ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания
9 Правила устройства автозимников и ледовых переправ
9.1 Правила устройства сухопутных автозимников
9.1.1 На первом этапе устройства автозимников на местности обозначают трассу и расчищают полосу дороги от леса, кустарника и крупных камней; планируют грунтовое основание, выполняют земляные работы на косогорных участках, на съездах на берегах рек и выездах с них и на участках, где требуется уменьшить продольные уклоны; сооружают мосты, трубы и противоналедные сооружения; строят линейные здания; подготавливают грунтовые карьеры для работы в зимних условиях; заготовляют дорожные знаки, опоры дорожных знаков и дорожные сигнальные вехи.
9.1.2 Ширину просеки определяют шириной полотна автозимника. Ширину просеки регулярных и временных автозимников допускается увеличивать на участках с продольным уклоном свыше для устройства дополнительного полотна автозимника, в случаях образования промоин (проломов) на проезжей части автозимника глубиной свыше 0,7 м, вызванных ежегодными паводковыми водами и осадками.
9.1.3 На втором этапе выполняют работы по непосредственному устройству автозимника, которое начинают с планировки грунтового основания полотна дороги.
9.1.4 Земляные работы на автозимниках являются, как правило, сосредоточенными и выполняются на косогорных участках, на съездах на берега рек и выездах с них, на участках марей и болот, а также на тех участках, где требуется уменьшить продольные уклоны.
В случаях, когда автозимник устраивают в снежных насыпях, то выравнивающий слой отсыпают из минеральных грунтов. На участках, где к началу эксплуатации автозимника формируется мощный (20 см и более) естественный снежный покров, пни не корчуют, а деревья спиливают в уровень с землей.
9.1.5 Продолжительность работ по подготовке грунтового основания увязывают со степенью влажности грунта основания.
В районах с относительной влажностью грунта до 0,8WL (влажности на границе текучести) земляные работы выполняют бульдозерами в летний период. При более высокой влажности грунта расчистку просеки следует вести поздней осенью или зимой, а земляные работы и планировку основания - весной, по мере оттаивания грунта.
9.1.6 На автозимниках, прокладываемых по заболоченным поймам и долинам рек, где нет угрозы развития термокарстовых процессов, подготовка грунтового основания включает удаление мохорастительного покрова в пределах проезжей части. Эту работу выполняют бульдозером последовательными проходами вдоль оси дороги. После естественного заполнения корыта водой и ее замерзания создается ровное и прочное основание. Мохорастительный покров в природной зоне тундры следует сохранять.
9.1.7 Подготовку основания автозимников на заболоченных участках и болотах проводят в целях повышения несущей способности торфяных грунтов при их промерзании за счет максимального промораживания дорожного полотна в кратчайшие сроки.
Для ускорения промерзания болот следует:
- проминать мохорастительный покров, чтобы прорвать верхнюю корку болот и выжать воду на поверхность основания с последующим его промораживанием;
- в начале зимнего периода расчищать снежный покров с последующим переходом к его уплотнению.
9.1.8 Болота следует проминать после первых заморозков практически по талому торфяному слою. Эффективная проминка и беспрепятственный проход машин по болоту обеспечиваются, если удельное давление на грунт превышает допустимое по таблице 13 не более чем на 25%.
Таблица 13
Эффективность проминки торфяного слоя
для беспрепятственного прохода машин по болоту
Торф | Влажность, % к массе сухого торфа | Допустимое давление, МПа |
Очень плотный, слабоувлажненный | До 400 | 0,060 |
Плотный, среднеувлажненный | От 400 до 600 | 0,042 |
Рыхлый, увлажненный | От 600 до 1000 | 0,033 |
Очень рыхлый, сильноувлажненный; сапропель | От 1000 до 1500 | 0,015 |
Жидкий сапропель | Более 1500 | До 0,007 |
9.1.9 При толщине мохорастительного слоя, не позволяющей выжать воду на поверхность, проводят проливку водой с последующим промораживанием при температуре воздуха не выше минус 10 °C. Проливку и промораживание мохорастительного покрова следует выполнять через каждые 12 ч до его промерзания и создания устойчивого основания автозимника.
9.1.10 На заболоченных участках с малой мощностью торфа проминку проводят в пределах полосы отвода земли, первоначально - проходами гусеничных тягачей с малым давлением на грунт, в последующем - одновременно или с перерывом не более 2 ч, проходами гусеничных бульдозеров на уширенном (болотном) ходу.
9.1.11 В зависимости от природно-климатических условий, принятой конструкции автозимника и времени проведения работ рекомендуются следующие методы устройства снежного (снежно-ледяного) полотна автозимников:
- постепенное наращивание снежного полотна в течение зимы на подготовленном грунтовом основании;
- устройство снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением в течение зимы свежевыпавшего снега.
При устройстве автозимников на один или два сезона его прокладку осуществляют по снежной целине без подготовки грунтового основания.
9.1.12 При постепенном наращивании снежного полотна уплотнение снега осуществляют при толщине покрова до 10 см под действием движения автомобилей с одновременной планировкой снежного полотна автогрейдером или волокушами-гладилками.
Слой снега толщиной от 10 до 15 см следует уплотнять прицепными катками на пневматических шинах массой от 10 до 15 т, пригруженными трейлерами, многополозными санями или волокушами-гладилками из труб за один проход по одному следу по всей ширине полотна автозимника. Доуплотнение снежного полотна происходит под действием движения автомобилей.
Снег слоями толщиной более 25 см уплотняют после предварительного рыхления и перемешивания его ребристыми металлическими катками.
При послойном наращивании снежного полотна в течение зимы плотность снега в слое должна быть не менее 0,6 г/см3 для автозимников категорий Iз, IIз и не менее 0,55 г/см3 - для категории IIIз. Каждый слой снега проливают водой с последующим его промораживанием.
Для предупреждения образования на полотне ям, выбоин, колей и подобных деформаций толщина уплотненного полотна на автозимниках, запроектированных по категориям Iз и IIз, должна быть не более 30 см.
9.1.13 Устройство снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением в течение зимы свежевыпавшего снега осуществляется при толщине снежного покрова более 30 см. Насыпь возводят бульдозерами путем поперечной или продольной надвижки снега послойно или набрасывают снег в тело насыпи шнекороторными снегоочистителями. Надвинутые слоя снега толщиной от 30 до 40 см планируют и частично уплотняют опущенным отвалом бульдозера при заднем ходе трактора, а затем уплотняют катками на пневматических шинах за два-три прохода по одному следу.
При недостаточной толщине естественного снежного покрова для накопления снега на месте будущей насыпи устраивают траншеи, снежные стенки или валы высотой, равной проектной высоте насыпи. Для устройства снежных стенок и валов используют бульдозеры, двухотвальные тракторные снегоочистители или прицепные угольники. После накопления в теле насыпи слоя снега толщиной от 40 до 50 см его рыхлят ребристыми металлическими катками, планируют опущенным отвалом бульдозера и уплотняют катками на пневматических шинах за два-три прохода по одному следу.
9.1.14 Последовательность выполнения работ при устройстве снежного полотна на болотах или заболоченных участках приведена в приложении Г.
9.1.15 Технологию уплотнения снега уточняют в каждом конкретном случае в зависимости от требуемой плотности снега в слоях и его состояния. При этом руководствуются следующими положениями:
- плотность снега до 0,45 г/см3 достигается уплотнением его опущенным отвалом бульдозера;
- плотность снега до 0,55 г/см3 (при температуре воздуха до минус 10 °C) и до 0,5 г/см3 (при температуре ниже минус 10 °C) достигается уплотнением его катками.
Плотность снега более 0,5 г/см3 достигается дополнительным поливом полотна водой после уплотнения или с применением термовибрационного метода устройства полотна автозимника с плотностью снега 0,6 - 0,7 г/см3. Количество воды зависит от требуемой плотности снега по таблице 14.
Таблица 14
Количество воды в зависимости от требуемой плотности снега
Требуемая плотность снега в полотне, г/см3 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,65 | 0,70 |
Количество воды, % к массе уплотняемого снега | 0 | 5 | 12 | 20 | 28 |
9.1.16 Для получения высокой плотности и прочности снежного полотна необходимо регулировать удельное давление в пневматических шинах катков таким образом, чтобы оно в процессе уплотнения было близким к прочности снега в начале уплотнения по таблице 15.
Таблица 15
Предел прочности при сжатии
взрыхленного и перемешанного снега
Состояние снега | Предел прочности рыхлого снега, МПа, при его начальной плотности, г/см3 | |||
0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | |
Свежевыпавший | От 0,02 до 0,04 | От 0,03 до 0,06 | От 0,06 до 0,09 | От 0,13 до 0,28 |
Лежалый | От 0,01 до 0,03 | От 0,02 до 0,05 | От 0,05 до 0,07 | От 0,08 до 0,11 |
Примечание - В таблице приведены значения предела прочности при сжатии взрыхленного и перемешанного снега с выдержкой в течение 2 ч при температуре от минус 5 °C до минус 20 °C. При выдерживании до 4 ч предел прочности возрастает в 1,3 - 1,4 раза, до 6 ч - в 1,4 - 1,6 раза. |
9.1.17 При устройстве снежно-ледового полотна слой снега поливают водой на ширину проезжей части через 12 - 14 ч после уплотнения; расход воды - от 2 до 4 л на 1 м2 покрытия.
9.1.18 После пролива водой уплотненного снега движение автомобилей допускается, если снежное полотно плотностью 0,5 г/см3 и более выдержано при температуре воздуха минус 10 °C - не менее 24 ч, ниже минус 10 °C - не менее 15 ч.
9.1.19 В местах развития природных наледей сооружают трубы и мосты с увеличенными отверстиями, обеспечивающими свободный пропуск наледи в течение всего зимнего периода.
9.1.20 На переходах через овраги устраивают снежно-ледяные насыпи. При невозможности уплотнения снега в насыпи (глубокие узкие овраги) их усиливают деревянным настилом или при наличии вблизи водоема намораживают методом дождевания воды, доставляемой автомобильным транспортом.