БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58948-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

 

7.2.1 Вариант трассы следует выбирать с учетом продолжительности использования автозимника, его категории, характера метелевой деятельности, геокриологических условий, наличия или потенциальной возможности возникновения наледей, оползней и т.д.

При трассировании автозимника следует по возможности обходить скально-обвальные, селевые и лавиноопасные участки, а также участки с развитием карста, с оврагами, неустойчивыми косогорами с оползневыми склонами.

7.2.2 При трассировании автозимников по суше необходимо выполнять изыскания нескольких вариантов.

При выборе трассы необходимо оценивать:

- объем земляных работ по пересеченной местности;

- объем рубки просеки и корчевки пней, экономический эффект при зимнем содержании и борьбе со снежными заносами в залесенной местности;

- экономический эффект, обусловленный длинными прямыми участками с незначительными продольными уклонами, при малом объеме земляных работ и прогнозируемые затраты на борьбу со снежными заносами на открытой равнинной местности, болотах и марях;

- объем земляных работ, количество углов поворота трассы и пересечений тальвегов, опасность возникновения оползней и снежных заносов на косогорных участках.

7.2.3 В качестве наиболее приоритетных вариантов проложения трассы необходимо принимать участки местности:

- снегонезаносимые;

- с подветренных сторон снегосборных бассейнов (ровные поля или безлесные склоны возвышенности);

- на нижних и верхних частях подветренных и нижних частях наветренных склонов возвышенностей.

7.2.4 Автозимники на снегозаносимых участках следует трассировать с учетом рельефа местности, направления господствующих ветров и их скорости (преимущественно), мощности снежного покрова и объемов переносимого при метелях снега. Трасса автозимника должна быть совмещена с направлением господствующих ветров или располагаться к ним под углом не более 30°. Если трасса автозимника проходит через пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т.д.), то следует предусматривать обход их в соответствии с 7.2.3 или пересечение по кратчайшему расстоянию.

7.2.5 Трассу автозимника следует располагать на водораздельных ходах и наветренных склонах косогоров, а по инженерно-геологическим условиям прокладывать:

- через равнинные участки высоких речных террас и водоразделов;

- склоны антиклинальных долин и дренированные склоны речных долин с падением пластов вглубь склона;

- водотоки с глубокими узкими руслами, заросшими растительностью.

Необходимо избегать проложения трассы через северные экспозиции с неглубоким залеганием вечномерзлых грунтов и наличием надмерзлотных вод, мест с выходом подземных вод, сильнозаболоченных склонов, водотоков с распластанными руслами и малыми глубинами.

7.2.6 Трассу во избежание появления наледей в результате устройства автозимников не рекомендуется прокладывать:

- через водотоки в горной местности;

- на участках водотоков с перекатами, порогами, островами, конусами выносов, распластанными галечниковыми руслами;

- устьевых участках рек и их притоков;

- склонах северной экспозиции и участках местности при наличии грунтового потока, движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою.

Пересечение трассой наледных водотоков необходимо предусматривать в местах наибольшей их концентрации, назначая дополнительные меры по их утеплению. При обходе наледного участка трассу автозимника необходимо размещать выше места выхода наледных источников или ниже наледного поля на расстоянии не менее 20 м от его границы.

7.2.7 При прокладке трассы автозимника в гольцовых, резко расчлененных горных зонах с повышенными снегозапасами и интенсивной метелевой деятельностью необходимо учитывать возможность образования лавин. Наиболее лавиноопасными являются глубоко врезанные долины рек и подветренные склоны крутизной свыше 25°.

При выборе строительных площадок и трассировании автозимников следует учитывать возможность горных обвалов и схода селей, очаги развития которых обычно совпадают с границами лавиноопасных зон.

Устройство автозимника в пределах лавинных и селевых конусов выноса запрещено.

7.2.8 Границы лавиноопасных зон следует устанавливать по геоморфологическим и геоботаническим признакам:

- наличию лавинных каналов стока - узких крутостенных врезов, служащих путями транспортирования обвального снега;

- наличию склонов врезов, имеющих на выходах коренных пород следы лавинной шлифовки, а на вогнутых поворотах лавинных логов следы боковой лавинной эрозии: расширение поперечного сечения лотка, уничтожение древесной и кустарниковой растительности и дернины на значительную высоту над тальвегом;

- наличию бугров и гряд обломочного материала в долинах конусов выноса лавин;

- резкому изменению видового состава леса, наличию следов прохождения лавин на стволах деревьев, изменению видового состава растительности.

Наличие бугров и гряд обломочного материала в долинах конусов выноса лавин необходимо определять в соответствии с нижеуказанными признаками:

- отсутствие сортировки материалов на конусах выноса лавин;

- присутствие глыб горной породы на поверхности лавинного конуса;

- лавинные бугры из мелкого обломочного материала и гряды высотой до 2 м, параллельные телу лавины, за пределами конусов выноса лавин;

- сложный микрорельеф конусов выноса, состоящий из системы радиально расходящихся гряд.

Резкое изменение видового состава леса следует устанавливать по признаку, когда в лесной зоне на лавинных каналах стока полностью уничтожаются хвойные породы и появляется угнетенная лавиновыносливая растительность.

Лавиноопасные участки преимущественно необходимо обследовать весной и летом. До начала работ следует собрать все сведения о случаях схода лавин в обследуемом районе. Если имеются материалы аэрофотосъемки района, то необходимо изучить фотоснимки и по ним составить предварительную картосхему лавин.

7.2.9 Ледовый автозимник следует трассировать по протокам реки, если они совпадают с направлением трассы, а его устройство не вызывает образования речных наледей.

7.2.10 При трассировании ледовых автозимников следует проверять состояние и толщину ледяного покрова. Ледовые автозимники для обеспечения минимальных объемов работ рекомендуется прокладывать прямыми участками с обеспечением минимальных объемов работ. При извилистости русла, наличии наледей, многослойного льда, крупных камней и порогов в русле, пропарин и торосов следует рассматривать варианты прокладки трассы в пойме реки.

7.2.11 На плесах реки ледовый автозимник рекомендуется трассировать вблизи фарватера, где ледяной покров более ровный и устойчивый.

Если фарватер подходит вплотную к обрывистым берегам, где возможны снежные заносы и обвалы, трассу рекомендуется прокладывать в стороне от фарватера. Следует избегать прокладки трассы по линии резкого изменения глубины реки.

7.2.12 В зимний период на участках протяженностью более 50 км при наземной съемке следует исключать методы топографической съемки, требующие большего времени и трудозатрат при выполнении полевых работ.

7.2.13 Состав работ при инженерно-геологических изысканиях необходимо определять по результатам анализа исходных данных в соответствии с 7.1.4, рекогносцировочными обследованиями, инженерно-геологической съемкой крупного масштаба по ГОСТ 32868-2014 (таблица В.1), а также геофизическими исследованиями в объеме, достаточном для подготовки проектных решений.

7.2.14 Состав работ при инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканиях необходимо устанавливать программой инженерных изысканий в зависимости от продолжительности эксплуатации автозимника или ледовой переправы, стадии проектирования, гидрологических и климатических условий района строительства, характеристики водотоков, изученности и освоенности территории, животного и растительного мира.

TOC