ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения
4 Порядок создания авиационной техники гражданского назначения
4.1 Общие положения
4.1.1 Работы по созданию АТ являются частью ее ЖЦ.
ЖЦ изделия АТ включает следующие стадии:
- стадия 0. Исследования в обеспечение создания образца АТ;
- стадия 1. Проектирование;
- стадия 2. Подготовка и освоение производства;
- стадия 3. Испытания и сертификация;
- стадия 4. Серийное производство;
- стадия 5. Эксплуатация;
- стадия 6. Модификация образца АТ;
- стадия 7. Утилизация.
Примечание - Работы на ряде стадий ЖЦ изделия АТ могут проводиться параллельно.
Настоящий стандарт определяет порядок создания образца АТ и устанавливает требования к порядку проведения работ на следующих стадиях ЖЦ:
- стадия 0. Исследования в обеспечение создания образца АТ;
- стадия 1. Проектирование;
- стадия 2. Подготовка и освоение производства;
- стадия 3. Испытания и сертификация.
В части, влияющей на требования, предъявляемые к созданию АТ, рассматриваются особенности работ, выполняемых на стадиях ЖЦ:
- стадия 4. Серийное производство;
- стадия 5. Эксплуатация;
- стадия 6. Модификация образца АТ;
- стадия 7. Утилизация.
4.1.2 Создаваемая АТ должна удовлетворять требованиям заказчика, требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия авиации и обеспечивать возможность ее эффективного и безопасного применения.
Требования к техническим, эксплуатационным и другим характеристикам АТ устанавливают с учетом существующих требований, предусмотренных в законодательных и иных правовых нормативных актах, в том числе международных. Уровень технических, эксплуатационных и других характеристик АТ должен обеспечивать ее конкурентоспособность и экономическую эффективность в течение прогнозируемой длительности ЖЦ АТ с учетом возможных модификаций, а также затрат на создание (модификацию) и использование различного рода обеспечивающих систем.
Примечание - Под обеспечивающими системами понимают:
- для стадии "Проектирование" - системы проектирования и инженерных расчетов, объекты экспериментальной базы, применяемые для проведения испытаний моделей и образцов АТ;
- стадии "Серийное производство" - производственные мощности и технологии, необходимые для изготовления АТ и ее компонентов;
- стадии "Эксплуатация" - наземные объекты и оборудование, необходимые для эксплуатации, наземного и технического обслуживания АТ.
4.1.3 Создание АТ осуществляется по договору с заказчиком или по инициативе разработчика. Разработку новых типов АТ на стадии проектирования (стадия 1, 4.1.1) необходимо проводить по результатам анализа альтернативных технических предложений с использованием существующего и опережающего НТЗ.
4.1.4 Функции заказчика, предусмотренные настоящим стандартом, может выполнять российское или иностранное физическое или юридическое лицо любой формы собственности, в том числе:
- государственная, коммерческая или общественная организация, которая уполномочена представлять интересы эксплуатантов и иных пользователей АТ (например, в случае государственной организации: министерство, ведомство или назначенная ими организация);
- изготовитель, который предполагает выпускать АТ по заказываемой им у разработчика документации;
- разработчик (изготовитель) АТ по отношению к разработчику (изготовителю) составных частей АТ;
- лицо, которому будет поставляться АТ.
Если заказчиком является государственная организация, то заказчику на каждом этапе создания АТ должно предоставляться независимое подтверждение достижения заявленных характеристик в виде заключений НИИ, в остальных случаях такая необходимость определяется заказчиком.
4.1.5 В зависимости от участия в программах развития авиации, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности создание АТ осуществляют по следующим моделям организации работ:
- по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и/или бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - по государственному заказу);
- по заказу конкретных заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур;
- инициативные разработки АТ без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.
4.1.6 Разработчик на основе исходных требований заказчика, изучения спроса, условий применения, тенденций развития и имеющегося НТЗ организует и проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, включая: патентные исследования, функционально-стоимостный анализ, моделирование, макетирование, конструирование и другие методы, применяемые для создания АТ. При этом следует руководствоваться нормативно-техническими и другими документами, в которых установлены значения показателей, определяющих технический уровень АТ, требования по надежности, безопасности, заменяемости, совместимости и возможности двойного применения составных частей и АТ в целом, охране здоровья и окружающей среды, а также другие значимые для создания и эксплуатации АТ показатели и требования.
4.1.7 Создание АТ предусматривает:
- выполнение исследований;
- разработку технического предложения;
- разработку ЭП;
- разработку технического проекта, макета (при необходимости);
- разработку РКД;
- изготовление опытного образца (СЧ опытного образца);
- наземные испытания опытного образца и СЧ;
- квалификационные испытания СЧ опытного образца;
- предварительные (летно-конструкторские) испытания опытного образца АТ;
- СИ опытного образца;
- корректировку и утверждение РКД для организации серийного производства АТ (СЧ);
- доработку опытного образца (СЧ опытного образца) по результатам испытаний (при необходимости).
4.1.8 Виды документов и данных, формируемых в процессе создания АТ (ТЗ, акты, ведомости поставки, результаты НИР, ОКР, патентных исследований, конструкторские документы, модели, базы данных, программы, протоколы испытаний и др.), их обязательный статус, учет, хранение и передача устанавливаются стандартами или договорными (контрактными) обязательствами.
4.1.9 Разработчики и изготовители АТ и ее СЧ должны обеспечивать однозначное выполнение требований, предъявляемых к разработке, производству, поставке, эксплуатации (включая летные свойства, ЭТХ, экологичность и др.), установленных в НТД, ТЗ, договоре (контракте), а также обеспечивать повышение качества продукции, эффективности производства и экономного использования всех видов ресурсов.
4.1.10 Определение целей и перспективных направлений развития авиации, обеспечение этого развития необходимыми ресурсами, а также создание отдельных образцов АТ наиболее эффективно осуществляется в рамках государственных программ.
4.1.11 В ходе выполнения государственных программ выполняются фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, в результате которых создается опережающий НТЗ по отдельным направлениям развития авиации, а также по технологиям авиастроения, включая обеспечивающие производственные и другие технологии.
4.1.12 При создании АТ необходимо наличие НТЗ с достаточным уровнем готовности технологий, который позволяет сократить общие сроки и затраты на создание АТ и ее отдельных составных частей, снизить риски, особенно в случаях, когда создается принципиально новая АТ или необходимо достичь существенного улучшения характеристик существующей АТ. Порядок и условия использования результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, полученных в ходе государственных программ, а также трансфера (передачи разработчикам и изготовителям) соответствующих технологий, определяется их заказчиком с учетом действующего законодательства и условий договоров (контрактов).