ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента знаний. Основные требования
Приложение B
(справочное)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ МЕНЕДЖМЕНТОМ ЗНАНИЙ
И СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Область применения менеджмента знаний можно определить, сравнив его с областью применения смежных дисциплин, т.е.:
a) информационный менеджмент (information management).
Менеджмент знаний и информационный менеджмент часто путают, поэтому важно различать эти два метода управления.
Менеджмент знаний включает в себя упорядочивание (кодификацию) знаний и, следовательно, связан с созданием новой информации. После того как знания кодифицированы (например, в определенном документе), их можно подвергать процессам информационного менеджмента (например, хранению или поиску). Они также становятся частью менеджмента знаний в той части, в которой они связаны с содержанием упорядоченных знаний и с обеспечением поддержки надлежащих решений и эффективных мер (с учетом контекста и восприятия пользователя).
Большая часть существующих в организации знаний остается некодифицированной, и, следовательно, они не могут подвергаться процессам информационного менеджмента. В тех случаях, когда знания кодифицированы, их не представляется возможным полностью охватить, какими бы ресурсами организация ни располагала. Например, опыт и знания являются объектами менеджмента знаний, а не информационного менеджмента, поэтому, несмотря на то что элементы информационного менеджмента использованы в менеджменте знаний, обособленно информационный менеджмент не может полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к системе менеджмента знаний;
b) управление данными (data management).
Менеджмент знаний и управление данными, как правило, считаются несвязанными дисциплинами, однако некоторые аспекты управления данными, которые могут также относиться и к менеджменту знаний, могут включать в себя данные путем их связывания и использования алгоритмов сбора/анализа (логического) данных и получения новых инсайтов;
c) интеллектуальный анализ данных (business intelligence).
Интеллектуальный анализ данных связан с менеджментом знаний, так как целью интеллектуального анализа данных является поддержка создания новых знаний и идей, что для выявления закономерностей будет достигаться в первую очередь за счет анализа данных и информации;
d) управление взаимоотношениями с клиентами (customer relationship management).
Управление взаимоотношениями с клиентами позволяет обрабатывать данные, информацию и знания, связанные с клиентами и другими заинтересованными сторонами, поэтому менеджмент знаний может служить средством совершенствования системы менеджмента взаимоотношений с клиентами;
e) обучение, организационное развитие и тренинги (learning, organizational development and training).
Как менеджмент знаний, так и обучение, организационное развитие и тренинги позволяют организациям и ее отдельным сотрудникам понимать различия в потребностях в знаниях в настоящем и в будущем. При этом если при обучении использованы программы для преодоления различий в знаниях на индивидуальном уровне, то менеджмент знаний позволяет облегчать их получение в различных формах и на различных уровнях.
Образовательные услуги для получения неформального образования и тренингов рассмотрены в ИСО 29990;
f) профессиональная подготовка (organizational learning).
Профессиональная подготовка и менеджмент знаний отличаются по способу обращения со знаниями. При профессиональной подготовке знания рассматривают как средство, предназначенное для процессов организационного обучения, тогда как в рамках менеджмента знаний знания рассматривают как средство достижения намеченных организацией целей (например, содействие процессам обучения в организации). В этом отношении менеджмент знаний можно использовать в качестве средства, способствующего профессиональной подготовке;
g) управление человеческими ресурсами (human resource management).
Управление человеческими ресурсами (персоналом) охватывает все аспекты управления кадрами в организации, включая оптимизацию их вклада в успех организации и всех заинтересованных сторон, а также создание надлежащего потенциала знаний (индивидуального и коллективного). Менеджмент знаний также способствует развитию индивидуального и коллективного потенциала сотрудников и повышению производительности их труда путем создания, обмена и использования знаний.
Два вышеуказанных метода взаимозависимы. Сотрудник организации является носителем знаний, необходимых для выполнения им своих служебных обязанностей и повышения производительности труда. Точно так же организация рассчитывает на знания своих сотрудников для обеспечения собственного процветания и достижения намеченных целей. Коллективные знания являются мощным, но бесполезным средством, если сотрудники их не применяют. Система менеджмента знаний способна обеспечить большую эффективность и производительность труда и, соответственно, более эффективно использовать практику найма сотрудников и уменьшать влияние потери знаний, обусловленной добровольным (недобровольным) уходом сотрудников;
h) инновационный менеджмент (innovation management).
Инновационный менеджмент тесно связан с менеджментом знаний, а также с процессами формирования идей и креативных способностей, что часто способствует деятельности в области менеджмента знаний (например, обмену знаниями или развитию), а также созданию новых знаний;
i) менеджмент риска (risk management).
Менеджмент знаний и менеджмент риска тесно связаны между собой во многих отношениях, однако все же остаются самостоятельными дисциплинами.
Несмотря на то что достижение эффективного менеджмента знаний, как это определено в 4.3, является одним из методов снижения риска, существуют и другие способы снижения риска, отличные от менеджмента знаний. Кроме того, менеджмент знаний влияет на эффективность коммерческой деятельности, производительность труда и репутацию иными способами, отличными от методов снижения риска, например расширение функциональных возможностей или поддержка принятых решений. Как менеджмент знаний, так и менеджмент риска - это методы управления нематериальными ресурсами, которые влияют на деятельность организации или проекта, и поэтому оба должны применяться на протяжении всего жизненного цикла проекта (или как часть метода управления организацией); тем не менее их следует рассматривать как параллельные, дополняющие, а не дублирующие друг друга дисциплины;
j) менеджмент качества (quality management).
Менеджмент знаний дополняет менеджмент качества. Корпоративные знания указаны в ИСО 9001 в качестве одного из обязательных элементов, предназначенных для создания системы менеджмента качества. Система менеджмента знаний, как определено в данном стандарте, является одним из средств для выполнения требований, определенных в 7.1.6 ИСО 9001.
Таким образом, явное объединение менеджмента знаний с другими дисциплинами создает синергический эффект, а также обеспечивает возможность объединения различных систем менеджмента в интегрированную систему менеджмента и их совершенствование.