ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения
7.2 Программы создания систем бортового оборудования, авиационных агрегатов и материалов
7.2.1 При создании ВС или его модификации (при внесении изменений в типовую конструкцию ВС) определяют следующие уровни ответственности:
- головного разработчика ВС;
- интегратора КБО;
- интегратора системы ИМА и систем БРЭО;
- разработчиков систем, комплектующих, платформы ИМА и ПО.
7.2.2 Процессы проектирования систем и оборудования (КИ) КБО воздушного судна должны осуществляться в соответствии с действующими НТД.
7.2.3 Создание комплекса бортового оборудования как высокоинтегрированной сложной системы включает в себя:
а) планирование разработки, в том числе:
- определение кооперации соисполнителей проекта и организационной структуры управления проектом;
- определение ИСР по созданию КБО и построение календарного графика работ;
б) заказ, в том числе:
- подготовку и проведение тендера по выбору разработчиков систем и оборудования КБО;
- передачу и согласование с разработчиком документальных требований к поставляемому изделию, а также определение ответственности участников заказа;
- подготовку и заключение договоров с выбранными разработчиками систем и КИ КБО;
- администрирование договоров с разработчиками и их закрытие;
в) определение требований к КБО, в том числе:
- общую техническую спецификацию (ТЗ на комплекс);
- спецификацию на КБО;
- спецификацию архитектуры и конструктивного исполнения комплекса оборудования;
- спецификацию интерфейсов;
- оценку функциональных опасностей функций КБО (FHA);
- предварительную оценку безопасности КБО (PSSA);
- спецификации требований системного уровня на функции ВС и/или отдельные системы;
- спецификации платформы ИМА;
- технические спецификации на оборудование и его компоненты;
г) определение архитектуры КБО, в том числе:
- анализ и уточнение требований к системе;
- оценку функциональных опасностей (уровень системы);
- определение состава компонентов системы;
- разработку архитектуры системы;
- предварительную оценку безопасности системы;
- разработку структурной схемы системы;
- разработку схемы размещения оборудования на борту;
- разработку схемы электроснабжения системы;
д) интеграцию и испытания систем и оборудования КБО;
е) оценку надежности и отказобезопасности, в том числе:
- оценку функциональных опасностей (FHA);
- предварительную оценку безопасности системы (PSSA);
- оценку безопасности систем (SSA);
- анализ общих причин отказов (CCA);
ж) верификацию и валидацию требований;
и) управление конфигурацией;
к) обеспечение качества;
л) поддержку соответствия КБО установленным требованиям.
7.2.4 Принципы и этапы управления программой создания КБО соответствуют программе создания АТ (см. 4.2).
7.2.5 Необходимо, чтобы к началу стадии запуска программы создания ВС стартовала стадия разработки программы создания КБО.