ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента знаний. Основные требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра в режиме онлайн ИСО, которая доступна по адресу: https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia, которая доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанных определенными отношениями, имеющих ответственность, полномочия и выполняющих свои функции для достижения их целей (3.8).
Примечание 1 - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся или не являющиеся юридическим лицом, государственные или частные.
3.2 заинтересованная сторона (interested party, предпочитаемый термин), стейкхолдер (stakeholder, допустимый термин): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
Примечание 1 - В менеджменте знаний потенциально каждый является заинтересованной стороной. Конкретные мероприятия по менеджменту знаний будут вовлекать конкретные заинтересованные стороны, например: сотрудники организации, ее руководство высшего звена (3.5), руководители проектов/подразделений/направлений деятельности организации, внешние потребители, инвесторы, партнеры и поставщики.
3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечание 1 - Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1) и заинтересованных сторон (3.2), что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
Примечание 2 - Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.11).
3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.
Примечание 2 - Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.
Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функцию в группе организаций.
Примечание 4 - Система может включать особенности поведения и динамику каждого сотрудника или их группы.
3.5 руководство высшего звена, высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечание 1 - Руководство высшего звена имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, под руководством высшего звена подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.7 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации (3.1), официально сформулированные ее руководством высшего звена (3.5).
3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации (3.1) в целом, проекта, продукции и процесса (3.12)].
Примечание 3 - Цель может быть выражена различными способами, например в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, цели менеджмента знаний (3.26), или другими словами с аналогичным значением (например, целевая установка, заданная величина, задача).
Примечание 4 - В контексте систем менеджмента знаний (3.28) цели управления знаниями устанавливаются организацией в соответствии с политикой управления знаниями для достижения конкретных результатов.
3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечание 1 - Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
Примечание 2 - Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации (3.24), понимания или знания (3.25) о событии, его последствиях или вероятности.
Примечание 3 - Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как установлено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
Примечание 4 - Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
3.10 компетентность (competence): Способность применять знания (3.25) и навыки (3.30) для достижения намеченных результатов.
Примечание 1 - Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация.
3.11 документированная информация (documented information): Информация (3.24), которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечание 1 - Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
Примечание 2 - Документированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);
- информации, созданной для функционирования организации (3.1; "документация");
- свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
3.13 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечание 1 - Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
Примечание 2 - Результаты деятельности могут относиться к менеджменту действий, процессам (3.12), продукции, услугам, системам или организациям (3.1).
3.14 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.
Примечание 1 - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.
3.15 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.12), продукции, услуги или действия.
Примечание 1 - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
3.16 измерение (measurement): Процесс (3.12) определения величины.
3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.12) получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечание 1 - Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.
Примечание 2 - Внутренний аудит проводится первой стороной (самой организацией) или уполномоченной на это второй стороной (внешней организацией).
Примечание 3 - Термины "объективные свидетельства" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.
3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3).
3.19 несоответствие (non-conformity): Невыполнение требования (3.3).
3.20 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.19).
3.21 корректирующее действие (меры коррекции) (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.19) и для предупреждения его повторного возникновения.
3.22 непрерывное совершенствование, постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.13).
3.23 сотрудничество (collaboration): Осознанный подход к совместной деятельности в соответствии с согласованной общей целью (без определенных границ).
Примечание 1 - Границы могут быть функциональными, организационными, географическими или между организациями (3.1). Сотрудничество часто зависит от здоровой культуры менеджмента знаний (3.27) и направлено на облегчение совместного создания и обмена знаниями (3.25) между сотрудничающими сторонами.
3.24 информация (information): Значимые данные.
[ИСО 9000:2015, пункт 3.8.2]
3.25 знание (knowledge): Человеческий актив или актив организации, позволяющий принимать эффективные решения и действовать в соответствии с контекстом.
Примечание 1 - Знания могут быть персональными, коллективными или организационными.
Примечание 2 - Существуют различные представления относительно области применения знаний, которые могут зависеть от контекста и намеченных целей. Вышеприведенное определение знания является обобщенным со всех точек зрения. Примерами знаний могут служить идеи и ноу-хау.
Примечание 3 - Знания могут приобретаться в результате обучения или накопления опыта.
3.26 менеджмент знаний (knowledge management): Менеджмент применительно к знаниям.
[ИСО 30400:2016, 14.1, с изменениями]
Примечание 1 - Менеджмент знаний используется в качестве системного и целостного подхода, предназначенного для повышения качества получаемых результатов и обучения.
Примечание 2 - Менеджмент знаний включает в себя оптимизацию процессов выявления, создания, анализа, представления, распространения и применения знаний с целью создания ценности для организации.
3.27 культура менеджмента знаний (knowledge management culture): Элементы корпоративной культуры (3.29), позволяющие поддерживать ценности, характер поведения и деятельность организации, связанные с системой менеджмента знаний (3.28).
3.28 система менеджмента знаний (knowledge management system): Часть системы менеджмента (3.4) применительно к знаниям (3.25).
Примечание 1 - Элементы системы включают культуру менеджмента знаний организации (3.27), структуру, способ организации управления, лидерство в организации; роли и ответственность; планирование, технологию, процессы и функционирование.
3.29 организационная культура (organizational culture): Ценности, убеждения и практики, которые влияют на поведение и поступки людей и организаций.
[ИСО 30400:2016, 3.2]
Примечание 1 - Культура менеджмента знаний (3.27) является поддерживающим элементом организационной культуры.
3.30 навык (skill): Способность выполнять задачи в соответствии с определенными ожиданиями, приобретенная в ходе обучения.