ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента знаний. Основные требования
4.4 Система менеджмента знаний
4.4.1 Общие положения
Организация должна создать, внедрить, поддерживать и непрерывно совершенствовать систему менеджмента знаний (в том числе необходимые процессы и их взаимодействие) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
В 4.4.2 - 4.4.4 содержатся требования, каждое из которых характеризует определенный аспект системы менеджмента знаний, причем эти аспекты являются взаимозависимыми. Признание этих аспектов и их включение в систему менеджмента знаний (через процесс управления изменениями) необходимо для внедрения в организации результативной и целостной системы менеджмента знаний.
4.4.2 Формирование и развитие знаний
Для поддержки целей системы менеджмента знаний и охвата приоритетных областей знаний, указанных в 4.3, организация должна продемонстрировать, что система менеджмента знаний охватывает нижеуказанные направления деятельности для эффективного менеджмента знаний на всех этапах их развития через систематическую деятельность и поведение:
a) получение новых знаний: средства обеспечения организации знаниями, которые ранее были ей неизвестны или недоступны внутри организации.
Примечание 1 - Примеры деятельности включают в себя создание знаний, инновации, исследования, выявление и формирование знаний из данных, усвоение выученных уроков, получение знаний из внешних источников, сбор обратной связи, адаптацию существующих знаний к новым сферам их применения;
b) применение существующих знаний: средства повышения эффективности знаний, объединение существующих актуальных знаний организации с целью совершенствования деятельности и принятия решений.
Примечание 2 - Примеры деятельности включают передачу знаний, консолидацию знаний, обмен знаниями, кодификацию знаний, повторное использование знаний, творческое решение проблем;
c) сохранение существующих знаний: средства защиты организации от рисков утраты знаний.
Примечание 3 - Примеры деятельности включают документирование, защиту экспертных знаний от текучести кадров, резервное копирование информации, планирование замены выбывающих сотрудников, наставничество;
d) работа с устаревшими или недостоверными знаниями: средства защиты организации от совершения ошибок или неэффективной работы в результате использования знаний, не подходящих для существующей среды организации.
Примечание 4 - Примеры деятельности включают удаление знаний, курирование знаний, архивирование, актуализацию знаний, переобучение в связи с изменением знаний.
4.4.3 Передача и преобразование знаний
Для поддержки целей системы менеджмента знаний и охвата приоритетных областей знаний, указанных в 4.3, система менеджмента знаний организации должна включать поведение и деятельность, поддерживающие все типы потоков знаний:
a) межличностное взаимодействие: обмен и совместное создание знаний посредством обсуждений и взаимодействия между отдельными людьми, командами и внутри организации.
Пример - Сообщества практиков; мозговые штурмы; рабочие команды; "кафе знаний"/"world cafe"; передача смены; планирование замены выбывающих сотрудников; менторство; осмысление; сторителлинг;
b) представление знаний: обеспечение доступности знаний путем их демонстрации, записи, документирования и/или кодификации.
Пример - Разработка и написание процедур и руководств; фиксация уроков; записанная передача дел; личный пример;
c) комбинирование знаний: синтез, кураторство, формализация, структурирование или классификация кодифицированных знаний, делающих их доступными и находимыми.
Пример - Классификация и таксономия; тегирование; обобщение и структурирование контента; обновление записанных знаний;
d) интернализация знаний и обучение: изучение, оценка и усвоение знаний; внедрение знаний в практику.
Пример - Поиск и подбор знаний; анализ знаний перед принятием решений; инструктаж; чек-листы; использование симуляторов; адаптация нового сотрудника; электронное обучение; наблюдение за работой специалистов.
4.4.4 Средства реализации менеджмента знаний
Для создания эффективной системы менеджмента знаний организации она должна включать и интегрировать элементы всех следующих средств реализации менеджмента знаний. Это должно поддерживать цели системы менеджмента знаний и охватывать приоритетные области знаний, указанные в 4.3:
a) человеческий капитал: роли и ответственность, включая все заинтересованные стороны системы менеджмента знаний; подтверждение поощряемости менеджмента знаний в организации (см. раздел 5).
Примечание 1 - Примеры средств реализации включают роли директора по менеджменту знаний, фасилитатора сообщества практиков, а также включение менеджмента знаний в годовую оценку сотрудников;
b) процессы: определенная деятельность, связанная со знаниями и встроенная в процессы организации, включая процедуры, инструкции, методы и метрики (см. раздел 8).
Примечание 2 - Примеры средств реализации включают процессы выявления и формирования знаний из данных, а также выученные уроки, составленные на основании неудач и успехов;
c) технологии и инфраструктура: цифровые каналы, виртуальная и реальная рабочая среда и другие инструменты.
Примечание 3 - Примеры средств реализации включают следующие: мобильные приложения; порталы; вики; поисковые системы; облачные вычисления; платформы больших данных; рабочие зоны для совместной работы; площадки для неформальных встреч;
d) способ организации управления: стратегия, ожидания и средства реализации системы менеджмента знаний, работающие согласованно (см. разделы 5 - 10).
Примечание 4 - Примеры средств реализации включают стратегию менеджмента знаний, политики, соглашение об уровне обслуживания, кодекс поведения;
e) культура менеджмента знаний: убеждения и нормы в части обмена знаниями и обучения на ошибках (см. 4.5).
Примечание 5 - Примеры средств реализации включают поощрение за признание и объяснение ошибок вместо наказания.