ГОСТ Р 59051-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Этическая оценка исследований и инноваций. Часть 2. Оценка этического воздействия
4.3 Разработка и порядок заполнения анкеты для анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Анализ пороговых значений EIA-оценки обычно начинается с заполнения специальной анкеты (или вопросника), которая не обязательно должна быть достаточно длинной или сложной. Самым важным вопросом, который организация должна задать себе, - это затрагивает ли исследовательский проект (технология, услуга или область применения) какие-либо этические проблемы? В случае положительного ответа следует провести оценку соответствующих этических воздействий. В приложении А содержится краткий обзор этических воздействий, которые организация может брать за основу для определения прототипов.
В таблице 1 представлен базовый формат анкеты, используемой для порогового анализа этических воздействий. В представленную анкету необходимо вносить коррективы, связанные с этическими проблемами, которые затрагивают конкретные проекты или области науки.
Анализ пороговых значений EIA-оценки необходимо выполнять на этапе подготовки предложений по реализации инновационно-исследовательского проекта. Анализ должен проводиться своевременно и эффективно и не должен препятствовать планированию работ в рамках проекта.
Таблица 1
Базовый формат анкеты, предназначенной для порогового
анализа этических воздействий
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т.е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия) или 5 (т.е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия) | ||||||
Предусматривает ли проект разработку или развитие технологий, методик или протоколов (или использование их результатов), которые: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
1. Используются в области здравоохранения или могут оказывать негативное воздействие на здоровье населения или его безопасность? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
2. Включают сбор, обработку, хранение и/или передачу персональных данных (в частности, персональные данные, касающиеся здоровья, личной жизни, расовой принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений и др.)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т.е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия) или 5 (т.е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия) | ||||||
Предусматривает ли проект разработку или развитие технологий, методик или протоколов (или использование их результатов), которые: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
3. Могут оказывать воздействие на права и свободу воли отдельных лиц и групп людей (в частности, оказывать воздействие на свободу передвижения, независимость, аутентичность личности, индивидуализацию, конфиденциальность, человеческое достоинство, физическую неприкосновенность, интеллектуальную собственность и др.)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
4. Могут оказывать негативное воздействие на социальную справедливость и равенство (в частности, на распределение возможностей, полномочий и областей ответственности; на гражданские и политические права; на распределение экономических ресурсов, доходов, рисков и опасностей, с особым вниманием к воздействию на наиболее уязвимые, находящиеся в неблагоприятных условиях и недостаточно представленных в обществе граждан, их групп или сообществ, а также на будущие поколения и отдельных граждан, их групп и сообществ в странах с низким и средним уровнем доходов)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
5. Могут оказывать негативное воздействие на благосостояние отдельных граждан, их групп и/или на общественные блага, включая негативное воздействие на культурное наследие (в частности, на благосостояние и интересы отдельных граждан и их групп в обществе, включая и негативное воздействие на качество работ и социальные институты/структуры, демократию и наиболее важные аспекты культуры и культурного разнообразия)? Культурное наследие включает в себя как сохранение природных объектов, так и нематериальных атрибутов, ценных как для отдельных групп граждан, так и для общества в целом, например достопримечательности, памятники, артефакты, тексты, архивы, реликвии и ранее полученные знания). |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
6. Могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду, животных и/или растения, в том числе из-за использования генетически модифицированных организмов (GMO) (в частности, непосредственное и долгосрочное негативное воздействие на окружающую среду, животных и растения по причине используемых биологических, химических, радиологических, ядерных или взрывоопасных элементов, включая ГМО, а также любые негативные антропогенные воздействия на естественную среду обитания и проводимую экологическую политику)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
Дайте ответ на следующие вопросы в виде оценки степени серьезности этического воздействия, присвоив 1 (т.е. как очень маловероятного и/или обладающего очень низкой потенциальной серьезностью воздействия) или 5 (т.е. как весьма вероятного и/или обладающего весьма высокой потенциальной серьезностью воздействия) | ||||||
Предусматривает ли проект простое использование его результатов для проектирования или разработки технологий, методик или протоколов, которые: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Прокомментируйте Ваш ответ или кратко опишите любые этические проблемы, которые могут возникать: |
7. Могут использоваться в военных целях (в частности, для создания оружия массового поражения, военных систем слежения, автономных комплексов вооружения и др.)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
8. Могут вызывать озабоченность касательно устойчивого развития (в частности, соответствие исследовательского проекта и инноваций целям устойчивого развития в части использования ресурсов, выработки вредных отходов и др.)? |
|
|
|
|
|
|
& | ||||||
9. Могут стать объектом непредусмотренного применения (в частности, источником неблагоприятного биологического, химического, радиационного, ядерного воздействия, взрывоопасных материалов, или средствами их транспортировки, или использования государственными или другими органами в гражданских целях)? |
|
|
|
|
|
|
& |