БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

7.4 Особенности создания авиационных агрегатов

 

7.4.1 Модульный принцип создания агрегатов авиационной техники

7.4.1.1 Модульный принцип создания агрегатов АТ должен быть основан на использовании СЧ, обладающих взаимозаменяемостью по большому количеству характеристик и функциональной взаимозаменяемостью.

Функциональная взаимозаменяемость модулей должна быть основана на максимальной идентичности всех их выходных характеристик.

7.4.1.2 Для достижения такого уровня качества используют ужесточение требований к точности выходных параметров узлов и компонентов модулей, введение контрактного требования к поставщикам узлов и компонентов по коэффициенту возможности их технологических процессов Cp >= 1,33 для ключевых характеристик узла или компонента.

7.4.1.3 Эти меры позволяют снизить вариацию ключевых характеристик как поставляемого узла или компонента, так и вариацию ключевых характеристик изделия в целом (АД и ВВ, систем бортового оборудования, агрегатов АТ) и обеспечить бездоводочное согласование модулей.

7.4.2 Научно-исследовательские работы при создании конкретных видов авиационных агрегатов

7.4.2.1 Вновь создаваемые авиационные агрегаты разрабатывают до принятия решения о создании конкретного типа ВС (АД, ВВ), на котором возможно их использование. Это позволяет получить агрегаты со стабильными характеристиками уже на ранних этапах создания нового типа ВС (АД, ВВ).

7.4.2.2 НИР при создании новых агрегатов базируются на результатах создания НТЗ по государственным и федеральным целевым программам и предусматривают решение прикладных научных задач, поставленных головным исполнителем авиационной программы, головным разработчиком агрегата и разработчиками его СЧ и направленных на создание образцов АТ с высоким уровнем технического совершенства и конкурентоспособности.

7.4.2.3 НИР в интересах создания конкретного типа агрегата проводят НИИ и иные научные организации по заказу головного исполнителя, головного разработчика агрегата и разработчиков его СЧ. Выполнение таких работ возможно по государственному заказу и по заказам исполнителей и разработчиков за счет их средств.

7.4.2.4 НИР должны обеспечивать повышение УГТ агрегатов к моменту начала разработки агрегатов.

7.4.2.5 Результаты НИР используют при формировании технических заданий на разработку агрегатов и их СЧ. Эти результаты включают:

- определение технического уровня перспективных агрегатов и систем;

- формирование технических требований к агрегатам и системам;

- установление приоритетности и этапности внедрения научно-технических разработок;

- предложения по созданию и развитию научно-экспериментальной, производственной и испытательной баз;

- стандарты и другие НТД.

7.4.3 Разработка авиационных агрегатов

7.4.3.1 На основании полученных результатов НИР ведущий НИИ в области систем оборудования и агрегатов, с участием других НИИ и организаций, разрабатывает ТЗ на конкурсную разработку технического предложения по созданию агрегатов и систем ВС в соответствии с действующими НТД. ТЗ на конкурсную разработку технического предложения согласовывают с головными разработчиками ВС; ТЗ утверждает заказчик.

7.4.3.2 Техническое предложение должно содержать:

- технико-экономическое обоснование выбора оптимального варианта агрегата и/или системы с учетом обеспечения высокого технического уровня и его конкурентоспособности на рынке;

- оценку надежности и других эксплуатационно-технических характеристик систем и агрегатов;

- оценку экологических характеристик;

- оценку выполнения требований ТЗ по электромагнитной совместимости;

- сопоставление с отечественными и зарубежными аналогами;

- оценку соответствия требованиям ТЗ, НТД, международным нормам и требованиям;

- необходимый объем экспериментальных работ для подтверждения проекта агрегата и/или системы;

- проект ТЗ на выполнение ОКР.

7.4.3.3 На проведение работ по проекту, победившему на конкурсе, заказчик заключает договор (контракт). Неотъемлемой частью договора (контракта) является ТЗ на выполнение ОКР по созданию агрегата и/или системы, которое разработчику выдает головной разработчик образца АТ по согласованию с НИИ в области систем оборудования и агрегатов и другими НИИ.

7.4.3.4 По содержанию, структуре и уровням задаваемых требований ТЗ на ОКР должно соответствовать действующим НТД и нормативам технического уровня.

7.4.3.5 ЭП (если он предусмотрен ТЗ) разрабатывает головной разработчик агрегата или системы с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных, технологических и др.) решений в соответствии с требованиями ТЗ и действующих НТД. Головной разработчик образца АТ осуществляет рассмотрение и приемку ЭП в порядке, определенном НТД и договором (контрактом).

7.4.3.6 Рабочие КДД (включая ЭД и РД) выпускает головной разработчик агрегата (системы) в соответствии с требованиями ТЗ, сертификационного (квалификационного) базиса на основе материалов ЭП, а также результатов испытаний экспериментальных образцов агрегата.

Комплектность рабочих КДД агрегата (системы), порядок ее разработки, проверки, согласования, утверждения и оформления должны соответствовать требованиям договора (контракта), НТД и стандартов.

7.4.3.7 Передача рабочих КДД и постановка на производство осуществляется на условиях и в порядке, определенных договором (контрактом). Для сокращения сроков изготовления опытного образца агрегата (узла) или системы документацию передают на производство по частям в завершенном состоянии по мере разработки и оформления соответствующих актов. Постановка агрегата (системы) на производство предусматривает выполнение мероприятий в соответствии с действующими НТД.

7.4.4 Изготовление опытных образцов авиационных агрегатов

7.4.4.1 Изготовление опытных образцов агрегатов и систем проводят согласно требованиям действующих НТД.

7.4.4.2 Головной разработчик агрегата или системы координирует выполнение работ.

7.4.4.3 Отработка технологии и подготовка производства авиационных агрегатов должна производиться в порядке, установленном для СЧ АТ в 5.4.

7.4.4.4 Испытания авиационных агрегатов необходимо осуществлять в порядке, установленном в 5.5.

7.4.4.5 Разработку ЭД (РД), средств наземного обслуживания и контроля и тренажеров осуществляет разработчик агрегата, привлекая в случае необходимости НИИ и соисполнителей.

TOC