ГОСТ Р 58861-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.8] |
3.2 дорожная одежда мостового сооружения: Многослойная конструкция, уложенная на плиту проезжей части мостового сооружения, обеспечивающая проектный профиль, ровность, защиту пролетного строения от проникновения в него воды, непосредственно воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на пролетное строение.
3.3
дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием, со сборным покрытием из железобетонных плит, с асфальтобетонным покрытием на основании из цементобетона. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.9] |
3.4
дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.10] |
3.5
дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов. [ГОСТ 32825-2014, пункт 3.9] |
3.6 дорожно-климатическая зона; ДКЗ: Район (территория) Российской Федерации с однородными климатическими условиями, такими как степень увлажнения, глубина залегания грунтовых вод, глубина промерзания грунтов, среднегодовое количество осадков и т.п.
Примечание - Географические границы дорожно-климатических зон определяют в соответствии с СП 34.13330.2012.
3.7 защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0,5 до 3,0 см, предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.
Примечание - Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.
3.8 защитный слой из литой эмульсионно-минеральной смеси; защитный слой из ЛЭМС: Слой толщиной от 0,5 до 1,5 см с повышенными фрикционными и гидроизоляционными свойствами из ЛЭМС, смешанной на месте производства работ и состоящей из каменного материала повышенной прочности, битумной катионной или битумно-полимерной катионной эмульсии, минерального наполнителя, воды и специальных добавок, подобранных в определенных пропорциях, уложенный в холодном состоянии при помощи специализированного оборудования.
3.9 защитный слой, созданный по технологии устройства тонких износостойких слоев из горячих битумоминеральных смесей: Слой толщиной от 1,5 до 3,0 см с повышенными фрикционными и гидроизоляционными свойствами из горячей битумоминеральной смеси, уложенной по предварительно нанесенной мембране из битумно-латексной катионной эмульсии.
3.10
земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.11] |
3.11
интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или за один час). [ГОСТ 32965-2014, пункт 2.7] |
3.12
искусственное сооружение: Инженерное сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, прокладку коммуникаций в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.). [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.10] |
3.13
искусственное сооружение в теле насыпи: Инженерное сооружение, устраиваемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока, транспорта, пешеходов, коммуникаций, животных. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.11] |
Примечание - К искусственным сооружениям в теле насыпи относятся путепровод засыпного типа, водопропускная труба или труба иного назначения.
3.14
категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры. [ГОСТ 33382-2015, пункт 2.9] |
3.15
капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы. [ТР ТС 014/2011 [1], статья 2] |
3.16
капитальный ремонт искусственного сооружения: Ремонт, связанный с восстановлением или доведением основных технико-экономических показателей и потребительских свойств сооружения до значений, показателей и потребительских свойств, соответствующих присвоенной категории автомобильной дороги или ее участка, который не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей и при котором не требуется изменение границ полосы отвода автомобильной дороги. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.12] |
3.17 межремонтный срок: Период времени от момента ввода автомобильной дороги (участка дороги и/или искусственного сооружения в ее составе) в эксплуатацию до первого капитального ремонта (ремонта), а также период в процессе эксплуатации между двумя смежными ремонтами или капитальными ремонтами, капитальным ремонтом и ремонтом, ремонтом и капитальным ремонтом.
3.18
мостовое полотно: Система элементов, предназначенная для обеспечения комфортности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия проезжей части, тротуаров и сопряжений с подходами. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.15] |
Примечание - Мостовое полотно включает в себя следующие элементы: дорожную одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, гидроизоляцию, устройства водоотвода, обогрева, освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами, а также, при наличии, канализацию связи, трамвайные рельсовые пути, контактные сети и т.п.
3.19
мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.16] |
Примечание - К мостовым сооружениям относятся мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.
3.20 надежность: Способность автомобильной дороги (участков дороги и/или искусственных сооружений в ее составе) функционировать в установленном режиме и обеспечивать потребительские свойства в течение межремонтного срока проведения работ по капитальному ремонту.
3.21 периодичность устройства слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок: Повторяемость (цикличность) выполнения работ (оказания услуг) по устройству слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок через определенные промежутки времени.
Примечание - Под промежутками времени следует понимать временные периоды с момента окончания предыдущих работ по устройству слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок до начала новых работ.
3.22
подпорная стена: Искусственное сооружение, служащее для удержания грунтового откоса или склона от осыпания. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.20] |
3.23
противокамнепадное сооружение: Искусственное сооружение, служащее для защиты дороги от камнепада. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.21] |
Примечание - К противокамнепадным сооружениям относятся галерея и отбойная дамба.
3.24
противолавинное сооружение: Искусственное сооружение, служащее для защиты дороги от снежных лавин. [ГОСТ 33161-2014, пункт 3.22] |
Примечание - К противолавинным сооружениям относят галерею.
3.25 ремонт автомобильной дороги (текущий ремонт): Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
3.26 ремонт искусственного сооружения: Комплекс работ, предусматривающий восстановление сооружения при его повреждении нагрузками, паводками или другими воздействиями, имевшими место при эксплуатации сооружения, а также улучшение его транспортно-эксплуатационных качеств.
3.27 слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.
Примечания
1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.
2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
3.28 тоннельное сооружение: Протяженное подземное или подводное инженерное сооружение для пропуска через высотное или контурное препятствие транспортных средств, пешеходов, воды, инженерных коммуникаций и пр.
Примечание - К тоннельным сооружениям относят автодорожный тоннель, пешеходный тоннель, биопереход тоннельного типа и т.п.
3.29 шероховатая поверхностная обработка: Защитный слой дорожного покрытия, устраиваемый путем розлива по поверхности покрытия органических вяжущих материалов и распределения прочных и износостойких каменных материалов заданных фракций с последующим уплотнением.
