БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

 

6.1 Расчетные скорости движения автомобилей при проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по таблице 2.

 

Таблица 2

 

Значения расчетных скоростей движения

 

Категория автозимника

Расчетная скорость, км/ч

Основная

Допустимая на трудных участках местности

пересеченной

горной

70

50

40

IIз

60

40

30

IIIз

50

30

25

Примечание - Для временных автозимников допускается уменьшать расчетные скорости движения, но не более чем на 20%.

 

6.2 Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования устанавливают из условий обеспечения безопасности дорожного движения по согласованию с заказчиком.

6.3 Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных автозимников и временных автозимников категорий IIз, IIIз указаны в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных

автозимников и временных автозимников категорий IIз, IIIз

 

Параметры элементов автозимников

Значение параметра в зависимости от категории автозимника

IIз

IIIз

Число полос движения

2

2

2

Ширина полосы движения b0, м

4,0

3,5

3,0

Ширина проезжей части bn, м

8,0

7,0

6,0

Ширина обочины, м

2,0

1,5

1,5

Ширина полотна автозимника B, м

12,0

10,0

9,0

Примечания

1 Ширина полосы движения b0 приведена для расчетного автомобиля шириной d = 2,6 м. Если d > 2,6 м, то b0 = d + 1,5.

2 Ширину обочины на участках автозимника, на котором предусматривается движение гусеничного транспорта и санных поездов, следует принимать не менее 4 м.

3 На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимники категории IIIз и временные автозимники категорий IIз, IIIз допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4,5 м при ширине полотна не менее 6 м с учетом обочин и предусматривать устройство двусторонних разъездов шириной не менее 2 м и длиной отгона не менее 15 м. Разъезды на трудных участках пересеченной и горной местностей устраивают на расстоянии их видимости, но не более 400 - 500 м.

 

6.4 План и продольный профиль автозимников следует проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей и обеспечения безопасности движения, а также защиты дороги от снежных заносов.

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных рекомендуется принимать параметры по таблице 4.

 

Таблица 4

 

Рекомендуемые параметры плана

и продольного профиля автозимников

 

Расчетная скорость, км/ч

Продольный уклон, ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

Расчетное расстояние видимости, м

Радиус кривых, м

поверхности дороги

встречного автомобиля

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основной

допустимый

70

45

220

430

200

10 000

5000

2000

60

50

160

310

150

5500

3500

1500

50

60

110

210

105

2500

2200

1200

40

70

75

150

70

1000

1200

1000

<= 30

70

60

120

40

600

600

500

 

6.5 В тех случаях, когда по условиям местности требования таблицы 4 не представляется возможным выполнить или это вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости устройства автозимника, при проектировании допускается снижать нормы. При этом предельно допустимые нормы принимают по таблице 5, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников.

 

Таблица 5

 

Предельно допустимые параметры плана

и продольного профиля автозимников

 

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

Расчетное расстояние видимости, м

Наименьший радиус кривых, м

поверхности дороги

встречного автомобиля

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основной

допустимый

70

45

125

250

150

5000

2000

1000

60

50

100

200

125

2500

1500

600

50

60

85

170

100

1500

1200

400

40

80

75

150

60

1000

1000

300

<= 30

90

60

120

30

600

600

200

Примечание - Параметры допустимых радиусов вогнутых кривых применимы для временных автозимников.

 

6.6 Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания и более следует сопрягать вертикальными кривыми, обеспечивающими плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей. Наименьшие радиусы принимают по таблице 5.

6.7 При проектировании автозимников наибольшие продольные уклоны imax принимают в зависимости от колесной формулы одиночного транспортного средства по таблице 6.

 

Таблица 6

 

Наибольшие продольные уклоны в зависимости

от колесной формулы одиночного транспортного средства

 

Колесная формула

4 x 2; 4 x 4; 6 x 4; 6 x 6; 6 x 8

8 x 4

6 x 2

8 x 2

Наибольший продольный уклон imaxГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

80

60

40

20

 

6.8 При совпадении наибольших продольных уклонов с кривыми радиусом 50 м и менее необходимо предусматривать уменьшение продольных уклонов на величину ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания по сравнению с нормативными значениями, приведенными в таблицах 4 - 6, в соответствии с таблицей 7.

 

Таблица 7

 

Уменьшение продольных уклонов на величину ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

Радиус кривой в плане, м

50

40

30

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержанияГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

10

20

30

 

6.9 Поперечные уклоны проезжей части и виражи на автозимниках не предусматривают.

На участках, где автозимники устраивают с применением минеральных грунтов, предусматривают проезжую часть с двускатным профилем с поперечными уклонами ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания, а на кривых в плане с радиусом 1000 м и менее - с односкатным поперечным профилем и поперечным уклоном проезжей части до ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания.

6.10 На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимников при затяжных продольных уклонах ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания и более через каждые 2 км предусматривают места для остановки транспортных средств - участки с уменьшенными продольными уклонами (ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания и менее) или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.

6.11 При радиусах кривых в плане менее 350 м предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин таким образом, чтобы ширина последних на кривых была не менее 1 м для автозимников категорий Iз, IIз и не менее 0,75 м - для автозимников категории IIIз.

Полное уширение двухполосной проезжей части автозимников при радиусах кривых в плане менее 350 м принимают для обеспечения безопасного проезда одиночного транспортного средства по таблице 8. Для однополосных дорог приведенные в таблице 8 значения уменьшают в два раза.

 

Таблица 8

 

Значения уширения двухполосной проезжей части автозимников

при радиусах кривых в плане менее 350 м

 

Радиус кривой в плане, м

Значения уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля (автопоезда), м

7 и менее (11 и менее)

13

15

18

20

25

350 - 300

0,6

0,8

0,9

1,1

1,5

2,1

250 - 200

0,8

1,0

1,1

1,5

2,0

2,8

150 - 125

0,9

1,4

1,5

2,2

2,7

3,0

100 - 90

1,1

1,8

2,0

3,0

3,5

-

80

1,2

2,0

2,3

3,5

-

-

70

1,3

2,2

2,5

-

-

-

60

1,4

2,8

3,0

-

-

-

50

1,5

3,0

3,5

-

-

-

40

1,8

3,5

-

-

-

-

30

2,2

-

-

-

-

-

Примечания

1 При ширине обочин, не достаточной для уширения проезжей части с соблюдением указанных требований, следует предусматривать соответствующее уширение полотна автозимника.

2 Применение кривых в плане с уширением проезжей части более чем на 2 м следует обосновывать в проекте с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройство таких уширений.

 

6.12 На ледовых автозимниках при интенсивности движения свыше 500 авт./сут между полосами движения следует предусматривать не расчищаемую от снега разделительную полосу, ширину которой требуется устанавливать с учетом допустимых нагрузок на дорогу по 8.2.3.

6.13 Ледовые переправы следует устраивать в виде двух полос с односторонним движением (на больших и средних ледовых переправах) или в виде одной полосы с поочередным пропуском транспортных средств.

Расстояние между краями полос движения должно быть не менее 100 м. При стесненных условиях расстояние между полосами движения может быть изменено с учетом состава транспортного потока по согласованию с заказчиком.

6.14 Ширину полосы движения ледовых переправ следует устанавливать на 5 м более ширины наиболее габаритного груза. При отсутствии информации о ширине наиболее габаритного груза следует устанавливать ширину полосы движения 10 м. При перевозке взрывоопасных грузов ширина полосы движения ледовых переправ должна быть не менее 20 м.

6.15 С обеих сторон ледовой переправы целесообразно предусматривать место для устройства иных полос на расстоянии 100 м от основных.

6.16 Назначение состава ледовой переправы (определение количества ниток ледовой переправы и порядка пропуска транспортных средств по ним) проводят на основе расчета ее пропускной способности, которая должна отвечать расчетной интенсивности движения по дороге и составу транспортного потока.

Перспективную расчетную суточную интенсивность движения и состав транспортного потока для ледовых переправ определяют на год ввода ледовой переправы в эксплуатацию.

6.17 Расчет пропускной способности одной полосы движения на ледовой переправе выполняют по методике, приведенной в приложении А.

Если одна полоса движения на ледовой переправе не обеспечивает требуемую пропускную способность, то устраивают две и более полосы движения на переправе.

TOC