БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

7 Особенности создания комплексов бортового оборудования, авиационных агрегатов и материалов

 

7.1 Модульный принцип создания систем бортового оборудования

 

7.1.1 При создании комплексов бортового оборудования при прочих равных условиях следует использовать модульный принцип.

Применение модульного принципа создания систем бортового оборудования должно обеспечивать достижение следующих параметров:

- высокую информационную поддержку при выполнении полетного задания, при одновременном снижении психологической нагрузки на экипаж;

- работоспособность в условиях усложнения полетной обстановки и повышения динамики ее изменения;

- уменьшение времени принятия решений при многокритериальности выбора оптимального варианта решения;

- эволюционность и адаптируемость функционального потенциала к различным типам ВС, возможность изменения архитектуры бортового оборудования;

- высокую эксплуатационную пригодность и надежность выполнения полетного задания при приемлемой стоимости эксплуатации.

7.1.2 Модульный принцип создания систем бортового оборудования базируется на концепции ИМА <1>.

--------------------------------

<1> Указания по реализации концепции ИМА даны в рекомендательном материале РМ-297 "Квалификация систем интегрированной модульной авионики", а также в перечисленных ниже документах:

а) Р-297 "Руководство по разработке и сертификации интегрированной модульной авионики";

б) [6];

в) [7];

г) КТ-178C "Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники";

д) РМ-178B "Рекомендательный материал РМ-178B Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178B";

е) [8];

ж) РМ-254 "Рекомендательный материал РМ-254 Оценка соответствия бортовой аппаратуры требованиям КТ-254";

и) КТ-160D "Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования (внешние воздействующие факторы - ВВФ). Требования, нормы и методы испытаний";

к) КТ-153 "Элементы аппаратуры интегрированной модульной авионики".

 

ИМА - совместно используемый набор легко приспосабливаемых, допускающих многократное использование и имеющих возможность взаимодействовать аппаратных и программных ресурсов, которые будучи интегрированными образуют платформу, которая обеспечивает служебные функции, спроектированные по оговоренному набору требований по безопасности и требований к техническим характеристикам, и верифицированные на соответствие этому набору требований с целью поддержки приложений, выполняющих функции воздушного судна.

В основе концепции ИМА лежит открытая сетевая архитектура и единая вычислительная платформа. При этом функции систем выполняют программные приложения, разделяющие общие вычислительные ресурсы. Таким образом, осуществляется интеграция и обобщение ресурсов как программного, так и аппаратного обеспечения на платформе ИМА.

7.1.3 Под ИМА далее понимается концепция построения бортового комплекса, базирующаяся на открытой сетевой архитектуре и единой вычислительной платформе. Вычислительная платформа реализуется в виде базовой конструкции с набором сменных электронных модулей (процессорных модулей, модулей памяти, модулей сетевого коммутатора, модулей электропитания). Конструкция модуля строится на базе единого стандарта, обеспечивающего принцип унификации и взаимозаменяемости. Функции систем комплекса в этом случае выполняют программные приложения, разделяющие общие вычислительные и информационные ресурсы. Понятие функции является ключевым понятием ИМА. Под функцией понимают функциональные возможности, которые могут быть обеспечены аппаратными и программными средствами систем, установленными на ВС, например самолетовождение, связь, индикация.

7.1.4 Модульный принцип при разработке схемотехнических решений, конструкции и ПО устройств блока КБО предполагает использование следующих подходов:

- минимизация типов используемых устройств за счет их универсальности;

- обеспечение автономности устройств - изменение конструкции или ПО одного устройства не должно приводить к изменениям конструкции или ПО других устройств;

- применение единых отработанных универсальных решений при разработке унифицированных функциональных узлов и схем контроля их исправности;

- унификация конструкции функциональных устройств с учетом применения в различных конструктивных исполнениях блока;

- ПО должно быть реализовано по модульному принципу с минимальными связями между программными модулями, что обеспечивает относительно прозрачную структуру ПО и позволяет с минимальными затратами модифицировать ПО при изменении функциональных требований к аппаратуре.

TOC