ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
10.2 Содержание ледовых автозимников и переправ
10.2.1 В процессе содержания ледовых автозимников и переправ следует осуществлять технический надзор за состоянием проезжей части и элементов обустройства, соответствием ледовых автозимников и переправ требованиям настоящего стандарта и обеспечения их рабочего состояния, отвечающим условиям безопасности движения транспортных средств и пассажиров, включающим следующие виды работ:
- устранение повреждений и деформаций ледяного полотна, возникающих в процессе эксплуатации ледового автозимника и переправы;
- оценка несущей способности льда в соответствии с таблицей 12 при отрицательных температурах воздуха не реже двух раз в месяц, в местах с быстрым течением и на других наиболее опасных участках - раз в семь дней, весной и при зимних оттепелях с температурой воздуха выше 0 °C - ежедневно с целью определения условий пропуска (скорость движения и дистанция между автомобилями) по ледовому автозимнику и переправе;
- ежедневное проведение замеров толщины льда до достижения его минимального допустимого значения для пропуска транспортных средств различной грузоподъемности;
- осуществление контроля за весовыми параметрами пропускаемых по ледовой переправе нагрузок, чтобы не допустить превышения ее грузоподъемности;
- проведение контроля за движением транспортных средств и пассажиров (пешеходов) по ледовым автозимнику и переправе, информирование о возникших аварийных ситуациях, остановках транспортных средств на ледяном покрове и т.д.;
- выявление снежных заносов и осуществление работ по борьбе с ними;
- обеспечение содержания дорожных знаков, вех и других элементов обустройства в исправном состоянии;
- очистка проезжей части от грязи и мусора;
- ежедневное проведение мониторинга погодных условий;
- введение временного ограничения или прекращения движения транспортных средств, если возникшие условия работы и техническое состояние ледового автозимника и переправы не обеспечивают безопасность эксплуатации.
10.2.2 Периодичность проведения работ по содержанию ледовых автозимников и переправ приведена в приложении Д. Периодичность проведения работ по содержанию элементов обустройства ледовых автозимников и переправ определяется по ГОСТ Р 58862-2020 (раздел 7).
10.2.3 При оттепелях следует определять структуру льда по излому образца со сторонами от 20 до 30 см, взятого из стенки лунки. Во всех сомнительных случаях надо считать лед игольчатым. Игольчатая структура льда может образоваться через 3 сут после появления талой воды. Результаты наблюдений фиксируют в паспорте ледовой переправы (см. приложение Е).
10.2.4 В процессе эксплуатации на ледовом автозимнике и переправе могут возникать различные деформации. Деформации и повреждения ледяного полотна по их виду, а также причины их возникновения приведены в таблице 20.
Таблица 20
Классификация деформаций и повреждений ледяного полотна
Вид деформации и повреждений ледяного полотна | Причины возникновения повреждений |
Трещины на значительной площади ледяного покрова | Значительное превышение допустимых для данной толщины нагрузок; лед находится в стадии вязкопластических деформаций. Резкие колебания температур на обрезе полотна |
Проломы | Участки с висячим льдом (между льдом и водой имеется воздушная прослойка) |
Наплывы, бугры наледного происхождения | Вспучивание льда водой, зажатой в замкнутом пространстве; разрывы льда и выход воды на поверхность; замерзание поверхностной воды |
Поперечные и продольные разрывы льда | Неправильная эксплуатация автозимника: не выдержаны необходимые интервалы и скорости движения автомобилей; допущены их длительные стоянки на льду |
10.2.5 Для предупреждения деформаций ледяного полотна необходимо:
- осуществлять контроль за весовыми параметрами пропускаемых по ледовой переправе нагрузок, чтобы не допускать превышения ее грузоподъемности;
- при толщине льда, соответствующей расчетным нагрузкам, ограничивать скорость движения транспортных средств до 20 км/ч, не допуская образования подледной волны с критической скоростью, совпадающей со скоростью движения транспортных средств;
- устанавливать скорость движения на ледовых переправах через малые реки глубиной до 4 м, а также на всех переправах длиной до 200 м - до 10 км/ч, при глубине водоема до 6 м - до 15 км/ч, а на более глубоких - до 20 км/ч;
- контролировать дистанцию между движущимися транспортными средствами и расстояние между осями переправ;
- запрещать обгон транспортных средств;
- запрещать стоянку транспортных средств на льду;
- следить за чистотой льда и снега на полосе движения, а также на специально оборудованных для стоянки автомобилей площадках.
10.2.6 Допустимое время стоянки на льду t, ч, дорожных машин и автомобильного транспорта, занятых в работах по содержанию ледовых автозимников и переправ, передвижных и временных зданий вычисляют по формуле
(4)
где и
- коэффициенты, учитывающие изменение упругих и вязких свойств льда по толщине ледяного покрова (см. рисунок 15);
- эмпирический коэффициент:
при недопущении развития в ледяном покрове радиальных и концентрических трещин,
при допущении в ледяном покрове мокрых сквозных трещин;
Qд - допустимая нагрузка (масса автомобиля) на ледяной покров, определяемая по таблице 12, т;
Qф - фактическая нагрузка (масса автомобиля) на ледяной покров, т.
Рисунок 15 - Графики для определения коэффициентов и
10.2.7 Трещины, образующиеся на проезжей части, следует заделывать в течение суток.
Несквозные трещины небольшой ширины до 2 см заливают водой, сквозные трещины более 2 см сначала заполняют колотым льдом, уплотненным снегом, а затем заливают водой. Трещины длиной от 2 до 3 м и шириной до 10 - 15 см могут быть заморожены без прекращения движения, но при этом увеличивают дистанцию между движущимися транспортными средствами до 70 - 100 м.
При образовании сетки трещин, сквозных трещин, возникающих при разрыве льда, длиной более 2 - 3 м и шириной свыше 15 см и проломов движение по существующей полосе следует временно закрыть и перенести на запасную полосу, а повреждения заделать в срок не более 3 сут.
На становых трещинах сооружают настилы из прогонов и лежней, шарнирно скрепленных между собой.
10.2.8 При содержании ледовых переправ следует устранять неровности на полосе проезда путем скола ледяных бугров и заделки рытвин и колей намораживанием, убирать лишний снег, удаляя его на расстояние не менее 50 м от переправы, менять изношенные элементы усиления. Толщина выпавшего снега более 7 см не допускается. При превышении данного значения снег следует очищать в течение 24 ч. Для шероховатости допускается слой утрамбованного снега толщиной до 5 см. Высоту выпавшего снега считают от поверхности льда либо при наличии слоя утрамбованного снега - от поверхности слоя утрамбованного снега.
10.2.9 Для предотвращения снежных заносов на ледовых автозимниках и переправах проводят работы по 10.1.11.
10.2.10 Образовавшуюся полынью вблизи переправы искусственно замораживают при помощи хворостяных плавучих тюфяков или заполнения кусками льда.
10.2.11 Предельные расстояния от оси перемещаемого груза до сквозных трещин и до кромки полыньи приведены в таблице 21.
Таблица 21
Предельные расстояния от оси перемещаемого груза
до сквозных трещин и до кромки полыньи
Допустимая нагрузка, т | 0,1 | 1,0 | 2,7 | 3,5 | 4,2 | 7,0 | 10 | 14 | 35 | 40 |
Минимальное расстояние до кромки, м | 3 | 10 | 14 | 15 | 16 | 20 | 25 | 27 | 36 | 38 |
10.2.12 Вблизи ледовой переправы должны быть запасы песка и других материалов, необходимых в процессе эксплуатации и ремонта. Кроме того, для возможности эвакуации с проезжей части переправы неисправных транспортных средств вблизи нее должны находиться тягачи с необходимым такелажем.
10.2.13 В случае зависания ледяного покрова у берегов из-за резкого понижения уровня воды в водоеме следует в этом месте устроить свайный съезд.
10.2.14 При увеличении или уменьшении толщины льда или средней за трое суток температуры воздуха необходимо пересчитать допускаемые нагрузки на ледяной покров по приложению В.
10.2.15 При появлении на ледяном покрове потоков талой воды необходимо преградить ей путь валами из утрамбованного снега.
10.2.16 При наступлении весеннего периода движение по переправе прекращается:
- при появлении на льду колеи, заполненной водой;
- образовании сквозных трещин шириной более 15 см протяженностью более 3 м;
- толщине льда менее допустимой, приведенной в таблице 12;
- разрушении льда у съездов.
10.2.17 Закрытие ледовой переправы оформляют соответствующей записью в паспорте ледовой переправы (см. приложение Е).