ГОСТ 34656-2020. Межгосударственный стандарт. Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля
7 Требования к методам неразрушающего контроля чистовых полых осей
7.1 Методы НК чистовых полых осей
НК чистовых полых осей проводят следующими методами:
- ультразвуковым эхо-методом с целью выявления внутренних дефектов;
- визуальным и магнитопорошковым (или вихретоковым) методами с целью выявления поверхностных дефектов (см. 6.4).
7.2 УЗК чистовых полых осей на выявление внутренних дефектов
7.2.1 При УЗК чистовых полых осей эхо-методом выявлению подлежат внутренние дефекты, расположенные в зонах контроля и имеющие характеристики, соответствующие 7.2.6.
Типы и реальные размеры внутренних дефектов не определяют.
7.2.2 УЗК чистовых полых осей эхо-методом проводят по следующим схемам контроля:
- А2 - продольными волнами с цилиндрической поверхности в радиальном направлении снаружи (рисунок 7.1) и А3 - поперечными волнами с цилиндрической поверхности в осевом направлении (рисунок 7.2) или
- А2в - продольными волнами с цилиндрической поверхности в радиальном направлении изнутри (рисунок 7.3).
Рисунок 7.1 - Схема А2 и зоны УЗК чистовых полых осей
на выявление внутренних дефектов снаружи
Рисунок 7.2 - Схема А3 и зоны УЗК чистовых полых осей
на выявление внутренних дефектов
Примечание - Прозвучивание зон контроля выполняют с одной или обеих сторон от галтельного перехода.
Рисунок 7.3 - Схема А2в и зоны УЗК чистовых полых осей
на выявление внутренних дефектов изнутри
Номинальные значения основных параметров контроля для схем А2, А2в и А3 приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Номинальные значения основных параметров эхо-метода УЗК
чистовых полых осей (схемы А2, А2в и А3)
Основной параметр контроля | Значение для схемы контроля | |
А2, А2в | А3 | |
Частота ультразвуковых колебаний, МГц | 5,0 | 2,5 |
Угол ввода | 0° | 50° |
Предельная чувствительность SП, мм2 | 19,6 (3,1 <*>); 7,1 <**> | 7,1 |
<*> Устанавливается по требованию заказчика для полых осей моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью более 160 км/ч. <**> Применяют для оценки количества выявленных отражателей, условной протяженности выявленного отражателя, условного расстояния между отражателями. |
7.2.3 Настройку SП УЗК по схеме А2 проводят в соответствии с 6.3.3 и с применением мер, приведенных в приложении А, на рисунке А.4.
7.2.4 Настройку SП УЗК по схемам А2в и А3 проводят с использованием мер НК с плоскодонными отражателями, залегающими на минимальной, средней и близкой к максимальной глубинах зоны контроля, по методике и при пороговом уровне амплитуды, заданным в технологической инструкции на УЗК.
Допускается настройку SП УЗК по схеме А3 проводить с применением меры, приведенной в приложении А, на рисунке А.3, по плоскодонным отражателям, залегающим на глубинах 15 и 90 мм.
7.2.5 При УЗК по схеме А2 (А2в) настройку SП проводят с использованием двух пороговых уровней амплитуды:
- "уровень оценки" - для оценки по амплитуде эхо-сигнала от дефекта (при SП = 19,6 мм2 или SП = 3,1 мм2);
- "уровень фиксации" (для полых осей моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью более 160 км/ч не применяется) - для оценки по условной протяженности отражателя, по условному расстоянию между отражателями или по количеству выявленных отражателей (при SП = 7,1 мм2).
7.2.6 УЗК чистовых полых осей по схемам А2 (А2в) и А3 проводят путем сканирования ПЭП по траектории, обеспечивающей выявление дефектов в заданных зонах контроля, оценивая характеристики принятых сигналов, заданные в технологической инструкции.
7.2.7 Решение об обнаружении внутренних дефектов в чистовых полых осях по схемам А2 (А2в), А3 принимают в соответствии с 6.3.6.