ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
9.4 Оборудование автозимников и ледовых переправ элементами обустройства
9.4.1 Автозимники и ледовые переправы обустраивают дорожными знаками по ГОСТ Р 52289, которые должны отражать установленную на текущий день грузоподъемность ледяного покрова, скорость движения транспортных средств, минимальную допустимую дистанцию между ними, а также другие условия движения по автозимникам. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290, опоры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948. Дислокация дорожных знаков должна согласовываться с заказчиком и утверждаться Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
9.4.2 На автозимнике в открытой снегозаносимой местности размещают хорошо заметные на снегу дорожные вехи по обе стороны проезжей части на расстоянии от 50 до 70 см от бровки, обозначающие ширину полотна автозимника через каждые 70 - 100 м. Дорожные сигнальные вехи должны соответствовать требованиям ГОСТ 32758. Расстояние между дорожными сигнальными вехами может корректироваться по согласованию с заказчиком.
В тундровых районах, где часто наблюдаются сильные метели и пурга, предусматривают установку вех через каждые 25 - 50 м.
9.4.3 Для предотвращения снежных заносов на автозимниках применяют защитные средства по ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.4.4), а также снегозадерживающие траншеи и снежные валы.
9.4.4 Снегозадерживающие траншеи прокладывают в начале зимы проходами дорожных машин по снегу или снятием мохорастительного покрова и укладкой его в валики и возобновляют по мере необходимости.
Траншеи следует устраивать со стороны господствующих ветров либо в зависимости от снегопереноса с правой или левой стороны дороги глубиной более 1 м. Количество траншей зависит от объема снегопереноса на данном участке дороги, и их количество допускается назначать по таблице 17. Если толщина снегового покрова не позволяет нарезать траншеи глубже 1,0 м, то их количество должно быть в два раза больше требуемого по таблице 17.
Таблица 17
Количество траншей в зависимости от снегопереноса
Объем снегопереноса за зимний период, м3/м | Требуемое количество незанесенных траншей на участке перед каждой метелью, шт. | Расстояние от ближайшей траншеи до бровки дороги, м |
50 | 1 | 15 |
100 | 2 | 20 |
150 | 3 | 25 |
200 | 4 | 30 |
После заноса траншеи на половину ее глубины следует закладывать новую траншею. Порядок возобновления траншей должен устанавливаться с учетом условий снегопереноса; при этом необходимо очередную траншею располагать не ближе 15 м и не дальше 60 - 70 м от дороги. Расстояние между траншеями принимают от 10 до 20 м. Чем глубже траншеи и больше высота снежных валов, тем больше должно быть расстояние между ними.
9.4.5 Перед въездом на автозимник устанавливают табло со схемой, на которой указаны объекты дорожного сервиса, трудные участки автозимника, условия движения и меры по обеспечению безопасности при осуществлении грузоперевозок. По мере изменения условий движения информация должна постоянно обновляться.
9.4.6 Большие и средние ледовые переправы следует обустраивать для обеспечения комплексного обслуживания участников дорожного движения при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения следующими элементами:
- искусственным освещением на местах въезда (съезда), мест ожидания, обогрева;
- помещением для ожидания и обогрева пассажиров;
- средством связи;
- светофором;
- биотуалетом;
- мусорным баком;
- ящиком с песком;
- щитом со спасательным оборудованием;
- передвижной электростанцией;
- специализированной емкостью для сбора сточных вод.
Участки въездов (выездов) на больших и средних ледовых переправах также обустраивают шлагбаумом и пропускным пунктом.
Необходимость оборудования малых ледовых переправ приведенными объектами определяется по согласованию с заказчиком.
9.4.7 При эксплуатации ледовых переправ в темное время суток въезды (выезды) на них и места посадки (высадки) пассажиров должны иметь искусственное освещение. Для обозначения ширины проезжей части ледовой переправы рекомендуется установка вех со светоотражающей маркировкой.
Необходимость оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением определяется по согласованию с заказчиком. При отсутствии освещения установка вех со светоотражающей маркировкой обязательна.
Нормы освещения на ледовых переправах должны соответствовать классу Б2 по ГОСТ 33176.
9.4.8 Для каждой ледовой переправы эксплуатирующей организацией должны быть разработаны правила пользования переправой, в которых должны быть изложены требования по соблюдению безопасности дорожного движения с учетом местных условий.
9.4.9 Информационные табло с правилами пользования ледовой переправой должны быть установлены на пассажирских площадках и у въездов на ледовую переправу.
9.4.10 Для обеспечения безопасности дорожного движения на автозимниках при наличии угрозы снежных обвалов, заносов и гололедицы необходимо предусматривать:
- установку предупреждающих дорожных знаков по ГОСТ Р 52289, а также дорожных сигнальных вех, обозначающих ширину проезжей части автозимника, по 9.4.2;
- наличие дежурных тягачей для буксировки машин;
- выделение спецтехники для сопровождения автомобильных колонн на участках с односторонним движением, а также в опасных местах, где возможны сход лавин, снежные обвалы и т.д.
9.4.11 После завершения эксплуатации и закрытия автозимника и ледовой переправы на въездах (съездах) устанавливают знак 3.2 "Движение запрещено" и засыпают подъездные пути сыпучими материалами.