ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения
4.3 Создание опережающего научно-технического задела
4.3.1 При создании авиационной техники необходимо руководствоваться современными принципами ее проектирования и разработки на базе опережающего НТЗ, возможно применимого к различным образцам АТ.
Готовность опережающего НТЗ к использованию подтверждается достижением соответствующих уровней готовности технологии, а также другими объективными свидетельствами.
В соответствии с концепцией опережающего создания НТЗ задел необходимо создавать к моменту принятия решения о создании конкретного образца АТ. При этом требования к перспективным образцам АТ и новым технологиям формулируются не детально, а только на верхнем (системном) уровне, определяющем ключевые ТХ этой АТ, но не конкретные пути их достижения.
Опережающий НТЗ в авиастроении формируется в рамках проблемно-ориентированных и комплексных научно-технологических проектов. Для оценки зрелости разработанных технологий используют шкалы УГТ в соответствии с ГОСТ Р 57194.1 и ГОСТ Р 58048.
4.3.2 Основной целью создания опережающего НТЗ в области развития авиации гражданского назначения является получение научно-технических результатов, обеспечивающих:
- достижение приемлемого уровня обеспечения безопасности полетов;
- повышение эффективности и качества, экономической и физической доступности услуг, оказываемых с применением АТ российского производства;
- повышение уровня ее конкурентоспособности; снижение вредного воздействия АТ на окружающую среду.
При создании НТЗ возможность достижения образцами АТ и в авиатранспортной системе требуемых значений целевых показателей подтверждается в рамках проблемно-ориентированных и технологических проектов на уровне технических концепций и математических моделей, а в рамках комплексных научно-технологических проектов - на уровне демонстраторов технологий.
Создание НТЗ проводят с учетом анализа международного рынка ВС и прогноза перспектив его развития, требований потенциальных покупателей и эксплуатантов, мирового опыта создания АТ, тенденций ее развития, международных требований по безопасности полетов и требований к экологическим характеристикам АТ.
В процессе работ по созданию НТЗ получают, обобщают, накапливают и систематизируют новые знания в области авиационной науки и техники, результаты фундаментальных и поисковых исследований, теоретической и конструкторской проработки, экспериментальной проверки и демонстрации новых идей и технических решений в форме авиационных технологий, норм, правил и НТД, направленных на снижение затрат, сроков и рисков при создании АТ, достижение основных целевых показателей (уровня конкурентоспособности, безопасности полетов, эргономики, экологической безопасности и экономической эффективности воздушного транспорта).
4.3.3 Система индикаторов уровня научно-технического совершенства технологий, разработанных в рамках комплексных научно-технологических проектов, а также индикаторов достижения целей создания НТЗ формируется в рамках технологического прогнозирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области стратегического планирования и прогнозирования и корректируется в соответствии с отраслевым научно-технологическим прогнозом, который разрабатывается НИИ с привлечением других научно-исследовательских организаций промышленности, Российской академии наук, иных научных организаций, высших учебных заведений, а также представителей предприятий авиационной промышленности и потенциальных заказчиков.
4.3.4 Проблемно-ориентированные и технологические проекты осуществляют в целях создания опережающего НТЗ в рамках государственных и федеральных целевых программ.
Комплексные научно-технологические проекты осуществляют в целях создания опережающего НТЗ и в интересах реализации конкретных проектов создания образцов АТ, полное или частичное финансирование которых осуществляется в рамках государственных программ, сгруппированных в основные технологические направления работ в приоритетных областях развития авиационной науки и техники.
Научно-техническое сопровождение проектов, прошедших стадию научно-исследовательских работ, осуществляется по договорам с предприятиями промышленности.
4.3.5 Создание НТЗ осуществляют при развитии технологий на уровнях готовности технологии УГТ 1 - УГТ 6. Уровни готовности технологии УГТ 7 - УГТ 9 относятся к разработке и производству конкретных образцов АТ.
На уровне готовности технологии УГТ 1 - УГТ 3 в рамках проблемно-ориентированных и технологических проектов обеспечивается развитие научных знаний и технологий авиастроения по приоритетным научно-технологическим направлениям, которые объединяют фундаментальные и поисковые исследования, экспериментальные разработки.
На уровне готовности технологии УГТ 4 - УГТ 6 в рамках комплексных научно-технологических проектов обеспечивается развитие технологий, их системная интеграция. В ходе комплексных научно-технологических проектов выполняют научно-исследовательские работы с целью доработки отобранных технологий, сформированных в ходе проблемно-ориентированных проектов, обеспечивают интеграцию разрабатываемых и существующих технологий в рамках целевой системы (АТ или ее СЧ), а также применение новых технологий на основных стадиях ЖЦ АТ ("Серийное производство", "Эксплуатация", "Утилизация").
Результаты научной и научно-технической деятельности, полученные в ходе проблемно-ориентированных проектов, передают в комплексные научно-технологические проекты. В свою очередь результаты, полученные в рамках комплексных научно-технологических проектов, передают в промышленность для использования в программах создания АТ (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Пример взаимосвязи ЖЦ технологий и ЖЦ АТ
4.3.6 Достаточность созданного в рамках комплексных научно-технологических проектов НТЗ к использованию в программах создания образцов АТ подтверждается уровнями готовности технологий от УГТ 4 до УГТ 6. Уровень готовности УГТ 6 предусматривает разработку демонстраторов технологий в виде элементов, подсистем или систем АТ и их испытаний в условиях, близких к эксплуатационным, с использованием стендов, ЛЛ, экспериментальных аппаратов и прототипов, а также верифицированных и валидированных расчетных методов.
В ходе разработки технического предложения оценку достаточности НТЗ для разработки образца с заданными характеристиками проводит НИИ (см. 5.3.1.14).