ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах
6.1 Расчетные скорости движения автомобилей при проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по таблице 2.
Таблица 2
Значения расчетных скоростей движения
Категория автозимника | Расчетная скорость, км/ч | ||
Основная | Допустимая на трудных участках местности | ||
пересеченной | горной | ||
Iз | 70 | 50 | 40 |
IIз | 60 | 40 | 30 |
IIIз | 50 | 30 | 25 |
Примечание - Для временных автозимников допускается уменьшать расчетные скорости движения, но не более чем на 20%. |
6.2 Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования устанавливают из условий обеспечения безопасности дорожного движения по согласованию с заказчиком.
6.3 Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных автозимников и временных автозимников категорий IIз, IIIз указаны в таблице 3.
Таблица 3
Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных
автозимников и временных автозимников категорий IIз, IIIз
Параметры элементов автозимников | Значение параметра в зависимости от категории автозимника | ||
Iз | IIз | IIIз | |
Число полос движения | 2 | 2 | 2 |
Ширина полосы движения b0, м | 4,0 | 3,5 | 3,0 |
Ширина проезжей части bn, м | 8,0 | 7,0 | 6,0 |
Ширина обочины, м | 2,0 | 1,5 | 1,5 |
Ширина полотна автозимника B, м | 12,0 | 10,0 | 9,0 |
Примечания 1 Ширина полосы движения b0 приведена для расчетного автомобиля шириной d = 2,6 м. Если d > 2,6 м, то b0 = d + 1,5. 2 Ширину обочины на участках автозимника, на котором предусматривается движение гусеничного транспорта и санных поездов, следует принимать не менее 4 м. 3 На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимники категории IIIз и временные автозимники категорий IIз, IIIз допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4,5 м при ширине полотна не менее 6 м с учетом обочин и предусматривать устройство двусторонних разъездов шириной не менее 2 м и длиной отгона не менее 15 м. Разъезды на трудных участках пересеченной и горной местностей устраивают на расстоянии их видимости, но не более 400 - 500 м. |
6.4 План и продольный профиль автозимников следует проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей и обеспечения безопасности движения, а также защиты дороги от снежных заносов.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных рекомендуется принимать параметры по таблице 4.
Таблица 4
Рекомендуемые параметры плана
и продольного профиля автозимников
Расчетная скорость, км/ч | Продольный уклон, | Расчетное расстояние видимости, м | Радиус кривых, м | ||||
поверхности дороги | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
основной | допустимый | ||||||
70 | 45 | 220 | 430 | 200 | 10 000 | 5000 | 2000 |
60 | 50 | 160 | 310 | 150 | 5500 | 3500 | 1500 |
50 | 60 | 110 | 210 | 105 | 2500 | 2200 | 1200 |
40 | 70 | 75 | 150 | 70 | 1000 | 1200 | 1000 |
<= 30 | 70 | 60 | 120 | 40 | 600 | 600 | 500 |
6.5 В тех случаях, когда по условиям местности требования таблицы 4 не представляется возможным выполнить или это вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости устройства автозимника, при проектировании допускается снижать нормы. При этом предельно допустимые нормы принимают по таблице 5, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников.
Таблица 5
Предельно допустимые параметры плана
и продольного профиля автозимников
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный уклон, | Расчетное расстояние видимости, м | Наименьший радиус кривых, м | ||||
поверхности дороги | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
основной | допустимый | ||||||
70 | 45 | 125 | 250 | 150 | 5000 | 2000 | 1000 |
60 | 50 | 100 | 200 | 125 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 60 | 85 | 170 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 80 | 75 | 150 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
<= 30 | 90 | 60 | 120 | 30 | 600 | 600 | 200 |
Примечание - Параметры допустимых радиусов вогнутых кривых применимы для временных автозимников. |
6.6 Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов и более следует сопрягать вертикальными кривыми, обеспечивающими плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей. Наименьшие радиусы принимают по таблице 5.
6.7 При проектировании автозимников наибольшие продольные уклоны imax принимают в зависимости от колесной формулы одиночного транспортного средства по таблице 6.
Таблица 6
Наибольшие продольные уклоны в зависимости
от колесной формулы одиночного транспортного средства
Колесная формула | 4 x 2; 4 x 4; 6 x 4; 6 x 6; 6 x 8 | 8 x 4 | 6 x 2 | 8 x 2 |
Наибольший продольный уклон imax, | 80 | 60 | 40 | 20 |
6.8 При совпадении наибольших продольных уклонов с кривыми радиусом 50 м и менее необходимо предусматривать уменьшение продольных уклонов на величину по сравнению с нормативными значениями, приведенными в таблицах 4 - 6, в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
Уменьшение продольных уклонов на величину
Радиус кривой в плане, м | 50 | 40 | 30 |
| 10 | 20 | 30 |
6.9 Поперечные уклоны проезжей части и виражи на автозимниках не предусматривают.
На участках, где автозимники устраивают с применением минеральных грунтов, предусматривают проезжую часть с двускатным профилем с поперечными уклонами , а на кривых в плане с радиусом 1000 м и менее - с односкатным поперечным профилем и поперечным уклоном проезжей части до
.
6.10 На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимников при затяжных продольных уклонах и более через каждые 2 км предусматривают места для остановки транспортных средств - участки с уменьшенными продольными уклонами (
и менее) или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.
6.11 При радиусах кривых в плане менее 350 м предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин таким образом, чтобы ширина последних на кривых была не менее 1 м для автозимников категорий Iз, IIз и не менее 0,75 м - для автозимников категории IIIз.
Полное уширение двухполосной проезжей части автозимников при радиусах кривых в плане менее 350 м принимают для обеспечения безопасного проезда одиночного транспортного средства по таблице 8. Для однополосных дорог приведенные в таблице 8 значения уменьшают в два раза.
Таблица 8
Значения уширения двухполосной проезжей части автозимников
при радиусах кривых в плане менее 350 м
Радиус кривой в плане, м | Значения уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля (автопоезда), м | |||||
7 и менее (11 и менее) | 13 | 15 | 18 | 20 | 25 | |
350 - 300 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,5 | 2,1 |
250 - 200 | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,5 | 2,0 | 2,8 |
150 - 125 | 0,9 | 1,4 | 1,5 | 2,2 | 2,7 | 3,0 |
100 - 90 | 1,1 | 1,8 | 2,0 | 3,0 | 3,5 | - |
80 | 1,2 | 2,0 | 2,3 | 3,5 | - | - |
70 | 1,3 | 2,2 | 2,5 | - | - | - |
60 | 1,4 | 2,8 | 3,0 | - | - | - |
50 | 1,5 | 3,0 | 3,5 | - | - | - |
40 | 1,8 | 3,5 | - | - | - | - |
30 | 2,2 | - | - | - | - | - |
Примечания 1 При ширине обочин, не достаточной для уширения проезжей части с соблюдением указанных требований, следует предусматривать соответствующее уширение полотна автозимника. 2 Применение кривых в плане с уширением проезжей части более чем на 2 м следует обосновывать в проекте с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройство таких уширений. |
6.12 На ледовых автозимниках при интенсивности движения свыше 500 авт./сут между полосами движения следует предусматривать не расчищаемую от снега разделительную полосу, ширину которой требуется устанавливать с учетом допустимых нагрузок на дорогу по 8.2.3.
6.13 Ледовые переправы следует устраивать в виде двух полос с односторонним движением (на больших и средних ледовых переправах) или в виде одной полосы с поочередным пропуском транспортных средств.
Расстояние между краями полос движения должно быть не менее 100 м. При стесненных условиях расстояние между полосами движения может быть изменено с учетом состава транспортного потока по согласованию с заказчиком.
6.14 Ширину полосы движения ледовых переправ следует устанавливать на 5 м более ширины наиболее габаритного груза. При отсутствии информации о ширине наиболее габаритного груза следует устанавливать ширину полосы движения 10 м. При перевозке взрывоопасных грузов ширина полосы движения ледовых переправ должна быть не менее 20 м.
6.15 С обеих сторон ледовой переправы целесообразно предусматривать место для устройства иных полос на расстоянии 100 м от основных.
6.16 Назначение состава ледовой переправы (определение количества ниток ледовой переправы и порядка пропуска транспортных средств по ним) проводят на основе расчета ее пропускной способности, которая должна отвечать расчетной интенсивности движения по дороге и составу транспортного потока.
Перспективную расчетную суточную интенсивность движения и состав транспортного потока для ледовых переправ определяют на год ввода ледовой переправы в эксплуатацию.
6.17 Расчет пропускной способности одной полосы движения на ледовой переправе выполняют по методике, приведенной в приложении А.
Если одна полоса движения на ледовой переправе не обеспечивает требуемую пропускную способность, то устраивают две и более полосы движения на переправе.