ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
9.3 Правила устройства ледовых автозимников и переправ
9.3.1 На первом этапе устройства ледовых автозимников и переправ выполняют следующие подготовительные работы:
- земляные работы на съездах на берега рек, озер и морей и выездах с них;
- спрямление и углубление русел на наледных участках;
- заготовку материалов и подготовку оборудования для усиления ледяного покрова;
- устройство линейных зданий;
- заготовку дорожных знаков, опор дорожных знаков и вех для обустройства ледового автозимника.
9.3.2 На втором этапе устройства ледовых автозимников и переправ после ледостава (когда лед может выдержать нагрузку от дорожно-строительных машин) выполняют:
- визуальную оценку состояния поверхности ледяного покрова путем специального обследования, в том числе при необходимости облет трассы на вертолете;
- измерение толщины льда и глубины водотока по предварительно намеченной трассе и окончательную прокладку трассы на местности;
- подготовку поверхности льда для движения транспорта (очистка от снега, расчистка наплывов льда и торосов) и усиление слабого ледяного покрова;
- устройство с обеих сторон переправы резервных полос на расстоянии 100 м от основных;
- обустройство дорожными знаками и ориентирующими сигнальными вехами.
На участках ледовой переправы, где наблюдается русловое течение, следует проводить очистку от снега вручную при толщине льда не менее 15 см для ускорения промерзания.
9.3.3 Автозимники по льду рек, озер и морей устраивают при устойчивом ледяном покрове и сравнительно спокойном течении воды, при отсутствии торосов или малом количестве мелких и средних торосов высотой до 1 м, при отсутствии наледных полей и полыней или возможности их обхода.
Уклоны съездов на берега автозимника и выездов с них не должны превышать .
9.3.4 На перекатах русло рек углубляют для предотвращения образования крупных наледей.
Работы по углублению и выравниванию русла выполняют в конце осени перед ледоставом бульдозерами или навесными дноуглубительными снарядами на мощных тракторах с уширенными гусеницами. В качестве навесных снарядов можно использовать корчеватели-собиратели, у которых отверстия между зубьями закрывают перфорированными стальными листами.
9.3.5 Толщину льда определяют по 7.3.8 и 7.3.9. Если прогнозируемая нагрузка на лед выше допустимой расчетной по приложению В, то обход опасного участка предусматривают по пойме или по берегу реки. Если это невозможно, то намечают работы по усилению ледяного покрова.
9.3.6 При устройстве ледового автозимника следует предусматривать выход автозимника на сушу на расстоянии не более 50 км, не прибегая к искусственному искривлению трассы, а используя места спрямления излучин рек. Расстояние между такими выходами с учетом особенностей рельефа местности может быть уточнено по согласованию с заказчиком. Участки автозимника, проходящие по суше, могут быть использованы для вынужденных остановок автомобилей, кратковременного отдыха водителей или временного складирования строительных материалов. Такие участки особенно важны в начальный период эксплуатации; по мере роста толщины льда в зимний период число таких выходов может быть сокращено.
9.3.7 На трассе ледового автозимника выделяют участки, характерные по состоянию поверхности льда и сложности строительных работ:
- с ровной поверхностью и наличием торосов от шугового льда высотой до 15 см, требующие работ по снегоочистке;
- со значительным количеством торосов высотой до 30 см, требующие снегоочистки с планировкой льда;
- с торосами ото льда осеннего ледохода высотой более 30 см при хаотическом их нагромождении, требующие планировки торосов;
- недостаточной для пропуска расчетных нагрузок толщиной, требующие работ по усилению льда.
9.3.8 Перед началом работ по усилению переправ рекомендуется с намеченной для переправы полосы льда удалить снег на ширину не менее 30 м.
9.3.9 Трассу ледового автозимника от наплывов и средних торосов следует расчищать бульдозерами, автогрейдерами, от крупных торосов - буровзрывным способом. Для расчистки торосов и наплывов целесообразно использовать специальные ледорезные машины.
Выбоины следует заливать водой и замораживать.
9.3.10 Усиление естественного ледяного покрова переправы следует выполнять по необходимости на отдельных участках небольшой протяженности (съезды с берегов, пропарины, торосы, многослойный тонкий лед, широкие сквозные трещины), а также для более раннего начала эксплуатации ледового автозимника или ледовой переправы. Усиление льда рекомендуется выполнять методами термодинамического наращивания - усиления льда снизу, дисперсно-армированным льдом-композитом. Конструктивно-технологические решения по методам усиления льда в процессе проектирования согласовываются с заказчиком.
9.3.11 Ледяной покров на участках с толщиной льда, недостаточной для движения автомобилей с заданными нагрузками, допускается усиливать послойным розливом воды по льду или дальнеструйным дождеванием в морозном воздухе. На отдельных небольших участках со слабым ледяным покровом (висячий, слоистый лед, широкие трещины) следует устраивать деревянные настилы, полностью перекрывающие слабый участок не менее чем на 2 м с каждой стороны.
9.3.12 Усиление ледовых автозимников и переправ методом дождевания воды в морозном воздухе наиболее эффективно при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра до 5 м/с с использованием компрессоров, насосов, насосных станций и другого оборудования.
Режим намораживания льда назначают в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра по таблице 16 и регулируют высотой падения капель, степенью их измельчения и скоростью смещения факела в объеме воздуха.
Таблица 16
Увеличение толщины льда при определенной
температуре и скорости ветра
Скорость ветра, м/с | Толщина льда, см, образующегося в течение 1 ч при температуре воздуха, °C | ||||||
-4 | -5 | -10 | -15 | -20 | -25 | -30 | |
0 | 0 | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
1 | 0 | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 |
3 | 0 | 0 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 4,5 |
5 | 0 | 0,3 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,5 |
7 | 0,3 | 0,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 6,5 |
10 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 3,0 | 4,0 | 6,0 | 8,0 |
9.3.13 При устройстве ледовых переправ кроме работ по 9.3.2 выполняют:
- установление утепленных "колпаков" над лунками (см. рисунок 14);
- определение расчетной толщины ледяного покрова и на основании этого - толщины намораживаемого слоя и грузоподъемности переправы.
d - диаметр лунок, м; R - радиус снежного валика, м;
1 - снежный валик; 2 - деревянная крышка 0,8 x 0,8 м
Рисунок 14 - Схема утепления лунок для замеров толщины льда
9.3.14 Усиление переправ послойным намораживанием выполняют в следующей последовательности:
- по обеим сторонам намеченной полосы движения устраивают валики из снега высотой от 20 до 30 см или укладывают деревянные жерди;
- пространство между валиками или жердями заливают с помощью мотопомпы водой послойно (от 2 до 5 см) по мере замерзания.
Если на месте устройства переправы имеются хворост, мелкие сучья, ветки, то пространство между валиками заполняют ими, а потом послойно разливают воду и замораживают. Для ускорения намораживания в отдельных случаях пространство между валиками сначала заполняют колотым льдом, а затем заливают водой.
При послойном намораживании каждый последующий слой намораживают только после полного промерзания предыдущего слоя. Качество промерзания проверяется выборочно сверлением контрольных несквозных лунок.
Увеличения слоя толщины льда можно ориентировочно определить, используя данные таблицы 16.
9.3.15 Механизированная очистка рабочей полосы переправы от снега рекомендуется при толщине льда, допускающей продвижение снегоочистителей, по таблице 12.
Для тепловой и механической защиты ледяного покрова на его поверхности следует оставлять слой уплотненного снега толщиной от 3 до 5 см.
9.3.16 Снежным отвалам, образовавшимся при снегоочистке на ледяном покрове, следует придавать уклон более 6°, чтобы предотвратить концентрацию напряжений по их кромкам.
9.3.17 Удаление торосов осуществляют механизированным способом, применяя дорожно-строительную или специальную технику, которой располагает строительная организация.
9.3.18 Устройство ледовой переправы заканчивают установкой дорожных знаков и других средств инженерного оборудования переправы в соответствии с разделом проекта по организации движения.