ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения
7.3 Порядок создания комплексов бортового оборудования
7.3.1 Научно-исследовательские работы при создании конкретных видов оборудования
7.3.1.1 В интересах создания конкретных видов оборудования/составных частей КБО при необходимости проводят НИР.
7.3.1.2 НИР и ОКР должны обеспечивать повышение УГТ, используемых в КБО. В рамках НИР и ОКР прорабатывают:
- вопросы организации интегрированных бортовых систем контроля и диагностики технического состояния летательного аппарата в совокупности с системами мониторинга психофизического состояния пилота;
- методы и технологии передачи данных в интересах авиакомпании (АОС) и управления воздушным движением (например, АЗН-К, CPDLC);
- технологии передачи данных в интересах авиакомпании и управления воздушным движением, предоставление доступа к интернету, передачи потокового видео и обеспечение видеоконференции на борту ВС;
- технологии передачи данных и обеспечение режима АЗН-В, обеспечение передачи коротких сообщений (SMS) и электронной почты;
- технологии автономного управления и единого протокола взаимодействия беспилотных систем;
- методы создания и алгоритмы для программно-алгоритмического обеспечения бортовых вычислительных систем;
- технологии разработки бортовых и наземных систем информационного обеспечения;
- технологии разработки авионики ГА;
- методы спутниковой навигации, передачи данных и наблюдения в системах организации воздушного движения;
- системы ПИВП;
- методическое и информационное обеспечение летных испытаний;
- перспективные высокоскоростные авиационные интерфейсы;
- эргономические решения по организации процессов деятельности экипажа при управлении КБО;
- другие научные и методические проблемы создания КБО.
7.3.1.3 НИР по конкретным видам оборудования базируется на результатах создания НТЗ и на решении прикладных задач, поставленных головным исполнителем, разработчиком КБО и разработчиком его СЧ, а также на результатах выполнения государственных и федеральных целевых программ, направленных на создание образцов АТ с высоким уровнем технического совершенства и конкурентоспособности.
7.3.1.4 НИР по конкретным видам оборудования проводят НИИ или иные научные и научно-производственные организации по заказу головного исполнителя, головного разработчика оборудования и разработчиков его СЧ.
7.3.1.5 Результаты НИР используют при формировании технических заданий на разработку КБО и их СЧ.
7.3.2 Разработка комплекса бортового оборудования
7.3.2.1 При проектировании КБО необходимо:
а) использовать модульный принцип на основе концепции ИМА;
б) назначить и реализовать в процессе проектирования уровни гарантий качества проектирования согласно 5.3.4 и провести анализ рисков функционирования.
Примечание - При назначении уровней гарантий качества проектирования необходимо учитывать требования [6], [7], [8], [9].
7.3.2.2 Ответственным за разработку КБО является головной разработчик конкретного типа ВС. В рамках своей ответственности разработчик ВС поручает (при необходимости) выполнение отдельных видов работ по разработке КБО НИИ, научным, научно-производственным и другим организациям.
7.3.2.3 ТЗ на конкурсную разработку технического предложения по КБО и его составным частям разрабатывает в соответствии с действующими стандартами головной разработчик ВС.
7.3.2.4 ТЗ на конкурсную разработку технического предложения по КБО согласовывается с НИИ, не являющимся соискателем на данную конкурсную разработку, и при необходимости другими НИИ и организациями промышленности, и утверждается заказчиком.
7.3.2.5 ТЗ на разработку технических предложений по СЧ КБО формирует головной разработчик ВС или разработчик СЧ КБО и утверждает заказчик.
7.3.2.6 ТЗ по СЧ КБО должен быть представлен на организованный головным разработчиком ВС конкурс и должен содержать:
- варианты возможных решений с проработкой, достаточной для их сравнительной оценки по техническим, эргономическим, экономическим и другим показателям качества;
- основные ТХ СЧ КБО;
- сопоставление с отечественными и зарубежными аналогами;
- оценку соответствия требованиям ТЗ, квалификационным требованиям, применяемым федеральным авиационным правилам [2], международным нормам и требованиям;
- выбор наиболее рационального варианта;
- необходимые расчеты, подтверждающие работоспособность и соответствие основным техническим требованиям, в том числе требованиям по безопасности полетов ВС;
- перечень необходимых новых разработок и дополнительных исследований;
- план-график основных этапов создания СЧ КБО;
- проект ТЗ на ОКР по созданию СЧ КБО.
7.3.2.7 С победителем в конкурсе проектов по СЧ КБО головной разработчик ВС заключает контракт.
7.3.2.8 Эскизное проектирование проводится разработчиком СЧ КБО на основании утвержденного ТЗ. ЭП должен содержать обоснование предлагаемых вариантов технических решений по всему спектру технических дисциплин и характеристик, включая в том числе характеристики надежности, контролепригодности, эргономичности, эксплуатационной технологичности, метрологии, стандартизации и унификации, экономичности и др.
7.3.2.9 В ЭП СЧ КБО должны быть представлены:
- назначение и область применения СЧ КБО на основе данных ТЗ и технических предложений;
- общая характеристика образца АТ, на котором СЧ КБО применяется;
- оценки соответствия технической документации требованиям ТЗ и отклонения от них;
- рабочая техническая документация этапов планирования создания СЧ КБО;
- сравнение с зарубежными аналогами;
- описание конструкции или схем, обосновывающее принятое решение;
- результаты расчетов и моделирования, обосновывающие принятые решения;
- сведения об эксплуатационно-технических характеристиках в ожидаемых условиях эксплуатации;
- материалы по защите от воздействия внешних факторов;
- экономические показатели;
- проекты квалификационных базисов и таблиц соответствия им.
В приложении к ЭП должен быть представлен проект уточненного ТЗ на СЧ КБО.
7.3.2.10 ЭП на КБО представляют на заключение в НИИ, определенные заказчиком.
После получения заключений ЭП рассматривает комиссия с участием заказчика и головного разработчика АТ.
При необходимости по результатам рассмотрения принимают решение о корректировке ТЗ на разработку СЧ КБО.
7.3.2.11 На этапе изготовления и рассмотрения макета ВС разработчики СЧ КБО представляют по требованию головного разработчика АТ необходимые материалы и макеты вновь разрабатываемых изделий.
7.3.2.12 Техническое проектирование КБО проводят на основании ТЗ на разработку, оформленного в соответствии с действующими НТД. При необходимости головной разработчик ВС оформляет раздельные ТЗ на аппаратную и программную части КБО.
7.3.2.13 Техническое проектирование КБО включает в себя:
- разработку комплекта РКД;
- разработку комплекта ПД в соответствии с требованиями действующих стандартов;
- разработку комплекта документации на аппаратную часть КБО в соответствии с требованиями действующих НТД;
- работы по сертификации аппаратной части и ПО КБО;
- разработку ТД;
- разработку ЭД (РД);
- разработку программ испытаний;
- разработку мероприятий по обеспечению проведения всех необходимых испытаний СЧ КБО и КБО в целом;
- разработку мероприятий, обеспечивающих эксплуатацию КБО по техническому состоянию.
Головной разработчик несет ответственность в отношении комплектности и качества всей документации на КБО.
7.3.2.14 Программы испытаний КБО должны быть оформлены в соответствии с действующими НД. Программы испытаний КБО должны обеспечивать возможность оценки соответствия образца изделия требованиям ТЗ и действующих НД.
7.3.3 Изготовление опытных образцов комплекса бортового оборудования
Изготовление опытных образцов КБО производится по утвержденной РКД и РТД, в рамках действующей у изготовителя системы обеспечения качества.
Испытания комплекса бортового оборудования должны осуществляться в порядке, установленном в 5.5 в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2] к сертификации компонентов АТ.
Литеру "О" РКД присваивают после завершения предварительных испытаний и корректировки РКД по их результатам, но до первого вылета. При отсутствии предварительных испытаний (5.5.2.1, примечание) - после завершения наземной части квалификационных испытаний и корректировки РКД по их результатам, но до первого вылета.
Литеру "О1" присваивают после принятия решения о выдаче одобрительного документа согласно [2].
7.3.4 Отработка технологии и подготовка производства модулей комплекса бортового оборудования
Отработка технологии и подготовка производства модулей КБО должна производиться в порядке, установленном в 5.4.
7.3.5 Интеграция комплекса бортового оборудования при производстве авиационной техники
7.3.5.1 Процесс интеграции КБО можно разделить на три уровня:
- разработчиков ПО и аппаратуры;
- интегратора системы ИМА;
- разработчика АТ.
7.3.5.2 На уровне разработчика ПО и аппаратуры процесс интеграции должен приводить к формированию интегрированного набора исходных текстов, интеграции ФПО с аппаратурой системы и интеграции ФПО нескольких поставщиков.
7.3.5.3 Результатом процесса интеграции ФПО должен являться:
- интегральный модуль, реализующий заданную функцию;
- конфигурационная таблица компонента ФПО.
7.3.5.4 Процесс интеграции на уровнях интегратора системы ИМА и разработчика ВС проводят на следующих стендах:
- испытательно-отладочном стенде, имитирующем информационно-управляющее поле кабины экипажа ВС с использованием имитаторов, математических моделей, реальных бортовых систем и агрегатов ВС ("электронная птица");
- испытательном стенде, имитирующем силовые конструкции планера ВС со смонтированными приводами подвижных элементов (шасси, аэродинамические рули, механизация крыла и др.) и систему управления ВС ("железная птица").
Завершают процесс интеграции летными испытаниями КБО.
7.3.5.5 Интеграционное тестирование штатного КБО на испытательно-отладочном стенде, имитирующем информационно-управляющее поле кабины экипажа ВС, включает:
- интеграцию комплектующих изделий КБО на уровне выполняемых ими функций для проверки соответствия спецификациям на функции КБО и техническим заданиям на КИ;
- интеграцию ФПО и модульной аппаратной платформы, а также проведение функционального тестирования (в случае, если разработчик ВС является интегратором системы);
- отработку информационного взаимодействия комплектующих комплекса путем исполнения совокупности тестовых процедур как в нормальных условиях эксплуатации, так и при имитации отказов оборудования КБО.
7.3.5.6 Процесс интеграции КБО предполагает приемо-сдаточные испытания для каждой системы и/или функции прикладного ПО и элементов платформы. Затем он продолжается интеграцией платформы ИМА и ФПО ИМА для КБО, реализованного по технологии ИМА <1>.
--------------------------------
<1> Указания к процессу интеграции приведены в рекомендательном материале РМ-297 "Квалификация систем интегрированной модульной авионики".
7.3.5.7 Интеграционное тестирование реальных систем ВС на испытательном стенде, имитирующем силовые конструкции планера ВС, предназначено для проведения наземных испытаний функций и систем КБО в ожидаемых условиях эксплуатации и при имитации функциональных отказов оборудования. На этом этапе бортовое оборудование интегрируется с компонентами систем ВС и устанавливается на ВС для выполнения тестирования.
7.3.5.8 Интеграционное тестирование систем ВС в полете совершается для тестирования в условиях реального полета.
7.3.5.9 Процесс интеграции КБО должен начинаться с выполнения процедур приемо-сдаточных испытаний для каждой системы и/или функции прикладного ПО и элементов платформы ИМА.
7.3.5.10 Процесс интеграции КБО продолжается интеграцией платформы ИМА и ФПО ИМА. Далее бортовое оборудование интегрируется с компонентами систем ВС на комплексном стенде КБО разработчика ВС.
7.3.5.11 На завершающей стадии интеграции КБО бортовое оборудование устанавливают на ВС для выполнения испытаний и подвергают проверкам как на земле, так и в полете.
7.3.5.12 На каждой стадии интеграции КБО осуществляют проверку выполнения требований безопасности.