БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

4.2 Программы создания авиационной техники

 

4.2.1 Важными особенностями создания АТ являются:

а) программно-целевой подход к развитию авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

б) государственный контроль (надзор) за развитием авиации;

в) обязательность для юридических лиц, которые осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, наличия лицензий, сертификатов и соблюдения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны;

г) ответственность разработчиков, производителей и эксплуатантов авиационной техники в отношении ее соответствия воздушным нормам и техническим требованиям;

д) ответственность авиационных организаций в отношении безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники;

е) финансирование развития авиации путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации АТ в целях обеспечения государственных нужд;

ж) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе собственных средств, государственными заказчиками и исполнителями авиационных работ и услуг.

4.2.2 В отдельных случаях с целью создания АТ формируются программы создания АТ, которые должны распространяться на все стадии ЖЦ АТ, от исследований и проектирования до утилизации.

При необходимости в программе предусматривают отдельные подпрограммы и проекты (например, создания СЧ АТ). Состав и последовательность выполнения таких подпрограмм зависит от особенностей создаваемой АТ, ее состава, стадии ЖЦ, участников программы, других факторов.

Программы создания АТ в качестве подпрограмм могут входить в программы верхнего уровня, например в программы создания авиатранспортных систем.

4.2.3 Взаимозависимые программы создания АТ, а также программы формирования непрерывно обновляемого опережающего НТЗ (полностью или частично финансируемые в рамках государственных программ) должны быть согласованы между собой по целям, срокам, стадиям ЖЦ, объемам и срокам финансирования, техническим и эксплуатационным характеристикам, другим важным для выполнения программ параметрам.

Программы формирования опережающего НТЗ включают поисковые научно-исследовательские работы, проблемно-ориентированные проекты и комплексные научно-технологические проекты, в рамках которых выполняются прикладные НИР, направленные на отбор и системную интеграцию взаимосвязанных технологий для достижения целевых характеристик АТ.

При планировании и исполнении программ создания АТ необходимо учитывать различие в сроках ЖЦ АТ и ее СЧ, предполагаемые планы по их совершенствованию (модификации), а также возможность применения создаваемых СЧ в различных образцах АТ.

Примечания

1 Программы создания авиационных двигателей рекомендуется начинать до принятия решения о создании конкретного типа ВС, так как к моменту принятия такого решения НТЗ по перспективному авиационному двигателю должен находиться на достаточно высоком уровне готовности технологии.

2 С учетом высокой скорости устаревания бортовое радиоэлектронное оборудование может подвергаться многократной модификации за срок эксплуатации ВС. Это необходимо учитывать в программах создания АТ с поэтапным наращиванием эксплуатационных характеристик, когда программой предусмотрено постепенное повышение эксплуатационных качеств ВС путем совершенствования (модификации) отдельных СЧ АТ.

 

4.2.4 В создании АТ участвуют:

- заказчик (в соответствии с 4.1.4);

- головной исполнитель (соисполнители);

- головной разработчик (разработчики СЧ);

- головной изготовитель (изготовители СЧ);

- НИИ и другие научные организации;

- уполномоченный орган в области гражданской авиации;

- авиарегистр и сертификационные центры;

- независимые инспекции;

- эксплуатанты, представляющие также интересы потребителей их услуг.

Примечание - Описанные далее роли в конкретных программах создания АТ могут исполняться как разными организациями, так и в рамках одной вертикально-интегрированной структуры (организации).

 

4.2.4.1 Заказчик выполняет следующие функции:

- определяет и утверждает цели программы создания АТ и итоговые финансовые требования к результатам программы создания АТ;

- определяет общие коммерческие параметры создаваемой АТ, включая объемы ее продаж, рынки, финансовые условия продаж и др.;

- формулирует общие условия предполагаемой эксплуатации АТ, например типы аэродромов, общие требования к организациям - эксплуатантам АТ и др.

Для управления программой создания АТ и достижения ее целей заказчик заключает контракт с головным исполнителем программы создания АТ.

4.2.4.2 Головной исполнитель несет ответственность перед заказчиком в соответствии с законодательством и условиями договора (контракта).

4.2.4.3 В процессе реализации своих функций головной исполнитель выполняет следующее:

- разрабатывает и представляет на утверждение заказчику ТЗ на выполнение НИР, ТЗ на разработку технического предложения и ТЗ на проведение ОКР в обеспечении создания образца АТ <1>;

- организует конкурсы на размещение заказов на создание образцов АТ в целях определения головного разработчика (разработчика) и головного изготовителя (изготовителя) образца АТ;

- заключает контракты на разработку технического предложения и выполнение ОКР по созданию образца АТ с головным разработчиком, определенным по результатам конкурса;

- определяет перечень ТЗ на разработку СЧ образца АТ, подлежащих утверждению (согласованию) заказчиком;

- осуществляет контроль выполнения работ как на отдельных этапах программы создания АТ, так и в целом;

- организует рассмотрение, осуществляет приемку результатов работ по завершенным этапам программы создания АТ и всей программы в целом, а также утверждает акт сдачи-приемки работ;

- согласовывает цену серийного образца АТ, СЧ АТ;

- участвует в организации научного и научно-технического сопровождения работ;

- участвует в организации ППО АТ.

--------------------------------

<1> Разработка проектов ТЗ на выполнение НИР, ТЗ на разработку технического предложения, ТЗ на проведение ОКР в обеспечении создания образца АТ по поручению заказчика осуществляется головным разработчиком АТ с участием НИИ.

 

4.2.4.4 Головной разработчик образца АТ несет за него ответственность в соответствии с воздушным законодательством и условиями договора (контракта) на создание АТ.

4.2.4.5 Головной разработчик АТ при выполнении своих функций:

- согласовывает ТЗ на разработку образца АТ;

- осуществляет выбор головных исполнителей (соисполнителей) НИР и ОКР в обеспечение создания образца АТ, в том числе на конкурсной основе;

- заключает контракты на выполнение НИР по созданию образца АТ (СЧ);

- осуществляет выбор разработчиков СЧ (соисполнителей) на конкурсной основе <1>;

- согласовывает цену ОКР (этапа ОКР) при заключении с ним контракта на создание образца;

- заключает контракт с головным изготовителем на изготовление опытного образца (опытной партии) АТ и (после получения сертификата типа) контракт на изготовление серийных экземпляров АТ <2>;

- выполняет функции заказчика по отношению к разработчикам СЧ (соисполнителям), разрабатывает, утверждает и выдает ТЗ на разработку СЧ;

- согласовывает и утверждает цену на разработку СЧ и заключает контракты с разработчиками СЧ (соисполнителями);

- организует взаимодействие с независимой инспекцией в процессе создания и серийного изготовления АТ в соответствии с действующими положениями (см. 4.2.4.9);

- осуществляет разработку образца АТ;

- обеспечивает организационно-техническое руководство и координацию разработки образца АТ и его СЧ;

- организует передачу комплекта рабочих КДД головному изготовителю(ям) для производства АТ;

- контролирует (в рамках авторского надзора) соответствие изготовленного опытного образца АТ (СЧ) и выполненных работ требованиям КДД и условиям договора (контракта);

- организует и проводит сертификационные работы и испытания опытного образца и его СЧ;

- участвует в подготовке и освоении серийного производства АТ, в ППО на стадии эксплуатации;

- обеспечивает заказчику проведение контроля выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки образца АТ (СЧ);

- анализирует причины и организует устранения выявленных в производстве и эксплуатации конструктивно-производственных недостатков и их причин, а также осуществляет разработку и контролирует рассылку бюллетеней;

- передает заказчику материалы и результаты разработки, указанные в договоре (контракте), в том числе калькуляцию фактической сметной стоимости разработки образца после ее окончания;

- организует и проводит работы по обеспечению (увеличению) заданных значений ресурсов и сроков службы;

- осуществляет доработку КДД по результатам технологической подготовки производства и испытаний;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите интеллектуальной собственности, коммерческой тайны в процессе разработки, осуществляет мероприятия по комплексному противодействию техническим средствам субъектов промышленного шпионажа со стороны зарубежных компаний-конкурентов и защите интеллектуальной собственности, а также производства опытного образца АТ;

- проводит работы по внедрению нормативного обеспечения процессов создания образца АТ (СЧ) и технологий информационной поддержки его ЖЦ;

- обеспечивает заказчику условия для осуществления научного и научно-технического сопровождения выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки образца АТ (СЧ);

- обеспечивает управление конфигурацией и управление требованиями АТ;

- осуществляет разработку и согласование единого сквозного план-графика по созданию АТ.

--------------------------------

<1> В случае проведения инициативных работ по созданию АТ соисполнителей определяет заказчик на основе предложений головного разработчика.

<2> Контракт не заключается в случае, если головной разработчик и головной изготовитель являются структурными подразделениями (например, филиалами) одного предприятия, а также при наличии контракта между заказчиком и головным изготовителем.

 

4.2.4.6 Головной изготовитель АТ при выполнении своих функций:

- заключает договор (контракт) с головным разработчиком на изготовление опытного образца (опытной партии) АТ и договор (контракт) на изготовление серийных экземпляров АТ <1>;

- определяет соисполнителей работ (изготовителей), в том числе по согласованию с головным разработчиком и заказчиком;

- утверждает (совместно с головным разработчиком и по согласованию с независимой инспекцией) акт передачи РКД для организации производства и изготовления опытных образцов АТ (СЧ), а также акт передачи РКД для серийного производства АТ;

- осуществляет разработку ТД АТ и обеспечивает ее соответствие требованиям РКД и НТД;

- контролирует разработку ТД СЧ;

- организует и осуществляет подготовку опытного производства и постановку образца АТ (СЧ) на серийное производство;

- выполняет функции заказчика по отношению к изготовителям СЧ, а именно согласовывает цену на производство СЧ и заключает контракты с изготовителями СЧ;

- на основании требований головного разработчика АТ осуществляет определение ключевых характеристик СЧ, их компонентов, а также реализует контроль за обеспечением стабильности ключевых характеристик со стороны изготовителя СЧ и их компонентов <2>;

- организует и проводит (в процессе производства) предусмотренные технической документацией испытания образца, агрегатов и элементов конструкции образцов АТ (СЧ);

- осуществляет надзор за планированием, организацией и реализацией процедур контроля первого изделия поставщиками СЧ <3>;

- участвует в работах по обеспечению заданных значений ресурсов, сроков службы;

- осуществляет тиражирование ЭД серийной техники;

- обеспечивает заказчику, головному разработчику условия для осуществления контроля выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе производства АТ и ее СЧ;

- обосновывает цену постановки на серийное производство и цену серийного образца;

- осуществляет серийное производство АТ и организует серийное производство СЧ;

- обеспечивает соответствие выпускаемых серийных экземпляров АТ сертифицированной типовой конструкции образца АТ;

- несет ответственность за качество серийных экземпляров АТ, совместно с головным разработчиком осуществляет управление цепочками поставок СЧ и компонентов при серийном производстве АТ;

- осуществляет гарантийное обслуживание экземпляров АТ, находящихся в эксплуатации (если иное не установлено в контракте с покупателем (эксплуатантом);

- организует производство ремонтных комплектов запасных частей и инструмента, разрабатывает нормы расхода ремонтных комплектов ЗИП, организует разработку и производство технических средств для проведения ремонта, технического обслуживания и утилизации АТ (СЧ);

- совместно с головным разработчиком (разработчиками СЧ) анализирует причины и осуществляет устранение выявленных в эксплуатации конструктивно-производственных недостатков;

- осуществляет мероприятия по комплексному противодействию техническим средствам субъектов промышленного шпионажа со стороны зарубежных компаний-конкурентов и защите интеллектуальной собственности, коммерческой тайны в процессе производства и испытаний серийного образца АТ (СЧ);

- обеспечивает транслирование требований к агрегатам, СЧ и КИ от заказчика и головного разработчика к соисполнителям;

- организует внедрение вновь разработанных и актуализированных действующих НТД для создания образцов АТ (СЧ).

--------------------------------

<1> Договор (контракт) не заключается в том случае, если головной разработчик и головной изготовитель являются структурными подразделениями (например, филиалами) одного предприятия.

<2> Управление стабильностью ключевых характеристик должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 56176.

<3> Контроль первого изделия должен осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 56173.

 

4.2.4.7 НИИ в обеспечение создания АТ по решению головного разработчика проводят комплекс прикладных НИР, порядок проведения и основные результаты которых установлены в 5.2.

НИИ (совместно с головным разработчиком и по его решению) на договорной (контрактной) основе осуществляют научное и научно-техническое сопровождение работ в процессе создания образцов АТ (см. 4.4).

4.2.4.8 Авиарегистр и сертификационные центры выполняют следующие задачи:

- участвуют в проведении СИ АТ в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2];

- участвуют в обязательной сертификации организаций - изготовителей АТ в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2];

- в случае необходимости проводят независимую экспертизу по работам, связанным с реализацией конкретных программ создания АТ.

4.2.4.9 Независимая инспекция в организациях разработчика и предприятиях изготовителя в процессе создания АТ осуществляет:

- контроль за соблюдением разработчиком и изготовителем процедур сертификации в процессе разработки, изготовления, испытаний АТ и внесения изменений в типовую конструкцию;

- контроль соответствия результатов работ требованиям НТД, а также контроль корректировки КДД и организации хранения контрольного и текущего комплектов КДД;

- контроль качества изготовления, проведения испытаний АТ на предприятиях и в организациях;

- приемку опытных образцов и серийных изделий АТ;

- выдачу удостоверения о приемке на вновь изготовленный экземпляр АТ;

- надзор за сертифицированным производством и ремонтом;

- согласование направляемых уполномоченному органу в области гражданской авиации отчетов о результатах деятельности сертифицированных предприятий и организаций.

4.2.5 Для управления программой создания АТ под руководством главного конструктора создают и поддерживают в течение всего срока ее действия органы управления (проектные группы, наблюдательные, координационные и экспертные советы и др.). Управление программой рекомендуется осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 54869 и ГОСТ Р 54871.

4.2.6 В программах создания АТ рекомендуется предусматривать этапы, соответствующие проведению однородных работ, заканчивающихся значимым результатом и проводимых на соответствующих стадиях ЖЦ. Этапы могут объединяться в фазы программы. При завершении очередного этапа (фазы) программы, до перехода на следующий этап (фазу), на основании результатов проводимых технических проверок (обзоров) принимают решение о возможности и целесообразности продолжения работ по программе и о переходе к следующему этапу (фазе).

4.2.7 Ключевыми работами по созданию АТ, определяющими содержание соответствующих программ, являются работы по системному инжинирингу (проектированию), выполняемые на стадиях ЖЦ "Исследование", "Проектирование", "Подготовка и освоение производства".

4.2.8 При системном проектировании определяют функциональную, физическую и системную архитектуру разрабатываемой АТ и ее СЧ. Функциональная архитектура описывает с помощью каких функций реализуются требования. Физическая архитектура показывает из каких взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и компонентов состоит образец АТ. Системная архитектура определяет состав систем, в том числе обеспечивающих, необходимых на всех стадиях ЖЦ, в частности для обучения, проведения испытаний и т.д. На основе системной архитектуры обычно разрабатывают ИСР программы.

Примечание - Один из широко применяемых типовых вариантов функциональной, физической и системной архитектуры для АТ приведен в пункте 8.2.5 авиационного справочника [4].

 

4.2.9 На рисунке 1 представлен пример соответствия фаз контрольных рубежей и этапов программы создания АТ стадиям ЖЦ, результатам работ, техническим проверкам (обзорам) и базовым конфигурациям.

 


ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения


Рисунок 1 - Пример соответствия фаз, контрольных рубежей

и этапов программы создания АТ стадиям ЖЦ

 

4.2.10 С точки зрения системного инжиниринга в процессе создания АТ и ее СЧ выделяют четыре этапа, по окончании которых принимают решения о запуске программы создания АТ, о завершении исследований и начале детального проектирования, о разработке КДД и ТД для изготовления и испытаний опытного образца, а также о начале серийного производства:

а) исследование концепции:

- на основе существующего НТЗ, изучения и прогноза развития авиационных и других технологий, маркетинговых исследований определяют общую концепцию использования будущей АТ в составе авиатранспортной или другой эксплуатирующей системы с учетом необходимых систем обеспечения;

- проводят прогнозирование их развития и возможных рисков с использованием средств моделирования;

- определяют ключевые летно-технические, эксплуатационно-технические и другие характеристики, показатели по стоимости и срокам создания;

- рассматривают возможность их достижения и альтернативные варианты облика АТ;

- принимают решение о запуске программы создания АТ (обычно соответствует стадии разработки технического предложения согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.118);

б) предварительное проектирование ВС:

- из альтернативных вариантов выбирают наиболее перспективный;

- определяют предварительный облик и архитектуру АТ, состав подсистем для достижения требуемых летно-технических, эксплуатационно-технических и других характеристик, обеспечивают снижение риска программы создания АТ путем демонстрации компонентов и технологий, возможности их интеграции и совместного использования;

- на основании анализа требований определяют предварительную базовую конфигурацию функций АТ;

- подтверждают возможность создания АТ с требуемыми характеристиками, принимают решение о завершении исследований и начале детального проектирования (обычно соответствует стадии разработки технического предложения согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.118);

в) предварительное проектирование и интеграция компонентов:

- определяют физическую и функциональную архитектуру, конструктивное исполнение АТ, необходимые для достижения заданных характеристик, функции распределяют по системам и компонентам;

- подтверждают базовую конфигурацию функций;

- определяют предварительную базовую конфигурацию распределения функций по системам (соответствует стадии разработки эскизного проекта АТ согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.119), затем разрабатывают технические описания конструктивных особенностей компонентов (подсистем);

- при необходимости уточняют базовую конфигурацию распределения функций по системам;

- принимают решение о разработке КДД и ТД для изготовления и испытаний опытного образца (соответствует стадии разработки технического проекта согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.120);

г) разработка рабочих КДД и ТД и демонстрация:

- разрабатывают и по итогам испытаний уточняют детальные технические описания компонентов (подсистем), достаточные для их производства;

- подтверждают базовую конфигурацию функций и базовую конфигурацию распределения функций по системам;

- определяют и по итогам испытаний закрепляют базовую сертифицированную конфигурацию образца АТ;

- принимают решение о начале серийного производства (соответствует стадии разработки РД и ЭД согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 3.1102).