ГОСТ Р 59034-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к качеству услуг по перевозке угля в открытом подвижном составе
6 Требования к выполнению грузовых операций
6.1 Род и вид открытого подвижного состава должны быть выбраны грузоотправителем в зависимости от физико-химических свойств груза, вида применяемых для выполнения погрузочно-разгрузочных операций устройств, сооружений и механизмов.
6.2 Под погрузку угля должны подаваться пригодные для перевозки конкретного груза технически исправные вагоны. Вагоны должны иметь исправные кузова и крышки разгрузочных люков (при наличии), исключающие просыпание груза, а также исправные запорные механизмы и устройства блокировки (при наличии), предотвращающие открытие люков, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов. При перевозке угля фракции менее 10 мм крышки разгрузочных люков должны быть заделаны уплотнителями, исключающими просыпание грузов.
6.3 Техническую пригодность вагонов, подаваемых под погрузку угля, должен определять перевозчик согласно федеральному закону [3].
6.4 Пригодность вагонов для погрузки угля в коммерческом отношении осуществляет сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку.
6.5 Грузоотправитель имеет право отказаться от погрузки в технически неисправные вагоны и/или вагоны, непригодные в коммерческом отношении для перевозки угля.
6.6 Порядок информирования владельца неисправного и/или непригодного вагона об отказе грузовладельца от погрузки в этот вагон, а также дальнейшие действия по замене вагона определены правилами [11].
6.7 Уголь необходимо загружать в вагон без превышения грузоподъемности вагона, указанной на его трафарете. При погрузке угля в вагоны сочлененного типа дополнительно необходимо соблюдать требования эксплуатационной документации на вагоны по равномерности загрузки тележек.
6.8 При погрузке угля в вагоны сочлененного типа все секции одного вагона должны загружаться грузом одного наименования.
6.9 Время выполнения погрузочно-разгрузочных операций не должно превышать нормативного времени, установленного документами владельца грузового фронта в зависимости от объемов погрузки и выгрузки, технического оснащения и утвержденной технологии, если иное не предусмотрено договором.
6.10 Погрузочно-разгрузочные работы с углем необходимо производить в соответствии с требованиями ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.2) при использовании полувагонов, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.4) при использовании вагонов-платформ, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.7) при использовании вагонов-хопперов открытого типа.
6.11 Устройства, взаимодействующие с вагонами при выполнении погрузочно-разгрузочных операций с углем, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).
6.12 При перевозке угля мелкой фракции сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку, обязана обеспечить сохранность груза и исключить его просыпание в пути следования.
6.13 Перед началом погрузки необходимо проверять температуру, влажность и другие физико-химические свойства бурого и каменного угля, отнесенных к смерзающимся грузам, для предотвращения его слеживания, комкования и смерзания.
6.14 Профилактические меры и средства, применяемые для предотвращения смерзания бурого и каменного угля, должны быть определены грузоотправителем по согласованию с грузополучателем.
6.15 Применение профилактических мер против смерзания бурого и каменного угля необходимо осуществлять в периоды года, указанные в приложении 2 к правилам [10].
6.16 Для предотвращения смерзания бурого и каменного угля необходимо применять профилактические меры, приведенные в приложении 3 к правилам [10].
6.17 Поверхность погруженного в открытый вагон груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции с нижним основанием, не выступающим выше уровня бортов кузова вагона.
6.18 По согласованию с владельцем вагона разравнивание и уплотнение груза в вагоне может осуществляться механизированным способом. При этом используемые механизмы должны отвечать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).
6.19 После окончания погрузки осуществляющая ее сторона договора перевозки должна обеспечить очистку от остатков угля ходовых частей вагонов, включая буксовые узлы или подшипники колесных пар, тормозного оборудования, автосцепных устройств и шарнирного узла сочленения вагонов сочлененного типа.
6.20 Выгрузка угля в местах общего и необщего пользования должна быть обеспечена грузополучателем в соответствии с требованиями правил [7].
6.21 Места общего и необщего пользования, где осуществляют погрузочно-разгрузочные операции с бурым и каменным углем, должны быть оборудованы сооружениями и устройствами, обеспечивающими восстановление сыпучести грузов, очистку вагонов после выгрузки, а также сохранность вагонов в соответствии с требованиями правил [10].
6.22 При перевозке угля кольцевыми маршрутами допустимые остатки груза после выгрузки могут быть установлены исходя из требований обеспечения безопасности движения только по письменному согласованию грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика в соответствии с правилами [13], а также владельца вагона.
6.23 После выгрузки осуществляющей ее стороной договора перевозки грузовые вагоны должны быть очищены внутри и снаружи от остатков груза способами, допускаемыми руководством по эксплуатации грузовых вагонов. При этом должна быть обеспечена защита буксовых узлов, тормозного оборудования, рукавов, воздушной магистрали, элементов тележки, шарнирного узла сочленения вагонов сочлененного типа и других элементов конструкции от попадания в них влаги, остатков груза и грязи.
6.24 Не допускается ставить в поезда грузовые вагоны с остатками груза на тормозном оборудовании, автосцепном оборудовании, колесных парах, элементах тележек вагона и шарнирном узле сочленения вагонов сочлененного типа.
6.25 Не допускается при погрузочно-разгрузочных работах температурное воздействие на элементы грузовых вагонов, превышающее значения, определенные руководством по эксплуатации вагона.
6.26 Не допускается открывать и закрывать разгрузочные крышки люков, борта вагонов с применением тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не предназначенной для выполнения данных работ.