БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56020-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь

4 Термины и определения (словарь)

 

4.1 Настоящий стандарт устанавливает основные термины БП и их определения (словарь) с учетом [3]:

4.1.1 бережливое производство; БП (lean production): Концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.

Примечания

1 БП предполагает:

- организацию процесса вытягивания заказов потребителями;

- сокращение времени исполнения заказов;

- непрерывность потока заказов;

- равномерность потока заказов;

- гибкость (адаптивность, трансформируемость);

- повсеместное сокращение потерь.

2 Концепция БП охватывает все процессы организации, включая процессы менеджмента, процессы проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обслуживания, логистики и др.

 

4.1.2 ценность (value): Полезность, присущая продукции с точки зрения потребителя и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе.

Примечание - Ценность, присущая продукции, создается организацией в результате выполнения ряда действий: некоторые из этих действий создают ценность с точки зрения потребителя, а остальные необходимы в соответствии с организацией процесса производства или оказания услуги.

 

4.1.3 создающее ценность действие (value creating): Действие, формирующее потребительские свойства продукции.

4.1.4 система менеджмента бережливого производства; СМБП (lean production management system): Система менеджмента процессов организации на основе принципов бережливого производства.

Примечание - СМБП включает политику и цели в области БП, организационную структуру, процессы, ресурсы, процедуры, методы и инструменты.

 

4.1.5 цепь поставок (supply chain): Совокупность организаций, взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

4.1.6 поток (stream): Совокупность элементарных действий, которые управляются как целое, характеризуемое скоростью перемещения основной характеристики объекта.

Примечания

1 Понятие "поток" возникает при перемещении вещества, объектов, электрических зарядов (электрический ток), электрических и магнитных полей, информации, финансов и др. и характеризует скорость их перемещения через определенные сечения.

2 В настоящем стандарте поток представляет собой деятельность системы взаимосвязанных процессов, соединенных в цепочку, отражающую последовательность перемещения и создания ценностей от входа одного процесса к другому синхронно по всей цепочке.

 

4.1.7 материальный поток (material flow): Движение предметов по потоку создания ценности.

Примечание - В качестве предметов могут выступать материалы, сырье, комплектующие, заготовки и т.п.

 

4.1.8 информационный поток (information flow): Движение информации по потоку создания ценности.

4.1.9 поток единичных изделий (one-piece flow, single-piece flow): Производство и перемещение за один раз одного изделия.

Примечание - Поток единичных изделий рассматривается так же, как принцип организации производства, когда изделия, материалы, документы и др. обрабатываются по одному в порядке их поступления.

 

4.1.10 поток создания ценности; ПСЦ (value stream): Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю.

Примечания

1 В данном определении под потребителем понимается как внешний, так и внутренний потребители.

2 ПСЦ используется как интегральное понятие, включающее в себя материальные потоки (сырья, материалов, комплектующих, деталей и сборочных единиц, готовой продукции), информационные и финансовые потоки, направленные на создание и доставку готовой продукции потребителю в установленное время, в установленном месте, с установленной стоимостью, с последующим ее обслуживанием в процессе эксплуатации и утилизации.

3 Приведенное понятие ПСЦ охватывает несколько стадий жизненного цикла продукции, включая стадии проектирования. Настоящий стандарт рассматривает стадию производства.

4 При создании и перемещении ценности соответствующие потоки характеризуются скоростью перемещения ценности со входа предыдущего процесса на вход последующего.

Синхронизация процессов в ПСЦ обеспечивается применением методов и инструментов БП, таких как канбан.

 

4.1.11 выталкивающее производство (push production): Метод организации производства, при котором обработка продукции производится исходя из прогнозируемого спроса с последующим перемещением изделий на следующую операцию или на склад, независимо от фактического темпа следующей операции/процесса.

4.1.12 вытягивающее производство (pull production): Метод организации производства, при котором обработка продукции производится на основе сигналов о потребностях последующих операций.

Примечание - Вытягивающее производство направлено на предотвращение перепроизводства и снижение незавершенного производства посредством поставки продукции ровно в том количестве и в то время, в каком и когда потребуется при выполнении последующего процесса или при направлении потребителю.

 

4.1.13 потери (waste, muda): Любое действие на всех уровнях организации, при осуществлении которого потребляются ресурсы, но не создаются ценности.

Примечания

1 В большинстве потоков создания ценности действия, создающие ценность с точки зрения потребителя, составляют незначительную долю всех выполняемых действий. Сокращение (устранение) действий, создающих потери, представляет собой важнейший источник совершенствования потока создания ценности и увеличения удовлетворенности заинтересованных сторон.

2 Основные виды потерь приведены в приложении А.

 

4.1.14 трансакционные издержки (transaction cost): Издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения.

Примечание - Трансакционные издержки состоят из издержек составления и заключения контракта, издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, возникающим при выполнении контракта.

Трансакционные издержки - отношения между специалистами, а издержки производства - издержки отношения работников к предметам.

 

4.1.15 время от заказа до оплаты (order-to-cash time): Время с момента получения заказа от потребителя до получения от него оплаты.

Примечание - Это время может в той или иной степени совпадать со временем выполнения заказа в зависимости от того, работает ли организация в режиме производства на заказ или отгрузки со склада, от условий оплаты и т.д.

 

4.1.16 время производственного цикла (production lead time): Время прохождения продукции через весь процесс или поток создания ценности от первой операции до последней.

Примечания

1 На уровне предприятия время производственного цикла не включает время нахождения продукции на складе сырья/материалов или готовой продукции. Данное понятие также применяется для обозначения времени выполнения проекта.

2 Время производства является частью времени "от разгрузки до поставки".

 

4.1.17 время от разгрузки до поставки (dock to dock): Время, прошедшее от разгрузки сырья/материалов, выпуска готовой продукции до отгрузки продукции потребителю.

Примечание - Время "от разгрузки до поставки" показывает, как быстро сырье/материалы преобразуются в готовую продукцию и отгружаются потребителю.

 

4.1.18 время выполнения заказа (order lead time): Время ожидания продукции потребителем с момента размещения заказа до его получения.

4.1.19 время обработки (processing time): Время, в течение которого над продуктом идет фактическая работа (при проектировании или производстве), а также время, в течение которого реально происходит обработка заказа.

Примечание - Как правило, время обработки составляет незначительную часть времени производственного цикла.

 

4.1.20 время такта (takt time): Доступное производственное время за определенный период (например, смена, сутки, месяц и т.д.), деленное на объем потребительского спроса за этот период.

4.1.21 карта потока создания ценности; VSM (value stream map): Схема, изображающая все этапы материального и информационного потока, необходимые для выполнения заказа потребителя.

4.1.22 организация рабочего пространства; 5S (sorting, simplifying, sweeping, standardizing, sustaining): Пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, на снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе.

4.1.23 стандартизованная работа (standard work): Точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.

4.1.24 визуализация (visualization): Расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности работы производственной системы таким образом, чтобы они были четко видимы и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы.

Примечание - К наиболее часто используемым способам визуализации можно отнести оконтуривание, цветовую маркировку/разметку, знаки, фото- и видеоматериалы, схемы, графики, размещенные на информационных стендах и т.п.

 

4.1.25 быстрая переналадка; SMED (single minute exchange of dies): Процесс переналадки производственного оборудования для перехода от производства одного вида детали к другому за максимально короткое время.

4.1.26 защита от непреднамеренных ошибок (poka-yoke): Организационные и инженерные приемы, позволяющие исполнителю при работе избежать ошибок.

4.1.27 канбан (kanban): Средство информирования, с помощью которого дается разрешение или указание на производство или передачу изделий в производстве, организованном по принципу вытягивания.

Примечание - В переводе с японского языка канбан означает "бирка" или "значок". Наиболее известным и распространенным примером таких средств коммуникации служат карточки канбан. Во многих случаях они представляют собой листки бумаги, иногда помещенные в прозрачные пластиковые конверты, на которых указана следующая информация: наименование детали, номер детали, внешний поставщик или внутренний процесс-поставщик, число изделий в упаковке, местоположение склада и процесса-потребителя. На карточке может быть помещен штрихкод для считывания или автоматического выставления счета.

 

4.1.28 всеобщее обслуживание оборудования; TPM (total productive maintenance): Система обслуживания оборудования, направленная на повышение эффективности его использования за счет предупреждения и устранения потерь на протяжении всего жизненного цикла оборудования.

4.1.29 автономизация (autonomization): Передача машине функций человеческого интеллекта.

Примечание - Привнесение человеческого интеллекта в машины предполагает способность оборудования самостоятельно обнаруживать первый дефект, после чего сразу остановиться и сигнализировать о том, что необходимо вмешательство оператора. Этот подход, называемый также "дзидока", впервые был применен Сакити Тоедой в начале XX в. в новом проекте автоматического ткацкого станка, который немедленно останавливался, если рвалась нить. Благодаря этому оператор мог обслуживать несколько станков при отсутствии бракованной ткани.

 

 

 

 

TOC