БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

10 Содержание автозимников и ледовых переправ

 

10.1 Содержание сухопутных автозимников

 

10.1.1 Содержание автозимников включает выполнение следующих работ:

- устранение повреждения и деформации снежного и ледяного полотна, возникающих в процессе эксплуатации автозимника;

- осуществление работ по борьбе со снежными заносами;

- осуществление противоналедных и противолавинных работ;

- поддержание в исправном состоянии технических средств организации дорожного движения и других элементов обустройства;

- выполнение работ по продлению сроков эксплуатации автозимников;

- устранение в летний период размывов грунтового основания паводковыми водами; выравнивание основания автозимника; уширение просеки и уничтожение подроста на полосе автозимника; осуществление перетрассировки трудных участков автозимника.

10.1.2 Периодичность проведения работ по содержанию сухопутных автозимников приведена в приложении Д. Периодичность проведения работ по содержанию элементов обустройства сухопутных автозимников определяют по ГОСТ Р 58862-2020 (раздел 7).

10.1.3 В процессе содержания сухопутных автозимников следует проводить оценку их соответствия требованиям настоящего стандарта не реже двух раз в месяц.

10.1.4 Классификация деформаций и повреждений снежного и ледяного полотна и причины их возникновения приведены в таблице 18.

 

Таблица 18

 

Классификация деформаций и повреждений

снежного и снежно-ледяного полотна

 

Характер деформации и повреждений снежного и снежно-ледяного полотна автозимника

Причины возникновения повреждений

Истирание (срез) полотна

Недостаточная износостойкость поверхности полотна (малая связность); проскальзывание (буксование) колес автомобиля

Выбоины и выкрашивание

Недостаточное сопротивление снежного полотна касательным усилиям от колес автомобилей, выбивающих частицы снега, которые сдуваются вихревыми потоками воздуха. Особенно интенсивно возникают при скоростях движения свыше 40 км/ч

Колеи, характерные для малопрочного снежного полотна

Недостаточная плотность снега в полотне; эксплуатация автозимника при температурах воздуха, близких к 0 °C. При высокой интенсивности и грузонапряженности колея возникает от применения цепей противоскольжения грузовыми машинами

Просадка на полосах наката (прогиб в поперечном сечении) значительной протяженности; местные проломы полотна на небольших участках

Недостаточная прочность всей конструкции. Неправильно устроенная одежда (снежно-ледяная плита малой толщины лежит на слабоуплотненном слое снега); длительный период эксплуатации снежной одежды, когда ее нижние слои разрыхлились в результате превращения частиц снега в пар

Оледенение полос наката с образованием тонкой пленки льда

Кратковременные изменения температуры воздуха от отрицательных до положительных при непрекращающемся движении транспортных средств

Наледные образования в виде бугров, рыхлого или плотного льда

Выход грунтовых и подземных вод на поверхность

 

10.1.5 Состояние автозимников контролируют путем визуальных наблюдений с отметкой в специальном журнале мест разрушений, вида деформаций и намечаемых работ по их устранению. Проводят также проверочные проезды на автомобиле при свободных условиях движения с регистрацией скорости движения и уровнем содержания по участкам автозимника.

Показатель уровня содержания автозимников приведен в таблице 19.

 

Таблица 19

 

Уровень содержания автозимников

 

Категория автозимника

Уровень содержания

Скорость движения автомобиля в свободных условиях, км/ч

Состояние поверхности дороги

1

До 60

Гладкая, ровная, хорошо укатанная и оледеневшая. Плотность снега в слое износа более 0,65 г/см3

2

До 50

Ровная, укатанная. Неровности не глубже 3 см на площади до 5%. Плотность снега 0,65 - 0,55 г/см3

3

До 30

Неровности до 5 см на площади до 10%. Редкие выбоины глубиной до 7 см. Плотность снега 0,55 - 0,50 г/см3

IIз

1

До 60

Гладкая, ровная, хорошо укатанная и оледеневшая. Плотность снега в слое износа более 0,65 г/см3

2

До 40

Ровная, укатанная. Неровности не глубже 3 см на площади до 5%. Плотность снега 0,55 г/см3

3

До 20

Неровности до 7 см на площади до 10%. Редкие выбоины глубиной до 10 см. Плотность снега 0,50 г/см3

IIIз

1

До 50

Ровная, укатанная. Неровности не глубже 3 см на площади до 5%. Плотность снега 0,55 г/см3

2

До 30

Неровности до 7 см на площади до 10%. Редкие выбоины глубиной до 10 см. Плотность снега 0,50 г/см3

3

До 15

Глубокие колеи, ухабы, выбоины до 10 см на площади более 10%. Плотность снега 0,50 г/см3

 

10.1.6 Для ликвидации повреждений снежного и снежно-ледяного полотен выполняют их профилирование. В местах образования размывов полотна дороги рекомендуется устраивать деревянные сланевые настилы или лотки для пропуска поверхностных вод. Профилирование полотна дороги осуществляют дорожными машинами, обеспечивая удаление или уплотнение рыхлого снега, воды, скопившейся в колеях.

Колеи, выбоины и просадки (проломы), которые невозможно устранить профилировкой, следует засыпать грунтом и другими инертными материалами, предусматривая его уплотнение проходящим транспортом, или заделывать снегом и тщательно уплотнять с поливкой водой.

Устранение деформаций и разрушений снежного полотна автозимника выполняют автогрейдером с проливом снежного полотна автоцистерной для воды при расходе 8 л на 1 м2 на заснеженных участках полотна автозимника.

10.1.7 Деформации истирания, выбивания, выкрашивания и раздавливания материала полотна, выбоины, колеи и отдельные неровности устраняют в течение семи дней со дня их образования, не допуская образования глубоких выбоин, колей и отдельных неровностей глубиной либо высотой более 5 см - для автозимника категории Iз, 7 см - для категории IIз, 10 см - для категории IIIз.

10.1.8 При возникновении волнообразности продольного профиля полотна автозимника с амплитудой волны от 3 до 15 м необходимо выполнять работы с послойной поперечной надвижкой снега во впадины волнообразности, вести уплотнение слоев и полив водой до полного выравнивания профиля.

10.1.9 При образовании скользкой ледяной корки на уплотненном слое снега по поверхности проезжей части рассыпают песок, мелкий гравий, топливный шлак, мелкодробленый каменный материал.

10.1.10 Для повышения безопасности движения целесообразно перед вводом в эксплуатацию автозимника наносить шероховатый слой износа путем дождевания на крутых спусках и подъемах, на кривых малого радиуса, на участках пересечений и примыканий дорог, на участках с недостаточной видимостью и т.п.

10.1.11 Работы по очистке снега на автозимниках следует ограничивать, применяя уплотнение снега на полотне дороги.

Для снижения заносимости снегом автозимников следует проводить следующие работы:

- уплотнение на полотне свежевыпавшего снега и метелевых отложений небольшой толщины по 9.1.14, 9.1.15;

- уширение полотна автозимника;

- перетрассирование отдельных участков;

- установку снегозащитных средств по 9.4.4, 9.4.5.

10.1.12 При возникновении наледей на участках автозимников рекомендуется устраивать объездные дороги.

При невозможности устройства объездных дорог на участках с наледями на автозимниках применяют:

- активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги;

- задержание наледи и недопущение выхода наледных вод на полотно дороги.

10.1.13 На участках действующих и прогнозируемых наледей следует проводить инструментальную съемку в масштабе 1:2000 - 1:5000. Съемка должна охватывать наледь и прилегающие к ней участки местности на расстоянии до 100 м, на плане должны быть отражены геоморфологические особенности и взаимное расположение наледи и трассы.

В описании наледи следует указывать:

- место образования, гидрогеологические, геоморфологические и мерзлотно-грунтовые особенности;

- вид растительного покрова и деформаций деревьев;

- геометрическую форму, размеры и объем наледи;

- место выхода в источнике, питающем наледь, а также температуру воды в месте выхода на поверхность;

- время появления наледи, характер ее развития, период максимального развития и исчезновения (по опросу жителей или наблюдениям);

- вероятные причины возникновения наледи, степень угрозы автозимнику и его сооружениям, рекомендуемые противоналедные работы.

10.1.14 Активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги осуществляют с помощью грунтовых мерзлотных поясов простейшего типа и наледных поясов.

10.1.15 Грунтовый мерзлотный пояс закладывают перпендикулярно к грунтовому потоку в заболоченных логах с неглубоким залеганием водоупорного слоя. Пояс представляет собой расчищенную полосу шириной от 12 до 15 м и глубиной 0,8 м. Расчистку ведут бульдозером, укладывая мохорастительный покров и грунт валом по низовой кромке пояса.

При необходимости устраивают несколько мерзлотных поясов с расстоянием между ними от 20 до 30 м. Лес и кустарник вырубают между поясами, а также выше верхнего пояса шириной от 20 до 30 м. С наступлением устойчивых морозов выпадающий снег при достижении 2 - 4 см убирают с полотна мерзлотного пояса и укладывают на вал из грунта и мохорастительного покрова. Весной, после оттаивания наледи, полотно мерзлотного пояса изолируют настилкой из хвойного лапника толщиной от 0,3 до 0,5 м, опилок или мха толщиной от 0,2 до 0,3 м. Изолирующий настил убирают в осенний период перед наступлением устойчивых морозов.

10.1.16 Наледный пояс представляет собой расчищенный, спланированный и мощеный камнем участок русла, располагаемый не менее чем в 100 м от полотна дороги. Ширину пояса выбирают таким образом, чтобы водный поток распластывался слоем толщиной до 2 см, а его длину принимают не менее 20 м. В пределах наледного пояса водный поток должен охлаждаться до 0 °C и ниже.

10.1.17 Наледь у полотна дороги задерживают временными заборами, представляющими собой заграждение из инвентарных щитов размером 2 x 2 или 2 x 1 м, низкосортного леса или горбыля, укрепленных на заранее расставленных кольях. Перед началом эксплуатации заборы с обеих сторон обсыпают снегом, который для повышения водонепроницаемости пропитывают водой.

При наличии на наледном участке водозабора для задержания наледи используют ледяные валы, намораживаемые дождеванием.

10.1.18 Для защиты автозимников от снежных лавин выполняют работы по сбросу лавин минометным обстрелом. Следует также проводить работы по предупреждению снегонакопления в лавиносборах путем устройства на водоразделах каменных стенок и установки снегозадерживающих щитов.

10.1.19 Искусственный вызов схода лавин целесообразен лишь в местах выхода лотковых лавин из эрозионного вреза.

10.1.20 Для продления срока эксплуатации сухопутного автозимника следует выполнять следующие работы:

- профилировать поверхность полотна, поддерживая выпуклое очертание поперечного профиля земляного полотна;

- проводить ремонт и устранять деформации и разрушения, возникающие на дорожном покрытии и земляном полотне в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

- укреплять ненадежные участки и ликвидировать размывы полотна дороги;

- не допускать скопления воды на проезжей части и систематически отводить поверхностные воды за пределы дорожного полотна;

- засыпать проезжую часть дороги опилками, порубочными остатками, шлаком и т.п. на подъемах и спусках, а также на других слабых участках, где наблюдается интенсивное оттаивание теплоизолирующего полотна;

- своевременно подготавливать к пропуску паводков водопропускные сооружения (мосты, трубы) и контролировать их работу в течение всего теплого периода года.

10.1.21 Элементы обустройства сухопутных автозимников не должны иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей. Дефекты элементов обустройства, нарушение целостности их лицевой поверхности, изменение светотехнических характеристик должны быть устранены в течение 7 сут с момента обнаружения.

10.1.22 После завершения эксплуатации и закрытия движения по автозимнику выполняют следующие работы:

- собирают на летнее хранение дорожные знаки, вехи и другие элементы обустройства и убирают проезжую часть и полосу отвода от бытового мусора;

- принимают меры по сохранению мостов и труб при наличии угрозы их разрушения паводковыми водами;

- перебрасывают дорожно-строительные машины на объекты, на которых ведутся летние работы, или в пункты ремонта и хранения.

10.1.23 В летний период следует устранять размывы грунтового основания паводковыми водами, выравнивать основание автозимника, уширять просеки и устранять подрост на полосе автозимника, ремонтировать мосты и трубы, линейные здания, противоналедные и противолавинные сооружения, осуществлять перетрассировку трудных участков автозимника, очистку проезжей части и полосы отвода, а также отсыпать земляное полотно из минеральных грунтов на подходах к мостам, на переходах через болота и т.п.

TOC