ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 грузоподъемность ледовой переправы: Максимальная разрешенная нагрузка на ось одиночного автомобиля или автопоезда.
3.2 зимняя автомобильная дорога (автозимник): Сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенных для движения транспортных средств, с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда или проложенная по замерзшему льду рек и озер.
3.3
инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений. [[1], статья 2] |
3.4 ледовая переправа: Искусственное дорожное сооружение, устраиваемое на автомобильной дороге общего пользования круглогодичного действия или сухопутном автозимнике, обеспечивающее переправу по ледяному покрову водных препятствий.
3.5 ледовый автозимник: Зимняя автомобильная дорога, устроенная по ледяному покрову рек, озер и морей.
3.6
ледостав: Фаза ледового режима, характеризующаяся наличием ледяного покрова. [ГОСТ 9179-73, статья 128] |
3.7 мари: Торфяные болота типа I, распространенные в районах вечной мерзлоты глубиной 0,3 - 1,0 м.
3.8
наледь: Нарост льда, возникающий при замерзании подземных вод, изливающихся на поверхность земли, или речных вод, выходящих на поверхность ледяного покрова. [ГОСТ 19179-73, статья 147] |
3.9
наносы: Твердые частицы, образованные в результате эрозии водосборов и русел, а также абразии берегов водоемов, переносимые водотоками, течениями в озерах, морях и водохранилищах и формирующие их ложе. [ГОСТ 19179-73, статья 149] |
3.10
перекат: Характерная для равнинных рек форма донного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде широкой груды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения, вызывающая отклонение его от одного берега к другому. [ГОСТ 19179-73, статья 168] |
3.11
полынья: Пространство открытой воды в ледяном покрове, образующееся под влиянием динамических и термических факторов. [ГОСТ 19179-73, статья 142] |
3.12
пойма: Часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодье и паводки. [ГОСТ 19179-73, статья 161] |
3.13 природная зона: Физико-географическая зона, обладающая однообразными климатическими условиями и общностью рельефа, почвы, типа растительности и других компонентов природной среды.
3.14 продленный срок службы зимней автомобильной дороги: Увеличенный срок службы на часть весенне-летнего периода года за счет поддержания зимней дороги в проезжем состоянии с помощью специальных мероприятий или конструкций.
3.15 проломы: Местные разрушения ледяного покрова.
3.16 промоина: Углубление на проезжей части, вызванное паводковыми водами и осадками.
3.17 просека: Очищенная от деревьев и кустарников полоса в лесном массиве, прорубаемая для устройства автозимника.
3.18
расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения. [ГОСТ 33475-2015, статья 2.8] |
3.19
русло реки: Выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы. [ГОСТ 19179-73, статья 160] |
3.20 снегоперенос: Горизонтальное перемещение снега ветром при скорости его более 2 м/с.
3.21 снежно-ледяное покрытие: Специально сформированный и уплотненный слой из снега и стекловидного льда на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период.
3.22 сухопутный автозимник: Зимняя автомобильная дорога, проложенная по суше.
3.23 топь: Переувлажненная болотистая местность.
3.24
трудные участки горной местности: Участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами. [ГОСТ 33100-2014, статья 3.48] |
3.25
трудные участки пересеченной местности: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. [ГОСТ 33100-2014, статья 3.47] |