соответствии со своими намерениями по созданию инноваций, включая внедрение необходимых процессов и мер поддержки, а также их взаимодействие в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта и принципами инновационного менеджмента.

Указанные намерения организации являются основой для определения ее инновационной стратегии и должны поддерживаться ее организационной культурой (посредством сотрудничества).

4.4.2 Организационная культура

Организация должна стимулировать культуру, поддерживающую деятельность в сфере инноваций, с целью обеспечения сосуществования креативного и операционно-ориентированного мышления (поведения), поскольку они необходимы для создания инноваций.

4.4.2.1 Организация должна рассмотреть вопрос о создании в ней требуемых условий труда, которые должны характеризоваться:

a) открытостью, любознательностью и ориентацией на пользователя;

b) стимулированием использования обратной связи и предложений;

c) стимулированием к обучению, экспериментированию, креативности, изменениям и критическому анализу существующих предположений;

d) стимулированием к принятию рискованных решений и извлечению уроков из ошибок в процессе работы над проектами;

e) налаживанием связей между сотрудниками организации, их участием в инновационной деятельности и сотрудничеством (внутренние и внешние коммуникации);

f) личностным разнообразием, уважением и инклюзивностью сотрудников организации, мерами регулирования и перспективами деятельности организации в сфере инноваций;

g) общепризнанной ценностью, убеждениями и поведением сотрудников организации;

h) балансом между анализом, основанным на допущениях, и фактологическим анализом и принятием решений;

i) балансом между линейными и нелинейными планированием и процессами.

4.4.2.2 Организациям, обладающим культурой поддержки инновационной деятельности, следует:

a) обеспечивать в своем составе наличие ведущих специалистов (в том числе из руководящего состава) на всех уровнях, которые проявляют заинтересованность в инновационной деятельности и стимулируют ее;

b) использовать механизмы управления, обеспечивающие совместимость различных видов инновационной деятельности и эффективные переходы между ними, с учетом ценностей, убеждений и норм поведения сотрудников организации;

c) обеспечивать поддержку и признание инноваторов, их норм поведения и изложения инновационных предложений и результатов инноваций;

d) создавать стимулы для достижения результатов в сфере инноваций, с акцентом на собственные (внутренние) факторы мотивации, например на повышение независимости и целеустремленности, а не только на внешние факторы мотивации, например денежное вознаграждение;

e) обеспечивать рост компетенций сотрудников, способствующих развитию инновационной деятельности организации;

f) проводить оценку инновационной культуры с использованием соответствующих показателей;

g) создавать структуры для многопланового сотрудничества.

4.4.3 Сотрудничество в организации

Организация должна выработать подходы для более эффективной организации сотрудничества между сотрудниками организации и с внешними партнерами с целью облегчения обмена знаниями, компетенциями, ресурсами и другими интеллектуальными активами, а также доступа к ним.

При этом организация должна принимать во внимание:

a) инновационные стратегию и цели, имеющиеся в организации потенциальные возможности, ресурсы, знания и компетенции;

b) разнообразие в организации опыта, направлений работ, компетенций, перспектив и т.п.;

c) различные подходы, методы, правила и соглашения, используемые организацией при ее сотрудничестве со сторонними организациями;

d) проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности;

e) регулярный анализ и согласование стратегической важности сотрудничества между организациями;

f) важность взаимного уважения, открытости и доверия между сотрудничающими организациями.

Сотрудничество между организациями может способствовать принятию таких мер, как определение потребностей, ожиданий и проблем пользователей, обмен идеями, знаниями, компетенциями и ноу-хау, получение доступа к инфраструктуре, портфелям инноваций, рынкам и пользователям, приобретение новых компетенций и ресурсов и совместное выполнение инновационных проектов.

В сотрудничестве, осуществляемом в рамках организации, могут принимать участие специалисты из одной или разных групп, отделов, структурных и функциональных подразделений. К сотрудничеству могут привлекаться и пользователи, клиенты, партнеры, поставщики, научные сотрудники, торгово-промышленные ассоциации и другие заинтересованные стороны и сети вне данной организации, в том числе и стороны, не входящие в собственные сети создания ценности.

TOC