БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

3 Термины, определения и сокращения

 

3.1 В настоящем стандарте применены термины, определенные по [3], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

 

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1]

3.1.2 авиарегистр: Федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации".

3.1.3 авиационный агрегат: Составная часть воздушного судна (компонент, комплектующее изделие), обладающая взаимозаменяемостью и выполняющая определенную функцию в составе образца авиационной техники гражданского назначения.

3.1.4 безопасность полета: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.5 бортовое радиоэлектронное оборудование: Предназначенная для установки на борт воздушного судна совокупность информационных, вычислительных и исполнительных средств, полностью или частично выполняющих или использующих свои функции через соответствующее программное обеспечение в интегрированной вычислительной среде для выполнения задач, связанных с использованием воздушного судна по назначению.

3.1.6

 

ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.3]

3.1.7 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

3.1.8 второстепенное изменение конструкции: Модификация, не отнесенная к главным изменениям конструкции.

3.1.9 главный конструктор по типу АТ: Должностное лицо головного разработчика АТ, назначаемое в установленном порядке и отвечающее за разработку типа АТ.

3.1.10 главное изменение конструкции: Модификация, которая может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.

3.1.11

 

головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей.

[ГОСТ Р 58175-2018, пункт 3.1.2]

3.1.12 головной исполнитель: Юридическое лицо, которое по договору (контракту) с заказчиком осуществляет организацию и координацию работ по исследованиям, разработке и изготовлению АТ или ее составных частей.

3.1.13 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком АТ, координирующее работу разработчиков составных частей АТ и отвечающее за разработку АТ в целом.

3.1.14 доказательная документация: Совокупность документов, содержащих результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям.

3.1.15 жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

3.1.16

 

заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.4]

3.1.17

 

запасная часть: Отдельная деталь или сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.

[ГОСТ 18322-2016, пункт 2.1.17]

3.1.18

 

изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.5]

3.1.19

 

интегрированная логистическая поддержка (процессов технической эксплуатации изделия) (integrated logistic support): Совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла.

[ГОСТ Р 53394-2017, пункт 3.8]

3.1.20 квалификационный базис (сертификационный базис КИ): Документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия.

3.1.21 квалификация материала: Комплекс действий, результаты которых должны подтвердить, что уровни свойств материалов, применяемых в типовой конструкции, и процессов их изготовления обеспечивают выполнение требований к летной годности образца.

3.1.22 компонент: Составная часть, являющаяся конструктивно законченным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, агрегат, прибор, блок или модуль оборудования, деталь, и т.д.), поставляемым при создании, эксплуатации и/или ремонте АТ.

3.1.23 компонент I класса: Авиационный двигатель, воздушный винт или вспомогательный двигатель.

3.1.24 компонент II класса: Фюзеляж, крыло, поверхности управления, секции механизации крыла, шасси, механическая система управления, несущий и рулевой винты и тому подобное, а также части силовой конструкции авиационного двигателя и воздушного винта, работоспособность которых непосредственно влияет на их летную годность.

3.1.25 компонент III класса: Комплектующее изделие (блок, модуль, сборочная единица, узел, деталь), предназначенное для применения в составе ВС, компонентов I или II класса.

3.1.26 комплекс бортового оборудования: Совокупность оборудования, устанавливаемого в составе конструкции воздушного судна определенного типа и объединенного информационными, электрическими, механическими и другими связями.

3.1.27 контрольный рубеж программы: Значимое событие программы создания АТ, срок которого документально определен и связан с проверкой выполнения всего комплекса работ по определенному этапу программы для принятия решения о дальнейшем ходе работ по программе (продолжать/прекратить/временно остановить/доработать).

3.1.28 летная годность: Состояние образца авиационной техники, характеризующее его соответствие применимым требованиям к летной годности и пригодность к выполнению безопасного полета в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.

3.1.29 модификация: Любое изменение конструкции авиационной техники, не являющееся ремонтом.

3.1.30 научно-технический задел: Совокупность знаний, технических и технологических решений, с использованием которых возможна разработка новой продукции или способов ее производства.

3.1.31 независимая инспекция: Подразделение или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом по сертификации для осуществления функций в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] в организации заявителя, разработчика или изготовителя.

3.1.32 нормы летной годности: Требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение их летной годности и безопасности полетов.

3.1.33

 

образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.13]

3.1.34

 

отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.15]

3.1.35 опытный образец: Образец, изготовленный по вновь разработанной (модифицированной) рабочей конструкторской документации с целью проверки его соответствия заданным требованиям путем проведения испытаний.

3.1.36 послепродажное обслуживание: Совокупность видов деятельности организации (поставщика услуг), связанных с предоставлением заказчику (покупателю) авиационной техники услуг и выполнением работ, необходимых и достаточных для обеспечения требуемого уровня исправности и возможности эффективного применения поставленной авиационной техники.

3.1.37 программа создания АТ: Комплекс взаимосвязанных и скоординированных по срокам и ресурсам подпрограмм, проектов и других видов деятельности, выполняемых на всех стадиях жизненного цикла в отношении образца авиационной техники (типа изделия), и направленных на его разработку (включая модификацию), производство, поставку и послепродажное обеспечение эксплуатации в целях удовлетворения заданных требований и получения экономической выгоды.

3.1.38 разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

3.1.39 сертификация типа: Определение соответствия воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, оборудования управления и контроля беспилотной авиационной системы применимым требованиям.

3.1.40 сертификационный центр: Организация, аккредитованная в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] для участия в работах по сертификации, оценке соответствия юридических лиц требованиям, в целях экспертной оценки результатов работ.

3.1.41

 

системный инжиниринг: Междисциплинарный подход и методы, обеспечивающие создание успешных систем, которые фокусируются на целостном и конкурентном понимании потребностей заинтересованных сторон, исследовании возможностей, документировании требований и разработке, проверке соответствия требованиям (верификации), испытании (валидации) и развитии решений, которые рассматривают проблемную область целиком на всех стадиях жизненного цикла, от замысла системы до ее утилизации.

[ГОСТ Р 58048-2017, пункт 3.1.8]

3.1.42 соисполнитель: Юридическое лицо, участвующее в исследованиях, разработке или изготовлении авиационной техники или ее составных частей.

3.1.43

 

составная часть воздушного судна: Изделие авиационной техники (компонент или покупное изделие), предназначенное для выполнения отдельных функций в составе воздушного судна, обладающее полной взаимозаменяемостью, имеющее присвоенное в установленном порядке обозначение и поставляемое эксплуатанту авиационной техники в составе воздушного судна или самостоятельно.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.14]

3.1.44 стадия жизненного цикла авиационной техники: Часть жизненного цикла АТ, выделяемая по признакам характерных для нее явлений, процессов (работ) и конечных результатов.

3.1.45 технические условия на образец авиационной техники гражданского назначения: Текстовый конструкторский документ, содержащий технические требования к типовой конструкции изделия АТ, а также методы контроля (испытаний) изделия АТ на соответствие этим требованиям в производстве и правила его приемки по результатам испытаний.

3.1.46 типовая конструкция: Конструкция образца или изделия АТ (включая его летные, эксплуатационные характеристики и их ограничения), отраженная в его конструкторской, в том числе эксплуатационной документации и любой другой информации, необходимой для определения соответствия требованиям, и одобренная согласно требованиям федеральных авиационных правил [2] и удостоверенная сертификатом типа.

3.1.47 уровень готовности технологий: Показатель состояния процесса разработки технологии, позволяющий в рамках формализованной шкалы оценить степень ее зрелости для практического использования при разработке и производстве инновационной продукции.

Примечание - В программах и проектах создания АТ и компонентов АТ уровень готовности технологий используется как мера для оценки реализуемости и эффективности конкретной технологии и применяется для обоснованного принятия решения о реализации или дальнейшей разработки рассматриваемой технологии.

 

3.1.48 этап авиационной программы: Составная часть программы создания АТ, включающая комплекс однородных работ, результаты выполнения которых являются необходимым и достаточным основанием для принятия решения о продолжении работ по программе или об их прекращении.

Примечание - Решение о продолжении работ по авиационной программе или их прекращению (приостановке) принимается при прохождении очередного контрольного рубежа авиационной программы.

 

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

 

АД

-

авиационный двигатель;

АТ

-

авиационная техника гражданского назначения;

ВВ

-

воздушный винт;

ВС

-

воздушное судно;

ГА

-

гражданская авиация;

ГГ

-

газогенератор;

ДДП

-

демонстрационный двигатель-прототип;

ЕСКД

-

единая система конструкторской документации;

ЕСТД

-

единая система технологической документации;

ЕСП

-

единый сквозной план;

ЗИП

-

запасные инструменты и принадлежности;

ЗЛИ

-

заводские летные испытания;

ИКАО

-

международная организация гражданской авиации;

ИЛП

-

интегрированная логистическая поддержка;

ИМА

-

интегрированная модульная авионика;

ИСР

-

иерархическая структура работ;

ЖЦ

-

жизненный цикл;

КБО

-

комплекс бортового оборудования;

КД

-

конструкторская документация;

КДД

-

конструкторская документация и данные;

КИ

-

комплектующее изделие;

КР

-

контрольный рубеж программы;

КЭТ

-

критический элемент технологии;

ЛИ

-

летные испытания;

ЛЛ

-

летающая лаборатория;

МТО

-

материально-техническое обеспечение;

НИИ

-

ведущий научно-исследовательский институт по направлению;

НИР

-

научно-исследовательская работа;

НТД

-

нормативно-технические документы;

НТЗ

-

научно-технический задел;

НТС

-

научно-технический совет;

ОКР

-

опытно-конструкторская работа;

ПД

-

программная документация;

ПИВП

-

планирование использования воздушного пространства;

ПО

-

программное обеспечение;

ППО

-

послепродажное обслуживание;

ПСЛГ

-

первичный сертификат летной годности;

ПУР

-

план управления ресурсом;

РД

-

ремонтная документация;

РКД

-

рабочая конструкторская документация;

РТД

-

рабочая технологическая документация;

СБИ

-

система бортовых измерений;

СЗИ

-

сертификационные заводские испытания;

СИ

-

сертификационные испытания;

СКИ

-

сертификационные контрольные испытания;

СКСИ

-

сертификационные (квалификационные) стендовые испытания;

СУБП

-

система управления безопасностью полетов;

СЧ

-

составная часть;

ТЗ

-

техническое задание;

ТД

-

технологическая документация;

ТО

-

техническое обслуживание;

ТОиР

-

техническое обслуживание и ремонт;

ТХ

-

технические характеристики;

УГТ

-

уровень готовности технологий;

ФПО

-

функциональное программное обеспечение;

ЭП

-

эскизный проект;

ЭД

-

эксплуатационная документация;

ЭТХ

-

эксплуатационно-технические характеристики;

ЭЦИ

-

эквивалентно-циклические испытания.

TOC