ГОСТ Р 59034-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к качеству услуг по перевозке угля в открытом подвижном составе
10 Критерии оценки качества услуг
10.1 При перевозке угля наиболее значимыми показателями являются показатели своевременности выполнения перевозки и показатели сохранности перевозимых грузов, а также возможность формирования отправительских маршрутов.
10.2 Качество услуг, связанных с перевозкой угля в открытом подвижном составе, может быть оценено путем расчета показателей ряда критериев, характеризующих каждую услугу:
10.2.1 Критерий оценки качества услуги показывает, насколько услуга соответствует заявленным параметрам. Критерии оценки качества услуг необходимо определять с целью выработки направлений их улучшения. Значения критериев не могут быть использованы для выставления претензий, в том числе финансовых.
10.2.2 Системную оценку качества услуги по перевозке угля и связанных с ней услуг рекомендовано производить по критериям, приведенным в таблице 10.1.
Таблица 10.1
Критерии оценки качества услуг по перевозке угля в открытом
подвижном составе железнодорожным транспортом
Оцениваемый параметр | Критерий | Определяющий показатель | Единица измерения |
Доступность услуг перевозчика | Доступность информации об услугах перевозчика и условиях их оказания | Продолжительность сбоев, выявленных в работе сайта перевозчика (за исключением плановых технических работ), отнесенная к выбранному периоду времени | % |
Продолжительность сбоев, выявленных в работе колл-центра перевозчика (за исключением плановых технических работ), отнесенная к выбранному периоду времени | % | ||
Срок рассмотрения заявки на перевозку угля | Количество заявок, рассмотренных с нарушением сроков, предусмотренных настоящим стандартом, отнесенное к общему количеству полученных заявок | % | |
Срок заключения договора перевозки (оформления перевозочных документов) | Количество договоров, заключенных с нарушением сроков, предусмотренных настоящим стандартом, отнесенное к общему количеству заключенных договоров | % | |
Работники, обслуживающие клиентов | Клиентоориентированность персонала | Количество жалоб, поступивших от клиентов на работников подразделения, отнесенное к общему количеству работников, обслуживающих клиентов в подразделении | % |
Информационно-справочное обслуживание | Актуальность информации | Количество выявленных неактуальных данных в каждом источнике информирования | шт. |
Срок предоставления информации по запросу грузоотправителя/грузополучателя | Количество ответов, предоставленных с превышением срока подготовки информации, установленного организационно-правовыми документами перевозчика, отнесенное к общему количеству запросов | % | |
Своевременность информирования о местонахождении груза (прибытия на станцию назначения) | Количество нарушений сроков информирования, установленных организационно-правовыми документами перевозчика и договором перевозки, отнесенное к общему числу выполненных договоров за рассматриваемый период | % | |
Открытый подвижной состав | Наличие необходимого количества подвижного состава на инфраструктуре общего пользования | Число (объем) неудовлетворенных заявок на перевозку по причине отсутствия необходимого подвижного состава, отнесенное к общему объему перевозок | % |
Техническая пригодность открытого подвижного состава | Число отказов грузоотправителей от погрузки по причине неудовлетворительного технического состояния подвижного состава, отнесенное к общему числу отправок за рассматриваемый период | % | |
Сохранность груза | Сохранность груза при хранении | Число выявленных нарушений условий хранения угля в соответствии с данным стандартом | шт. |
Доля несохранного груза по причине самовозгорания на складе | % | ||
Сохранность груза при транспортировании | Доля случаев, предусмотренных статьей 41 федерального закона [3], требующих участия перевозчика в выдаче груза, от общего объема отправок | % | |
Нормативный срок доставки груза | Наличие инфраструктурных возможностей доставки груза в необходимые грузоотправителю сроки на выбранном маршруте | Доля от общего объема заявок на перевозки угля, не выполненная в срок в связи с ограничением пропускной способности инфраструктуры | % |
Возможность формирования маршрутных отправок | Доля своевременно удовлетворенных заявок на перевозку угля отправительскими маршрутами от общего числа поступивших заявок на перевозку маршрутами | % | |
Возможность формирования кольцевых маршрутов | Доля своевременно удовлетворенных заявок на перевозку угля кольцевыми маршрутами от общего числа поступивших заявок на перевозку кольцевыми маршрутами | % | |
Возможность отправления груза по расписанию (на специально выделенную нитку графика движения поездов) | Доля удовлетворенных заявок на перевозку угля по расписанию (на специально выделенную нитку графика движения поездов) | % | |
Нормативный срок доставки груза | Сроки подачи и уборки вагонов к местам необщего пользования | Доля подач/уборок вагонов, выполненных в соответствии с согласованным с владельцем мест необщего пользования временем от общего количества подач/уборок вагонов | % |
Дополнительные услуги | Востребованность ассортимента дополнительных услуг новыми клиентами | Количество обращений за дополнительной услугой новых клиентов (отдельно по каждой услуге) от общего количества заявок на перевозку угля, поступивших от новых клиентов | % |
Востребованность ассортимента дополнительных услуг постоянными клиентами | Количество обращений за дополнительной услугой постоянных клиентов (отдельно по каждой услуге) от общего количества заявок на перевозку угля, поступивших от постоянных клиентов | % | |
Доступность дополнительных услуг | Наличие информации о дополнительных услугах в открытых источниках информирования | шт. (источников) |
10.2.3 Порядок проведения оценки качества услуг должен быть установлен внутренними документами перевозчика и/или оператора железнодорожного подвижного состава.
10.2.4 Если в течение длительного периода (более одного года) динамика определенного показателя отрицательная, то ответственное за его выполнение подразделение перевозчика и/или оператора железнодорожного подвижного состава должно разработать и утвердить комплекс мероприятий по нормализации показателя и график их реализации.