ГОСТ Р ИСО 44001-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Корпоративные системы управления взаимоотношениями с бизнесом. Требования и структура
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia: доступна по адресу http://www.electropedia.org.
3.1 организация (organization): Лицо или группа лиц, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.8).
Примечание 1 - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
3.2 стейкхолдер, заинтересованная сторона (stakeholder, interested party): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечание 1 - Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1) и заинтересованных сторон (3.2), что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
Примечание 2 - Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.11).
3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может охватывать один или несколько аспектов деятельности организации.
Примечание 2 - Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.
Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
3.5 руководство высшего звена (топ-менеджеры) организации, высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющие руководство и управление организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечание 1 - Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.6 эффективность (деятельности организаций) (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.7 политика (организации) (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).
3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [(например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.12)].
Примечание 3 - Цель может выражаться различными способами (например, в виде предполагаемого результата, функционального критерия, цели корпоративных бизнес-отношений) или путем использования других терминов с аналогичным значением (например, терминов "замысел", "задача" или "намерение").
Примечание 4 - В контексте систем менеджмента (3.4) корпоративных бизнес-взаимоотношений цели этих взаимоотношений изначально устанавливаются организацией (3.1) для достижения конкретных результатов в соответствии с политикой (3.7) корпоративных бизнес-взаимоотношений. После выбора партнера (3.25) цели этих взаимоотношений необходимо включать в общие цели организации.
3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечание 1 - Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
Примечание 2 - Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
Примечание 3 - Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
Примечание 4 - Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.11 (за)документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечание 1 - Документированная информация может быть любого формата, на любом носителе и может быть получена из любого источника.
Примечание 2 - Задокументированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);
- к информации, созданной для функционирования организации (документация);
- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
Примечание 3 - См. план менеджмента корпоративных бизнес-взаимоотношений (3.32).
3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
3.13 показатель (результаты) деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечание 1 - Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
Примечание 2 - Результаты деятельности могут относиться к менеджменту действий, процессам (3.12), продукции, услугам, системам или организациям (3.1).
3.14 аутсорсинг, передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.
Примечание 1 - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.
3.15 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.12) или вида деятельности.
Примечание 1 - Для определения статуса могут потребоваться проверка, наблюдение или сопоставительный анализ.
3.16 измерение (measurement): Процесс (3.12) определения величины.
3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.12) получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечание 1 - Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.
Примечание 2 - Внутренний аудит должен проводиться самой организацией (3.1) или внешней организацией - в интересах первой.
Примечание 3 - "Объективные свидетельства" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.
3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3).
3.19 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.3).
3.20 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.19) требованиям (3.3) и предупреждения его повторного возникновения.
3.21 постоянное улучшение, непрерывное совершенствование (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.13) организации.
3.22 широкое бизнес-партнерство, объединенное производством продукции (extended enterprise): Организации-компаньоны, напрямую (официально или неофициально) сотрудничающие в процессах проектирования, разработки, производства и предоставления продукции или услуг конечному пользователю.
Примечание 1 - Компаньоны - это клиенты, сотрудники организации, поставщики и дистрибьюторы.
Примечание 2 - См. цепочку поставок (3.28).
3.23 инициирующая организация (initiating organization): Организация (3.1), инициировавшая установление возможных бизнес-взаимоотношений.
3.24 совместная рабочая группа (joint management team): Группа лиц (или рабочая команда), уполномоченная с согласия всех заинтересованных сторон обеспечивать оперативное управление процессами (3.12) сотрудничества, контроль показателей (результатов) деятельности (3.13) организации, достижение целей (3.8) и конечных результатов.
3.25 партнер (partner): Организация (3.1) или группа сотрудников организации, участвующая в бизнес-взаимоотношениях между организациями.
Примечание 1 - Партнером может быть сторонняя организация или группа сотрудников организации.
3.26 критерий выбора партнера (по сотрудничеству) (partner selection criterion): Ключевой критерий, необходимый для оценки общего соответствия потенциального партнера (3.25) основным ценностям и целям (3.8) сотрудничества.
3.27 исполнительный топ-менеджер организации (senior responsible executive; SER): Ответственный исполнитель из руководства высшего звена организации (3.1), который несет ответственность за предоставление полномочий сотрудникам организации, за развитие их функциональных возможностей и за поддержку корпоративных программ сотрудничества (совместно с другими допущенными исполнителями, ответственными за эффективное внедрение и функционирование сотрудничества).
3.28 цепочка поставок (supply chain): Взаимоотношения организаций (3.1), ее сотрудников, видов деятельности, логистики, информации, технологий и ресурсов, привлекаемых к ее деятельности и создающих ценность, начиная от исходной точки до точки потребления, включая процессы преобразования материалов/компонентов в продукты/услуги для конечных пользователей.
Примечание 1 - См. широкое бизнес-партнерство (3.22).
3.29 согласование (условий сотрудничества) (alignment): Согласованные и разделяемые видение, цели (3.8), стратегия и рабочие процессы (3.12) партнеров (3.25) и взаимные интересы всех заинтересованных сторон (3.2).
3.30 ценностное предложение (value proposition): Обеспечение ощутимых выгод от сотрудничества.
3.31 стратегия выхода из сотрудничества (exit strategy): Взаимосогласованные правила контролируемого выхода организаций из сотрудничества.
3.32 план менеджмента корпоративных бизнес-взаимоотношений (relationship management plan; RMP): Общее описание процессов (3.12) управления (или ссылки на них), которое определяет способ управления и контроля конкретных взаимоотношений между организациями.