ГОСТ Р МЭК 62660-2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов
6.2 Испытания на стойкость к механическим воздействиям
6.2.1 Стойкость к вибрации
6.2.1.1 Цель испытания
Испытание проводят с целью определения стойкости аккумуляторов к вибрации, возникающей при эксплуатации в транспортных средствах.
6.2.1.2 Проведение испытания
Испытание проводят следующим образом:
a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;
b) проводят испытание на воздействие случайной широкополосной вибрации в соответствии с МЭК 60068-2-64, продолжительность испытания составляет 8 ч для каждой плоскости испытуемого аккумулятора;
c) среднеквадратичное значение ускорения должно составлять 27,8 м/с2, спектральная плотность мощности ускорения в зависимости от частоты приведена на рисунке 2 и в таблице 2; максимальное значение частоты должно составлять 2000 Гц.
Рисунок 2 - Спектральная плотность мощности ускорения
в зависимости от частоты
Таблица 2
Спектральная плотность мощности в зависимости от частоты
Частота, Гц | Спектральная плотность мощности, (м/с2)2/Гц |
10 | 20,00 |
55 | 6,50 |
180 | 0,25 |
300 | 0,25 |
360 | 0,14 |
1000 | 0,14 |
2000 | 0,14 |
6.2.1.3 Результаты испытания
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:
- напряжение и емкость аккумулятора до и после испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.
6.2.2 Устойчивость к удару
6.2.2.1 Цель испытания
Испытание проводят с целью определения устойчивости аккумуляторов к ударам при эксплуатации в транспортных средствах.
6.2.2.2 Проведение испытания
Испытание проводят следующим образом:
a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;
b) проводят испытание в соответствии с ИСО 16750-3 и с использованием параметров таблицы 3. Направление ускорения от удара при испытании должно совпадать с направлением ускорения от удара в транспортном средстве. Если направление воздействия неизвестно, то аккумулятор должен быть испытан во всех шести пространственных направлениях.
Таблица 3
Механический удар. Параметры
Форма импульса | Полусинусоидальная |
Ускорение | 500 м/с2 |
Продолжительность | 6 мс |
Количество ударов | 10 в каждом направлении |
6.2.2.3 Результаты испытаний
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытаний:
- напряжение и емкость аккумулятора перед и после испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.
6.2.3 Устойчивость к деформации (смятию)
6.2.3.1 Цель испытания
Данное испытание проводят с целью определения устойчивости аккумуляторов к деформации при воздействии внешней нагрузки.
6.2.3.2 Проведение испытания
Испытание проводят следующим образом:
a) доводят СЗ аккумулятора до 100% в соответствии с 5.3 в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМА, и до 80% - в случае аккумулятора, предназначенного для применения в ЭМГ;
b) аккумулятор размещают на изолированной плоской поверхности и надавливают на него сминающим инструментом с цилиндрическим/полуцилиндрическим либо сферическим/полусферическим наконечником диаметром 150 мм. Рекомендуется использовать цилиндрический наконечник для воздействия на цилиндрический аккумулятор и сферический - для призматического аккумулятора (см. рисунок 3). Направление силы смятия должно быть перпендикулярно к слоям положительных и отрицательных электродов в аккумуляторе. Инструмент для смятия должен быть выбран таким образом, чтобы деформирование аккумулятора происходило пропорционально увеличению силы смятия;
c) воздействие силы смятия прекращают при резком снижении напряжения на одну треть исходного напряжения аккумулятора или когда деформация составит не менее 15% начального размера аккумулятора, или когда сила смятия в 1000 раз превысит вес аккумулятора. Аккумуляторы оставляют на испытании в течение 24 ч или до снижения температуры корпуса на 20% максимального подъема температуры в зависимости от того, что наступит раньше.
- направление силы смятия
Рисунок 3 - Пример испытания на смятие
6.2.3.3 Результаты испытания
Следующие параметры должны быть измерены и зарегистрированы в качестве результатов испытания:
- форма сминающего инструмента;
- скорость смятия;
- напряжение аккумулятора в течение испытания;
- температура аккумулятора в течение испытания;
- состояние аккумулятора в конце испытания - в соответствии с разделом 7.