БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р МЭК 62660-2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов

6.2 Испытания на стойкость к механическим воздействиям

6.2.1 Стойкость к вибрации

6.2.1.1 Цель испытания

Испытание проводят с целью определения стойкости аккумуляторов к вибрации, возникающей при эксплуатации в транспортных средствах.

6.2.1.2 Проведение испытания

Испытание проводят следующим образом:

a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;

b) проводят испытание на воздействие случайной широкополосной вибрации в соответствии с МЭК 60068-2-64, продолжительность испытания составляет 8 ч для каждой плоскости испытуемого аккумулятора;

c) среднеквадратичное значение ускорения должно составлять 27,8 м/с2, спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты приведена на рисунке 2 и в таблице 2; максимальное значение частоты должно составлять 2000 Гц.

 

ГОСТ Р МЭК 62660-2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов

 

Рисунок 2 - Спектральная плотность мощности ускорения

в зависимости от частоты

 

Таблица 2

 

Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты

 

Частота, Гц

Спектральная плотность мощности, (м/с2)2/Гц

10

20,00

55

6,50

180

0,25

300

0,25

360

0,14

1000

0,14

2000

0,14

 

6.2.1.3 Результаты испытания

Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:

- напряжение и емкость аккумулятора до и после испытания;

- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.

6.2.2 Устойчивость к удару

6.2.2.1 Цель испытания

Испытание проводят с целью определения устойчивости аккумуляторов к ударам при эксплуатации в транспортных средствах.

6.2.2.2 Проведение испытания

Испытание проводят следующим образом:

a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;

b) проводят испытание в соответствии с ИСО 16750-3 и с использованием параметров таблицы 3. Направление ускорения от удара при испытании должно совпадать с направлением ускорения от удара в транспортном средстве. Если направление воздействия неизвестно, то аккумулятор должен быть испытан во всех шести пространственных направлениях.

 

Таблица 3

 

Механический удар. Параметры

 

Форма импульса

Полусинусоидальная

Ускорение

500 м/с2

Продолжительность

6 мс

Количество ударов

10 в каждом направлении

 

6.2.2.3 Результаты испытаний

Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытаний:

- напряжение и емкость аккумулятора перед и после испытания;

- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.

6.2.3 Устойчивость к деформации (смятию)

6.2.3.1 Цель испытания

Данное испытание проводят с целью определения устойчивости аккумуляторов к деформации при воздействии внешней нагрузки.

6.2.3.2 Проведение испытания

Испытание проводят следующим образом:

a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;

b) аккумулятор размещают на изолированной плоской поверхности и надавливают на него сминающим инструментом с цилиндрическим/полуцилиндрическим либо сферическим/полусферическим наконечником диаметром 150 мм. Рекомендуется использовать цилиндрический наконечник для воздействия на цилиндрический аккумулятор и сферический - для призматического аккумулятора (см. рисунок 3). Направление силы смятия должно быть перпендикулярно к слоям положительных и отрицательных электродов в аккумуляторе. Инструмент для смятия должен быть выбран таким образом, чтобы деформирование аккумулятора происходило пропорционально увеличению силы смятия;

c) воздействие силы смятия прекращают при резком снижении напряжения на одну треть исходного напряжения аккумулятора или когда деформация составит не менее 15% начального размера аккумулятора, или когда сила смятия в 1000 раз превысит вес аккумулятора. Аккумуляторы оставляют на испытании в течение 24 ч или до снижения температуры корпуса на 20% максимального подъема температуры в зависимости от того, что наступит раньше.

 

ГОСТ Р МЭК 62660-2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов

 

ГОСТ Р МЭК 62660-2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов - направление силы смятия

 

Рисунок 3 - Пример испытания на смятие

 

6.2.3.3 Результаты испытания

Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:

- форма сминающего инструмента;

- скорость смятия;

- напряжение аккумулятора в течение испытания;

- температура аккумулятора в течение испытания;

- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.

TOC