БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента знаний. Основные требования

Приложение C

(справочное)

 

КУЛЬТУРА МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

 

Культура менеджмента знаний является вспомогательным элементом организационной культуры, которая стимулирует модели поведения, связанные с поиском, обменом, развитием и применением знаний и, как ожидается, будет поддерживать создание и применение в организации системы менеджмента знаний. В культуре менеджмента знаний также присутствует и личное измерение, когда каждый человек в конечном итоге своим поведением и действиями обязан продемонстрировать заинтересованность в менеджменте знаний. Культура менеджмента знаний признает ценность индивидуальных и общих знаний, так как они приносят пользу организации.

Культура менеджмента знаний отражает ту степень, с которой сотрудники организации будут:

a) чувствовать себя комфортно, открыто обсуждая возникающие вопросы и предлагая советы;

b) открыто и честно делиться знаниями и информацией для повышения степени своей социализации и обмена знаниями в организации;

c) защищать корпоративные знания;

d) чувствовать себя способными к самостоятельным действиям, используя собственные знания;

e) проявлять ответственность за собственное обучение и его результаты;

f) передавать свои знания другим сотрудникам организации, а не хранить их у себя;

g) сотрудничать, а не конкурировать со своими коллегами;

h) тратить время на размышления и обучение;

i) ценить приобретение новых знаний посредством получения собственного опыта (положительного или отрицательного).

Многие из вышеуказанных элементов взаимозависимы, и вполне возможно, что они могут проявляться в различных подразделениях организации; в этом случае применение системы менеджмента знаний может оказаться противоречивым. Повышение культуры менеджмента знаний не происходит ни автоматически, ни в течение короткого времени, а требует целенаправленной и активной программы работ по ее продвижению к необходимому состоянию. Если эти элементы гармонично сочетаются, то это дает положительные результаты, включая способность организации адаптироваться к изменениям ситуации.

Факторы, которые могут влиять на основные элементы культуры менеджмента знаний - нормы поведения и подходы:

a) проявление лидерства;

b) доверие;

c) вовлеченность и погруженность;

d) разнообразие культурных различий;

e) обычаи и нормы поведения;

f) политики и процедуры;

g) уровни подготовки и компетентности;

h) стимулы;

i) физическая и цифровая среда;

j) технологии;

k) структура организации.

Многие из указанных факторов рассмотрены в основной части настоящего стандарта.

Возможными подходами к продвижению культуры менеджмента знаний являются:

a) определение требуемой культуры менеджмента знаний;

b) проведение анализа неиспользованных резервов;

c) разработка плана по реализации неиспользованных резервов;

d) выполнение плана по реализации неиспользованных резервов;

e) совершенствование и периодический возврат к предыдущим шагам.

 

 

 

 

TOC