БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Идентификация и прослеживаемость изделий авиационной техники. Основные положения

4 Общие требования к проведению уникальной идентификации и машиносчитываемого маркирования изделий авиационной техники

 

4.1 Целями применения уникальной идентификации и машиносчитываемого маркирования изделий АТ являются:

- контроль аутентичности изделий АТ;

- прослеживаемость изделий АТ от производства до утилизации;

- контроль текущей конфигурации бортового оборудования;

- противодействие обороту фальсифицированных и контрафактных изделий АТ;

- автоматизация логистических операций в цепях поставок;

- расширение возможности автоматизации операций производства изделий АТ за счет внедрения методов и средств автоматического распознавания материалов, изделий, полуфабрикатов, заготовок, тары, документации по нанесенным на них машиносчитываемым меткам;

- повышение качества эксплуатации, послепродажного обслуживания изделий за счет автоматизации информационных операций с изделиями в процессах технического обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и других работ с изделиями АТ.

4.2 При проведении уникальной идентификации следует обеспечивать:

- применение уникальной, постоянной идентификации на протяжении всего ЖЦ АТ и АТИ;

- применение метода идентификации, который соответствует потребностям прослеживаемости изделий при производстве, эксплуатации, материально-техническом обеспечении, ремонте и утилизации;

- использование состава данных идентификации, не зависящего от технологий маркирования, применяемых символик штрихового кода, видов радиочастотных меток или других видов носителей данных;

- использование состава данных по прослеживаемости, который позволяет вести обмен данными на основе единых для всех участников оборота изделий словарей данных и кодов видов данных в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 15418, единых правил синтаксиса записей по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15434, используя сети телекоммуникаций, государственные, ведомственные, корпоративные автоматизированные системы прослеживаемости оборота изделий АТ;

- сквозной характер прослеживаемости АТ и АТИ по всему ЖЦ продукции и по всем составляющим прослеживаемости продукции.

4.3 Идентификацию единиц продукции, единиц груза (логистических единиц) следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 15459-3, ГОСТ ISO/IEC 15459-4, ГОСТ ISO/IEC 15459-6 с применением полученного от агентства выдачи кода организации (предприятия), осуществляющего производство продукции, комплектование и идентификацию единиц груза (логистических единиц).

4.4 Выбор изделий для уникальной идентификации и машиносчитываемого маркирования, носителей данных маркировки, мест и методов маркирования должен осуществляться на этапах разработки конструкторской документации на изделия АТ. Указания о маркировании помещают в технических требованиях чертежа, электронной модели детали, сборочной единицы <1>.

--------------------------------

<1> Правила нанесения на чертежи указаний о маркировании по ГОСТ 2.314 и ГОСТ 2.109.

 

4.5 Уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию с применением штриховых кодов и/или радиочастотных меток подлежат компоненты АТ классов I, II, III, которые критичны с точки зрения обеспечения летной годности, надежности и эксплуатационной технологичности, подвергаются обслуживанию и/или замене в ходе эксплуатации (в том числе контролю параметров, настройке, монтажу/демонтажу, имеют ограниченный срок технической пригодности и контролируемые во времени параметры, требуют ведения записей в эксплуатационной документации, включены в перечень запасных частей). По решению разработчика изделия уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию дополнительно могут быть подвергнуты составные части, которые подлежат обслуживанию и замене при выполнении среднего и капитального ремонта, в отношении которых необходимо принятие особых мер обеспечения прослеживаемости в ходе управления ЖЦ и исключения оборота фальсифицированных и контрафактных изделий АТ.

4.6 Уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию также подлежат все виды тары изделий АТ. По решению разработчика уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию подвергают АТИ, поставляемое для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, пономерную эксплуатационную документацию. Требования к уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию АТИ соответствуют требованиям к изделиям АТ. Маркированию подвергают эксплуатационную документацию, выпущенную в бумажной форме, в смешанной бумажной и электронной форме. Для документов, выпускаемых только в электронной форме, маркированию подвергают носитель данных, если он применяется.

4.7 Уникальной идентификации и машиносчитываемому маркированию могут быть также подвергнуты детали и сборочные единицы АТ, для которых применение автоматической идентификации в процессе производства позволяет получить преимущества за счет автоматизации технологических процессов, совершенствования контроля циклов производства, автоматизации документооборота предприятия. Маркировку, потребность в которой сохраняется только на этапе производства, как правило, выполняют методами, не связанными с изменением свойств и геометрии поверхности изделий, и проводят наклеиванием этикеток, навешиванием бирок и ярлыков, нанесением красящих составов. Такую маркировку удаляют после завершения производства и испытаний АТ.

4.8 Предпочтительными объектами для маркирования радиочастотными метками являются:

- номерные компоненты АТ классов I, II, III, обеспечивающие летную годность;

- номерные составные части других изделий авиационной техники, требующие эффективных мер прослеживаемости при поставках, хранении, эксплуатации и ремонте, а также мер предотвращения оборота неаутентичных изделий, в том числе фальсифицированных изделий с недостоверными данными ЖЦ, поддельными формулярами и паспортами;

- номерные печатные платы, сменные номерные блоки электромеханических, электрорадиоизделий и иных изделий в составе авиационной техники, требующие мгновенного, безошибочного и бесконтактного распознавания для оперативного проведения обслуживания и восстановления авиационной техники.

4.9 Для обеспечения необходимого уровня надежности доведения данных маркировки до потребителя возможно совместное применение радиочастотных меток и символов штрихового кода с дублированием всех или части данных на указанных носителях.

4.10 Радиочастотные метки не применяют для маркирования изделий по 4.8, если они относятся к изделиям малогабаритным, не имеющим пригодного для размещения радиочастотной метки участка поверхности, в случае нарушения функциональности изделия при размещении радиочастотной метки, при отрицательном воздействии метки на физико-механические и иные свойства изделия, при отсутствии экономической целесообразности и существенных преимуществ при выполнении логистических и учетных операций, при отсутствии электромагнитной совместимости радиочастотной метки, средств считывания/записи метки с объектом маркирования и иными составными частями изделия АТ.

4.11 Выбор носителя данных машиносчитываемой маркировки, применяемого метода маркирования, состава данных маркировки осуществляет разработчик изделия АТ и АТИ, исходя из требований ГОСТ Р 59003, ГОСТ Р 59004, [1] и задач, решаемых с применением данных маркировки, конструктивных и функциональных характеристик изделия, требований обеспечения сохраняемости <1> маркировки с установленным уровнем качества не менее срока эксплуатации изделия при внешних воздействующих факторах, установленных для штатной эксплуатации АТ и АТИ.

--------------------------------

<1> Термин "сохраняемость" - по ГОСТ 27.002-2015. Требования к качеству маркировки - по ГОСТ Р 59003, ГОСТ Р 59004.

 

4.12 В случае технической невозможности или экономической нецелесообразности обеспечения сохраняемости маркировки с установленным уровнем качества на весь срок эксплуатации изделия в эксплуатационной и ремонтной документации на изделие устанавливают условия и порядок восстановления качества маркировки.

4.13 При применении радиочастотных меток рекомендуется исключить возможность отделения метки от маркированного изделия с сохранением функциональности метки.

4.14 Нанесение машиносчитываемой маркировки выполняется на этапе производства изделий АТ. Работы по маркированию могут быть выполнены при проведении ремонта или внесении изменений в конструкцию изделий АТ.