БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34656-2020. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

5 Требования к методам неразрушающего контроля черновых осей

 

5.1 Методы НК черновых осей

 

НК черновых осей проводят следующими методами:

- ультразвуковым ЗТМ с целью оценки однородности структуры металла;

- ультразвуковым эхо-методом с целью выявления внутренних дефектов.

 

5.2 УЗК структуры металла черновых осей

 

5.2.1 При УЗК структуры металла черновых осей ЗТМ выявлению подлежит неоднородная структура металла, характеристики которой соответствуют 5.2.4.

5.2.2 УЗК структуры металла черновых осей ЗТМ проводят по схеме Т1 (рисунок 5.1) продольными волнами с одной или двух торцевых поверхностей в осевом направлении.

 

"ГОСТ 34656-2020. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля"

 

Рисунок 5.1 - Схема Т1 УЗК структуры металла черновых осей

 

Номинальные значения основных параметров контроля, установленные в соответствии с требованиями ГОСТ 33200, приведены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1

 

Номинальные значения основных параметров ЗТМ УЗК структуры

металла черновых осей (схема Т1)

 

Основной параметр контроля

Значение

Частота ультразвуковых колебаний, МГц

2,0 - 2,5

Диаметр пьезоэлемента ПЭП, мм

12

Угол ввода

Условная чувствительность Ку ЗТМ, дБ

46

 

Настройку Ку ЗТМ проводят по противоположной (донной) поверхности в мере НК СО-2 по ГОСТ 14782 или СО-3Р по ГОСТ 18576 при пороговом уровне амплитуды, заданном в технологической инструкции.

5.2.3 УЗК структуры металла черновых осей по схеме Т1 проводят, выполняя сканирование ПЭП по окружности радиусом 0,5R (R - номинальный радиус шейки оси данного типа) и оценивая амплитуду эхо-сигналов от противоположного торца оси.

5.2.4 Решение об обнаружении неоднородной структуры металла черновой оси принимают в соответствии с требованиями ГОСТ 33200, если ослабление ультразвуковых волн таково, что амплитуда донного эхо-сигнала меньше заданного порогового уровня амплитуды.

 

5.3 УЗК черновых осей на выявление внутренних дефектов

 

5.3.1 При УЗК черновых осей эхо-методом выявлению подлежат внутренние дефекты, характеристики которых соответствуют 5.3.5.

Типы и реальные размеры внутренних дефектов не определяют.

5.3.2 УЗК черновых осей эхо-методом проводят по схеме А1 (рисунок 5.2) продольными волнами с каждой торцевой поверхности (за исключением зон центровых отверстий при их наличии) в осевом направлении.

 

"ГОСТ 34656-2020. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля"

 

--------------------------------

<1> Зоны контроля на рисунках 5.2, 6.1 - 6.3, 7.1 - 7.3 заштрихованы.

 

Рисунок 5.2 - Схема А1 и зоны УЗК черновых осей на выявление

внутренних дефектов

 

Номинальные значения основных параметров контроля, установленные в соответствии с требованиями ГОСТ 33200, приведены в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2

 

Номинальные значения основных параметров эхо-метода УЗК

черновых осей (схема А1)

 

Основной параметр контроля

Значение параметра

при глубине залегания, мм

от 30 до 380

от 380 до 700

от 700 до середины оси

Частота ультразвуковых колебаний, МГц

2,0 - 2,5

Угол ввода

Предельная чувствительность SП, мм2

7,1

28,3

63,6

 

5.3.3 Настройку SП для диапазонов глубин залегания, указанных в таблице 5.2, проводят с использованием мер НК с плоскодонными отражателями (приложение А, рисунок А.1) по методике и при пороговом уровне амплитуды, заданных в технологической инструкции.

Допускается проводить настройку SП по настроечным образцам, приведенным в технологической инструкции и содержащим следующие искусственные дефекты - эталонные отражатели:

- альтернативные эталонные отражатели (например, в виде боковых цилиндрических отражателей), глубины залегания которых равны глубинам залегания отражателей в мерах;

- один альтернативный эталонный отражатель с использованием АРД-диаграмм, построенных по экспериментальным данным, полученным с помощью ПЭП, используемых при УЗК, если методика построения установлена в технологической инструкции.

5.3.4 УЗК черновых осей эхо-методом по схеме А1 проводят путем сканирования ПЭП по траектории, обеспечивающей выявление дефектов в заданных зонах контроля, оценивая характеристики принятых сигналов, заданные в технологической инструкции.

5.3.5 При УЗК эхо-методом решение об обнаружении внутренних дефектов в черновой оси принимают в соответствии с требованиями ГОСТ 33200, если выявлены эхо-сигналы от отражателей, расположенных в зонах контроля, с амплитудой, равной или превышающей заданный пороговый уровень амплитуды.

TOC