ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента знаний. Основные требования
Приложение C
(справочное)
КУЛЬТУРА МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ
Культура менеджмента знаний является вспомогательным элементом организационной культуры, которая стимулирует модели поведения, связанные с поиском, обменом, развитием и применением знаний и, как ожидается, будет поддерживать создание и применение в организации системы менеджмента знаний. В культуре менеджмента знаний также присутствует и личное измерение, когда каждый человек в конечном итоге своим поведением и действиями обязан продемонстрировать заинтересованность в менеджменте знаний. Культура менеджмента знаний признает ценность индивидуальных и общих знаний, так как они приносят пользу организации.
Культура менеджмента знаний отражает ту степень, с которой сотрудники организации будут:
a) чувствовать себя комфортно, открыто обсуждая возникающие вопросы и предлагая советы;
b) открыто и честно делиться знаниями и информацией для повышения степени своей социализации и обмена знаниями в организации;
c) защищать корпоративные знания;
d) чувствовать себя способными к самостоятельным действиям, используя собственные знания;
e) проявлять ответственность за собственное обучение и его результаты;
f) передавать свои знания другим сотрудникам организации, а не хранить их у себя;
g) сотрудничать, а не конкурировать со своими коллегами;
h) тратить время на размышления и обучение;
i) ценить приобретение новых знаний посредством получения собственного опыта (положительного или отрицательного).
Многие из вышеуказанных элементов взаимозависимы, и вполне возможно, что они могут проявляться в различных подразделениях организации; в этом случае применение системы менеджмента знаний может оказаться противоречивым. Повышение культуры менеджмента знаний не происходит ни автоматически, ни в течение короткого времени, а требует целенаправленной и активной программы работ по ее продвижению к необходимому состоянию. Если эти элементы гармонично сочетаются, то это дает положительные результаты, включая способность организации адаптироваться к изменениям ситуации.
Факторы, которые могут влиять на основные элементы культуры менеджмента знаний - нормы поведения и подходы:
a) проявление лидерства;
b) доверие;
c) вовлеченность и погруженность;
d) разнообразие культурных различий;
e) обычаи и нормы поведения;
f) политики и процедуры;
g) уровни подготовки и компетентности;
h) стимулы;
i) физическая и цифровая среда;
j) технологии;
k) структура организации.
Многие из указанных факторов рассмотрены в основной части настоящего стандарта.
Возможными подходами к продвижению культуры менеджмента знаний являются:
a) определение требуемой культуры менеджмента знаний;
b) проведение анализа неиспользованных резервов;
c) разработка плана по реализации неиспользованных резервов;
d) выполнение плана по реализации неиспользованных резервов;
e) совершенствование и периодический возврат к предыдущим шагам.