БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

8 Правила проектирования автозимников и ледовых переправ

 

8.1 Правила проектирования автозимников

 

8.1.1 Правила проектирования обычных сухопутных автозимников

8.1.1.1 Сухопутные автозимники проектируют с учетом рельефа местности, климатических, грунтово-гидрогеологических и гидрологических условий, заболоченности, наличия многолетнемерзлых грунтов, а также характера метелевой деятельности в районе устройства.

8.1.1.2 Высоту снежной насыпи H, м, обеспечивающую снегонезаносимость автозимника (см. рисунок 4), вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания (3)

 

где hср - средняя из наибольших декадных высот снежного покрова за зиму, определяемая по метеорологическим данным;

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания - возвышение насыпи над снежным покровом, принимаемое не менее 0,3 м.

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снежный покров; 2 - насыпь из уплотненного снега;

3 - снежно-ледяное покрытие проезжей части;

B - ширина полотна; bп - ширина проезжей части;

H - высота насыпи; hсн - высота снежного покрова;

hзап - запас для обеспечения снегонезаносимости

насыпи, не менее 0,3 м

 

Рисунок 4 - Поперечный профиль автозимника

в насыпи из уплотненного снега

 

Плотность снега в нижних слоях насыпи следует обеспечивать не менее 0,5 г/см3, в верхних - не менее 0,55 г/см3.

В тех случаях, когда по климатическим условиям требования к высоте насыпи выполнить не представляется возможным или это вызывает существенное увеличение стоимости устройства автозимника, следует руководствоваться требованиями 8.1.1.3 и 8.1.1.4.

8.1.1.3 На прочных грунтовых основаниях автозимники следует устраивать наращиванием снежного полотна по мере выпадения снега в течение зимы.

Для участков дорог, проходящих по местности с объемом снегопереноса до 150 м3/м, следует принимать корытообразный поперечный профиль. Покрытие проезжей части следует выполнять снежно-ледяным, устроенным из уплотненного или оледенелого снега, обочины - из уплотненного снега (см. рисунок 5, типы конструкций а, в, д).

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снежный покров; 2 - уплотненный снег на обочинах;

3 - уплотненный снег на проезжей части или снежно-ледяное

покрытие; 4 - выравнивающий слой из гравия, щебня

или песка; 5 - спланированное основание;

6 - мохорастительный покров; 7 - снегозадерживающие

траншеи; B - ширина полотна; bп - ширина проезжей части

(типы а, в, г - без выравнивающего слоя;

б, г, е - с выравнивающим слоем)

 

Рисунок 5 - Поперечные профили автозимников

на прочных грунтовых основаниях

 

Выравнивание естественного основания и/или придание ему проектных уклонов при необходимости следует выполнять с помощью выравнивающего слоя на ширину проезжей части из щебня, песка или гравия (см. рисунок 5, типы конструкций б, г, е).

При наличии в основании конструкций автозимников потока грунтовых вод, движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою, следует обеспечить мероприятия по предотвращению наледеобразования.

8.1.1.4 На снегозаносимых участках при объемах снегопереноса до 200 м3/м следует предусматривать защиту от снежных заносов в придорожной полосе: откосы корыта необходимо выполнять положе 1:6 (см. рисунок 5, типы конструкций в, г), необходимо предусматривать переносные щиты или нарезку снегозадерживающих траншей из снега (см. рисунок 5, типы конструкций д, е) или устройство снежных валов и т.п.

Если толщина снегового покрова и мохорастительного слоя не позволяют создать достаточно глубокие траншеи, то следует сочетать их прокладку с установкой простейших снегозадерживающих устройств по ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.4.4).

8.1.1.5 На косогорах автозимники следует устраивать в виде полунасыпи-полувыемки. Для выравнивания косогора конструкцию полотна насыпной части необходимо устраивать из грунта, или жердей, или бревен с последующей засыпкой снегом и поливом водой.

8.1.2 Правила проектирования автозимников на заболоченных участках и болотах

8.1.2.1 При отсутствии подземных льдов в основании близко к поверхности на заболоченных участках автозимники следует устраивать в корыте, обеспечивать ровное и прочное основание изо льда, образующегося при замерзании воды, которой принудительно наполняют корыто. Поверх основания следует устраивать снежно-ледяное покрытие проезжей части из уплотненного или оледенелого снега (см. рисунок 6, тип конструкции а).

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снежный покров; 2 - уплотненный снег на обочинах;

3 - снежно-ледяное покрытие проезжей части; 4 - лед;

5 - мохорастительный покров или болотная толща;

6 - спланированный и уплотненный мохорастительный покров

или болотная толща и грунт; B - ширина полотна;

bп - ширина проезжей части

 

Рисунок 6 - Поперечные профили автозимников

на заболоченных поймах и в долинах рек

 

8.1.2.2 При залегании подземных льдов в основании близко от поверхности мохорастительный покров и кочки под полосой проезжей части не удаляют. При замерзании их следует спланировать и уплотнить. Снежно-ледяное покрытие проезжей части следует устраивать из уплотненного или оледенелого снега (см. рисунок 6, тип конструкции б).

8.1.2.3 Несущая способность автозимника зависит от толщины промерзшего слоя болота. Требуемую минимальную толщину промерзшего болота допускается назначать по таблице 9.

 

Таблица 9

 

Минимальная толщина промерзшего слоя болота для обеспечения

проезда одиночного транспортного средства заданной

грузоподъемности для средней (за последние

трое суток) температуры воздуха минус 5 °C

 

Грузоподъемность автомобиля, т

4

6

8

10

15

20

30

40

50

Толщина промерзшего слоя для болота типа, см:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

15

19

22

25

32

36

45

51

55

II

17

23

26

30

38

43

53

60

64

III

20

27

30

35

44

50

62

71

75

Примечание - Для температуры минус 10 °C значения толщины слоя следует уменьшить на 10%, для пропуска гусеничной техники - уменьшить на 20%.

 

8.1.2.4 На заболоченных участках в залесенной местности или на снегонезаносимых участках снежно-ледяное покрытие и обочины из уплотненного снега следует устраивать на промерзшем слое болота (см. рисунок 7, тип конструкции а).

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снеговой покров; 2 - уплотненный слой снега на обочинах;

3 - уплотненный снег на проезжей части или снежно-ледяное

покрытие; 4 - промерзший слой болота; 5 - торфяная залежь

непромерзшая или талая; 6 - минеральное дно болота;

B - ширина полотна автозимника; bп - ширина проезжей части

 

Рисунок 7 - Поперечные профили автозимников

на промерзающих болотах

 

На поверхностях со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями для получения ровного основания следует устраивать выравнивающие слои.

8.1.2.5 На заболоченных участках в условиях снегозаносимой открытой местности при объемах снегопереноса до 150 м3/м необходимо назначать дополнительные меры по защите дороги от снежных заносов по 9.4.3 - 9.4.4 (см. рисунок 7, тип конструкции б).

8.1.3 Правила проектирования автозимников с продленными сроками эксплуатации

8.1.3.1 Основным принципом проектирования автозимников с продленными сроками эксплуатации является продление сохранения тела насыпи и основания дороги в мерзлом состоянии в течение установленного срока эксплуатации путем поддержания несущей способности оттаивающих грунтов за счет их усиления или применения в конструкциях естественных или искусственных теплоизоляторов.

В качестве теплоизолирующих материалов рекомендуется применять снег плотностью не менее 0,65 г/см3, экструзионный пенополистирол XPS, различные виды пенопласта (жесткие, гео- и др.), стиропорбетон на щебне из отходов, отходы механической обработки древесины (древесную кору, опилки), брикеты торфа.

8.1.3.2 Высоту полотна автозимников с продленными сроками эксплуатации следует назначать из условия обеспечения снегонезаносимости дорожной конструкции по 8.1.1.4 и 8.1.1.5 и удовлетворения нагрузки от транспортного потока, но не менее 0,5 м.

8.1.3.3 Автозимники продленного срока службы на начало весенне-летнего периода при интенсивности движения до 150 авт./сут следует устраивать на промороженном грунтовом основании с проезжей частью из уплотненного снега (см. рисунок 8, тип конструкции а). Естественный мохорастительный покров по подошве конструкции необходимо сохранять. При необходимости в конструкции дополнительно следует устраивать теплоизолирующий слой.

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снеговой покров; 2 - уплотненный слой снега на проезжей

части; 3 - естественный мохорастительный покров;

4 - слой из теплоизолирующего материала; 5 - промороженное

грунтовое основание; 6 - полотно крупнообломочных,

щебенистых или песчаных грунтов; 7 - полотно из уплотненного

снега; 8 - слой теплоизоляции или хворостяная выстилка;

B - ширина полотна автозимника

 

Рисунок 8 - Поперечные профили автозимников

с продленным сроком эксплуатации

 

8.1.3.4 Для пропуска тяжелой нагрузки (N3) в соответствии с [9] или при интенсивности движения транспортных средств более 400 авт./сут конструкции полотна автозимников требуется устраивать из крупнообломочных, щебенистых или песчаных грунтов. Полотно следует располагать на уплотненном слое снега на мерзлом основании (см. рисунок 8, типы конструкций б, в, г). Ширина полосы уплотненного снега при необходимости должна обеспечивать устройство берм шириной не менее 2,5 м (см. рисунок 8, тип конструкции б).

8.1.3.5 В дорожно-климатической зоне I при наличии в основании сильно льдистых грунтов и подземных льдов следует предусматривать теплоизолирующий слой из мха, торфа или хворостяной выстилки толщиной 15 - 20 см (см. рисунок 8, тип конструкции г).

Толщину теплоизолирующего полотна следует принимать в зависимости от продолжительности эксплуатации дороги в теплый период по таблице 10.

 

Таблица 10

 

Продолжительность эксплуатации автозимника

в зависимости от толщины теплоизолирующего слоя

 

Продолжительность эксплуатации дороги в продленный (весенне-летний) период, сут

20

40

60

80

Толщина теплоизолирующего полотна hт.п, м

0,3

0,5

0,8

1,0

 

8.1.3.6 Для продления срока службы автозимников на мерзлом торфяном основании следует предусматривать устройство теплоизолирующей насыпи, которая воспринимает нагрузку от транспортных средств (см. рисунок 9, тип конструкции а). Плотность снега и льда следует обеспечивать в верхних слоях покрытия не менее 0,7 г/см3, в нижних - не менее 0,6 г/см3, высоту теплоизолирующей насыпи - не менее 1 м. Водоотводные сооружения должны устраиваться на расстоянии не менее 3 м от края полосы промораживания (см. рисунок 9, тип конструкции б).

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - промороженное торфяное основание; 2 - полотно

автозимника; 3 - слой из теплоизолирующего материала;

4 - талый или непромерзший слой болота; 5 - боковая

водоотводная канава; B - ширина проезжей части;

Bтр - требуемая ширина мерзлого основания;

hтр - требуемая толщина мерзлого основания;

hт.п - толщина теплоизолирующего полотна

 

Рисунок 9 - Поперечные профили автозимников

с продленным сроком действия на болотах

 

Требуемые размеры мерзлого основания шириной Bтр и толщиной hтр следует ориентировочно назначать в зависимости от массы одиночного автомобиля с полной нагрузкой по таблице 11.

 

Таблица 11

 

Размеры толщины мерзлого основания в зависимости

от массы одиночного автомобиля с полной нагрузкой

 

Масса с полной нагрузкой, т

Требуемая толщина мерзлого основания hтр, м

Требуемая ширина мерзлого основания Bтр, м

Колесная нагрузка

10,5

0,30

23

14,2

0,35

23

23,4

0,49

25

48,0

0,65

25

78,4

0,95

25

80,0

0,66

35

100,0

0,65

35

120,0

1,00

35

Гусеничная нагрузка

7,5

0,29

23

13,7

0,38

23

25,0

0,48

25

60,0

0,82

35

 

8.1.3.7 Для обеспечения продленного срока службы автозимников допускается выполнять дополнительные системы охлаждения откосных частей земляного полотна: охлаждающие упорные массивы откосной части земляного полотна, навесы, световозвращающие экраны, вентиляционные трубки, сифоны и др.

Поперечный профиль насыпи с навесом на откосе приведен на рисунке 10.

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - снежный покров; 2 - сплошной настил; 3 - охлаждающий

навес; 4 - уплотненный слой снега на обочинах;

5 - уплотненный снег на проезжей части или снежно-ледяное

покрытие; 6 - слой теплоизоляции; 7 - коренной массив

высокольдистого вечномерзлого грунта;

8 - вертикальный анкер; 9 - опорный массив

 

Рисунок 10 - Насыпь с охлаждающим навесом на откосе

 

8.1.4 Правила проектирования водоотводных устройств

8.1.4.1 В зависимости от рельефа, гидрологических, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых условий на автозимниках с продленным сроком эксплуатации поверхностные и грунтовые воды от дорожного полотна следует отводить с помощью следующих сооружений:

- боковых водоотводных канав, лотков или боковых резервов;

- нагорных грунтовых валиков и нагорных канав;

- водосбросных канав.

8.1.4.2 Водоотводные канавы следует устраивать на устойчивых основаниях, сложенных непросадочными или слабопросадочными грунтами. Виды укрепления канав в зависимости от скорости течения воды приведены на рисунке 11.

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

1 - дерн, мох или торф; 2 - крупнообломочный грунт,

матрасы Рено или бетонные плиты; 3 - геотекстиль;

Vв - скорость течения воды, м/с

 

Рисунок 11, лист 1 - Поперечные сечения водоотводных канав

 

 

 

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

 

Рисунок 11, лист 2

 

8.1.4.3 В равнинной и слабопересеченной местностях, сложенных непросадочными или слабопросадочными грунтами, канавы следует устраивать непосредственно у подошвы насыпи.

В равнинной и слабопересеченной местностях, сложенных среднепросадочными грунтами, канавы следует устраивать на расстоянии не менее 5 м от подошвы насыпи.

8.1.4.4 На косогорах для отвода поверхностных и грунтовых вод с верховой стороны следует проектировать нагорные канавы или нагорные валики из грунта, а также лотки для предупреждения размыва земляного полотна в летний период и образования наледей - в зимний.

8.1.4.5 Запрещается проектировать водоотводные и нагорные канавы в сильнопросадочных и чрезмерно просадочных грунтах. Для обеспечения поверхностного водоотвода на таких грунтах в равнинной и слабопересеченной местностях максимально следует использовать естественный сток поверхностных вод или устраивать приоткосные бермы, а на косогорных участках - бермы и нагорные валики.

8.1.4.6 На косогорных участках с большой водосборной площадью или сильными снежными заносами проектируют водоотвод в виде двух рядов нагорных канав, расположенных на расстоянии 100 м друг от друга, или нагорной канавы в сочетании с мерзлотным валиком, который располагают с низовой стороны нагорной канавы в 50 м от подошвы насыпи. Продольный уклон дна канав следует принимать не менее ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания.

8.1.4.7 Дренажные конструкции для отвода воды допускается проектировать в дорожно-климатической зоне Iз на участках с островным залеганием многолетнемерзлых грунтов при соответствующем технико-экономическом обосновании.

8.1.4.8 При проектировании водопропускных труб следует руководствоваться СП 35.13330 и СП 313.1325800.

TOC