ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины, определенные по [3], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия). [ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1] |
3.1.2 авиарегистр: Федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации".
3.1.3 авиационный агрегат: Составная часть воздушного судна (компонент, комплектующее изделие), обладающая взаимозаменяемостью и выполняющая определенную функцию в составе образца авиационной техники гражданского назначения.
3.1.4 безопасность полета: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
3.1.5 бортовое радиоэлектронное оборудование: Предназначенная для установки на борт воздушного судна совокупность информационных, вычислительных и исполнительных средств, полностью или частично выполняющих или использующих свои функции через соответствующее программное обеспечение в интегрированной вычислительной среде для выполнения задач, связанных с использованием воздушного судна по назначению.
3.1.6
ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники. [ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.3] |
3.1.7 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
3.1.8 второстепенное изменение конструкции: Модификация, не отнесенная к главным изменениям конструкции.
3.1.9 главный конструктор по типу АТ: Должностное лицо головного разработчика АТ, назначаемое в установленном порядке и отвечающее за разработку типа АТ.
3.1.10 главное изменение конструкции: Модификация, которая может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.
3.1.11
головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей. [ГОСТ Р 58175-2018, пункт 3.1.2] |
3.1.12 головной исполнитель: Юридическое лицо, которое по договору (контракту) с заказчиком осуществляет организацию и координацию работ по исследованиям, разработке и изготовлению АТ или ее составных частей.
3.1.13 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком АТ, координирующее работу разработчиков составных частей АТ и отвечающее за разработку АТ в целом.
3.1.14 доказательная документация: Совокупность документов, содержащих результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям.
3.1.15 жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.
3.1.16
заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике. [ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.4] |
3.1.17
запасная часть: Отдельная деталь или сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния. [ГОСТ 18322-2016, пункт 2.1.17] |
3.1.18
изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники. [ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.5] |
3.1.19
интегрированная логистическая поддержка (процессов технической эксплуатации изделия) (integrated logistic support): Совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла. [ГОСТ Р 53394-2017, пункт 3.8] |
3.1.20 квалификационный базис (сертификационный базис КИ): Документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия.
3.1.21 квалификация материала: Комплекс действий, результаты которых должны подтвердить, что уровни свойств материалов, применяемых в типовой конструкции, и процессов их изготовления обеспечивают выполнение требований к летной годности образца.
3.1.22 компонент: Составная часть, являющаяся конструктивно законченным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, агрегат, прибор, блок или модуль оборудования, деталь, и т.д.), поставляемым при создании, эксплуатации и/или ремонте АТ.
3.1.23 компонент I класса: Авиационный двигатель, воздушный винт или вспомогательный двигатель.
3.1.24 компонент II класса: Фюзеляж, крыло, поверхности управления, секции механизации крыла, шасси, механическая система управления, несущий и рулевой винты и тому подобное, а также части силовой конструкции авиационного двигателя и воздушного винта, работоспособность которых непосредственно влияет на их летную годность.
3.1.25 компонент III класса: Комплектующее изделие (блок, модуль, сборочная единица, узел, деталь), предназначенное для применения в составе ВС, компонентов I или II класса.
3.1.26 комплекс бортового оборудования: Совокупность оборудования, устанавливаемого в составе конструкции воздушного судна определенного типа и объединенного информационными, электрическими, механическими и другими связями.
3.1.27 контрольный рубеж программы: Значимое событие программы создания АТ, срок которого документально определен и связан с проверкой выполнения всего комплекса работ по определенному этапу программы для принятия решения о дальнейшем ходе работ по программе (продолжать/прекратить/временно остановить/доработать).
3.1.28 летная годность: Состояние образца авиационной техники, характеризующее его соответствие применимым требованиям к летной годности и пригодность к выполнению безопасного полета в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.
3.1.29 модификация: Любое изменение конструкции авиационной техники, не являющееся ремонтом.
3.1.30 научно-технический задел: Совокупность знаний, технических и технологических решений, с использованием которых возможна разработка новой продукции или способов ее производства.
3.1.31 независимая инспекция: Подразделение или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом по сертификации для осуществления функций в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] в организации заявителя, разработчика или изготовителя.
3.1.32 нормы летной годности: Требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение их летной годности и безопасности полетов.
3.1.33
образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт. [ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.13] |
3.1.34
отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна. [ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.15] |
3.1.35 опытный образец: Образец, изготовленный по вновь разработанной (модифицированной) рабочей конструкторской документации с целью проверки его соответствия заданным требованиям путем проведения испытаний.
3.1.36 послепродажное обслуживание: Совокупность видов деятельности организации (поставщика услуг), связанных с предоставлением заказчику (покупателю) авиационной техники услуг и выполнением работ, необходимых и достаточных для обеспечения требуемого уровня исправности и возможности эффективного применения поставленной авиационной техники.
3.1.37 программа создания АТ: Комплекс взаимосвязанных и скоординированных по срокам и ресурсам подпрограмм, проектов и других видов деятельности, выполняемых на всех стадиях жизненного цикла в отношении образца авиационной техники (типа изделия), и направленных на его разработку (включая модификацию), производство, поставку и послепродажное обеспечение эксплуатации в целях удовлетворения заданных требований и получения экономической выгоды.
3.1.38 разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.
3.1.39 сертификация типа: Определение соответствия воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, оборудования управления и контроля беспилотной авиационной системы применимым требованиям.
3.1.40 сертификационный центр: Организация, аккредитованная в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] для участия в работах по сертификации, оценке соответствия юридических лиц требованиям, в целях экспертной оценки результатов работ.
3.1.41
системный инжиниринг: Междисциплинарный подход и методы, обеспечивающие создание успешных систем, которые фокусируются на целостном и конкурентном понимании потребностей заинтересованных сторон, исследовании возможностей, документировании требований и разработке, проверке соответствия требованиям (верификации), испытании (валидации) и развитии решений, которые рассматривают проблемную область целиком на всех стадиях жизненного цикла, от замысла системы до ее утилизации. [ГОСТ Р 58048-2017, пункт 3.1.8] |
3.1.42 соисполнитель: Юридическое лицо, участвующее в исследованиях, разработке или изготовлении авиационной техники или ее составных частей.
3.1.43
составная часть воздушного судна: Изделие авиационной техники (компонент или покупное изделие), предназначенное для выполнения отдельных функций в составе воздушного судна, обладающее полной взаимозаменяемостью, имеющее присвоенное в установленном порядке обозначение и поставляемое эксплуатанту авиационной техники в составе воздушного судна или самостоятельно. [ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.14] |
3.1.44 стадия жизненного цикла авиационной техники: Часть жизненного цикла АТ, выделяемая по признакам характерных для нее явлений, процессов (работ) и конечных результатов.
3.1.45 технические условия на образец авиационной техники гражданского назначения: Текстовый конструкторский документ, содержащий технические требования к типовой конструкции изделия АТ, а также методы контроля (испытаний) изделия АТ на соответствие этим требованиям в производстве и правила его приемки по результатам испытаний.
3.1.46 типовая конструкция: Конструкция образца или изделия АТ (включая его летные, эксплуатационные характеристики и их ограничения), отраженная в его конструкторской, в том числе эксплуатационной документации и любой другой информации, необходимой для определения соответствия требованиям, и одобренная согласно требованиям федеральных авиационных правил [2] и удостоверенная сертификатом типа.
3.1.47 уровень готовности технологий: Показатель состояния процесса разработки технологии, позволяющий в рамках формализованной шкалы оценить степень ее зрелости для практического использования при разработке и производстве инновационной продукции.
Примечание - В программах и проектах создания АТ и компонентов АТ уровень готовности технологий используется как мера для оценки реализуемости и эффективности конкретной технологии и применяется для обоснованного принятия решения о реализации или дальнейшей разработки рассматриваемой технологии.
3.1.48 этап авиационной программы: Составная часть программы создания АТ, включающая комплекс однородных работ, результаты выполнения которых являются необходимым и достаточным основанием для принятия решения о продолжении работ по программе или об их прекращении.
Примечание - Решение о продолжении работ по авиационной программе или их прекращению (приостановке) принимается при прохождении очередного контрольного рубежа авиационной программы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АД | - | авиационный двигатель; |
АТ | - | авиационная техника гражданского назначения; |
ВВ | - | воздушный винт; |
ВС | - | воздушное судно; |
ГА | - | гражданская авиация; |
ГГ | - | газогенератор; |
ДДП | - | демонстрационный двигатель-прототип; |
ЕСКД | - | единая система конструкторской документации; |
ЕСТД | - | единая система технологической документации; |
ЕСП | - | единый сквозной план; |
ЗИП | - | запасные инструменты и принадлежности; |
ЗЛИ | - | заводские летные испытания; |
ИКАО | - | международная организация гражданской авиации; |
ИЛП | - | интегрированная логистическая поддержка; |
ИМА | - | интегрированная модульная авионика; |
ИСР | - | иерархическая структура работ; |
ЖЦ | - | жизненный цикл; |
КБО | - | комплекс бортового оборудования; |
КД | - | конструкторская документация; |
КДД | - | конструкторская документация и данные; |
КИ | - | комплектующее изделие; |
КР | - | контрольный рубеж программы; |
КЭТ | - | критический элемент технологии; |
ЛИ | - | летные испытания; |
ЛЛ | - | летающая лаборатория; |
МТО | - | материально-техническое обеспечение; |
НИИ | - | ведущий научно-исследовательский институт по направлению; |
НИР | - | научно-исследовательская работа; |
НТД | - | нормативно-технические документы; |
НТЗ | - | научно-технический задел; |
НТС | - | научно-технический совет; |
ОКР | - | опытно-конструкторская работа; |
ПД | - | программная документация; |
ПИВП | - | планирование использования воздушного пространства; |
ПО | - | программное обеспечение; |
ППО | - | послепродажное обслуживание; |
ПСЛГ | - | первичный сертификат летной годности; |
ПУР | - | план управления ресурсом; |
РД | - | ремонтная документация; |
РКД | - | рабочая конструкторская документация; |
РТД | - | рабочая технологическая документация; |
СБИ | - | система бортовых измерений; |
СЗИ | - | сертификационные заводские испытания; |
СИ | - | сертификационные испытания; |
СКИ | - | сертификационные контрольные испытания; |
СКСИ | - | сертификационные (квалификационные) стендовые испытания; |
СУБП | - | система управления безопасностью полетов; |
СЧ | - | составная часть; |
ТЗ | - | техническое задание; |
ТД | - | технологическая документация; |
ТО | - | техническое обслуживание; |
ТОиР | - | техническое обслуживание и ремонт; |
ТХ | - | технические характеристики; |
УГТ | - | уровень готовности технологий; |
ФПО | - | функциональное программное обеспечение; |
ЭП | - | эскизный проект; |
ЭД | - | эксплуатационная документация; |
ЭТХ | - | эксплуатационно-технические характеристики; |
ЭЦИ | - | эквивалентно-циклические испытания. |