БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

5.6 Особенности стадий "Серийное производство", "Эксплуатация", "Модификация" и "Утилизация"

 

5.6.1 Стадия 4. Серийное производство авиационной техники

5.6.1.1 Работы стадии 4 начинают на этапе 7 программы создания АТ и завершают при прохождении контрольного рубежа 11 "Решение о завершении серийного производства принято" (см. рисунок 1).

5.6.1.2 Поставка серийных образцов АТ осуществляется на основании договора (контракта).

5.6.1.3 Головной разработчик к моменту предъявления образца АТ заказчику разрабатывает в соответствии с требованиями ТЗ на образец необходимые средства для обеспечения обучения летного и технического состава: тренажеры, стенды, учебные классы и другие технические средства обучения.

5.6.1.4 Если в договоре (контракте) на поставку ВС покупатель (эксплуатант) устанавливает требования по включению в состав поставляемого образца АТ опционов (или другие дополнительные требования), которые не были сертифицированы и не включены в состав типовой конструкции, головной разработчик:

- классифицирует (в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2]) изменение типовой конструкции, к которому может привести включение в состав ВС дополнительных опционов, или иное изменение конфигурации ВС, которые затребовал покупатель (эксплуатант);

- приводит оценку необходимости проведения и объемов дополнительных сертификационных работ;

- проводит комплекс работ, указанных в 5.6.3.6.

5.6.1.5 Головной изготовитель в соответствии с условиями договора (контракта):

- приобретает необходимые материальные ресурсы;

- заключает договоры (контракты) на поставку комплектующих изделий, контролирует выполнение этих договоров (контрактов) и осуществляет управление цепочкой поставок СЧ;

- изготавливает серийные экземпляры АТ в соответствии с их типовой конструкцией (согласно КДД и ТУ).

Контроль соблюдения требований, качества изготовления каждого экземпляра АТ (СЧ АТ) осуществляет служба технического контроля головного изготовителя (изготовителя СЧ) и независимая инспекция этих предприятий.

5.6.1.6 Головной изготовитель АТ (изготовитель СЧ) обязан гарантировать качество поставляемой продукции в течение срока гарантийных обязательств, установленных в договоре (контракте) с покупателем (эксплуатантом).

5.6.1.7 В ходе серийного производства образца АТ головной разработчик осуществляет сопровождение и авторский надзор за изготовлением головным изготовителем, изготовителем АТ (СЧ) серийного образца (СЧ образца), проверку соблюдения требований, установленных в КДД (в том числе в ЭД и ТУ), а также оказание методической помощи по устранению выявленных недостатков.

5.6.1.8 Если это установлено в договоре (контракте), покупатель (эксплуатант) ВС осуществляет технический и финансовый контроль в процессе изготовления серийных экземпляров АТ, предназначенных для поставки.

5.6.1.9 Приемку готовых серийных экземпляров АТ с выпиской ПСЛГ осуществляет независимая инспекция у головного изготовителя.

5.6.1.10 Покупатель (эксплуатант) осуществляет окончательную приемку готовых серийных экземпляров ВС перед перелетом на базу покупателя (эксплуатанта).

5.6.2 Стадия 5. Эксплуатация образца авиационной техники

5.6.2.1 Стадию 5 начинают на этапе 8 программы создания АТ и завершают при прохождении контрольного рубежа 12 "Решение о выводе из эксплуатации принято" (см. рисунок 1).

5.6.2.2 В договоре (контракте) с покупателем (эксплуатантом) на поставку ВС устанавливают условия ППО эксплуатируемых ВС, с указанием исполнителей работ, конкретных сроков, мероприятий, ответственности.

5.6.2.3 На стадии эксплуатации образца АТ головной разработчик совместно с головным изготовителем, разработчиками СЧ по договору с эксплуатантом осуществляет авторский надзор за эксплуатацией АТ.

При необходимости эксплуатант участвует в разработке перечней запасных частей, а на стадии эксплуатации дает головному разработчику предложения по его корректировке.

5.6.2.4 По результатам анализа опыта эксплуатации образца АТ (СЧ) и недостатков, отмеченных в актах авторского надзора, сводках вновь выявленных и повторяющихся отказов и повреждений, материалов исследований отказавших изделий головной разработчик с участием головного изготовителя, разработчиков СЧ и НИИ разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков. Для оценки эффективности проведения этих мероприятий с оформлением соответствующих заключений привлекают НИИ.

При необходимости выполнения изменений конструкции на стадии эксплуатации АТ эту работу организуют по договорам на базе эксплуатирующих организаций, головного разработчика, головного изготовителя или на ремонтных предприятиях (при необходимости с использованием производственных ресурсов головного изготовителя и головного разработчика) по бюллетеням в соответствии с действующими НТД.

Исследование причин отказов образца АТ при эксплуатации и ремонте выполняет головной разработчик с участием головного изготовителя, НИИ по профилю отказа, изготовителя и разработчика СЧ по договору с инициатором таких работ.

Примечание - Работы, направленные на улучшение летно-технических и эксплуатационных характеристик, устранение недостатков на стадии эксплуатации, ремонта, выполняют по бюллетеням в соответствии с ГОСТ Р 58339.

 

5.6.2.5 На стадии серийного производства АТ головной разработчик с привлечением головного изготовителя, разработчиков и изготовителей СЧ с привлечением НИИ проводят при необходимости работы и испытания для подтверждения (увеличения) ресурсов и сроков службы АТ.

5.6.3 Стадия 6. Модификация серийного образца АТ

5.6.3.1 Стадия реализуется после запуска серийного производства АТ и не является обязательной.

5.6.3.2 На стадии серийного производства и эксплуатации образца АТ головной разработчик проводит работы по:

- мониторингу, сбору и анализу:

а) технических данных АТ, выявленных на стадии эксплуатации;

б) данных по удовлетворенности заинтересованных лиц качеством эксплуатируемых образцов АТ и оказываемых услуг по их ППО;

в) данных по вновь возникающим требованиям покупателей (эксплуатантов);

- сбору, обработке и анализу данных по изменениям требований и тенденций развития рынка в сегменте эксплуатируемого образца АТ;

- постоянному мониторингу НТЗ и новых технических и технологических решений, потенциально применимых для эксплуатируемого образца АТ.

В результате выполнения вышеуказанных работ может быть выявлена необходимость изменения конструкции образца АТ с целью улучшения его характеристик, расширения области применения или специализации образца АТ (решение по модификации).

5.6.3.3 Модификацию АТ осуществляют по договору (контракту) между заказчиком, головным разработчиком и эксплуатантом (покупателем) АТ.

Примечание - Покупателем серийных экземпляров АТ может быть лизинговая компания.

 

5.6.3.4 Модификацию образца АТ проводят также в связи с вступлением в действие новых требований к летной годности и охране окружающей среды, новых правил безопасности в области производства полетов.

5.6.3.5 В случае необходимости значительных изменений конструкции, связанных с модификацией серийно выпускаемого образца АТ, принимают решение о повторном проведении комплекса ОКР, начиная с этапа 3 (см. рисунок 1). В этом случае порядок выполнения ОКР по модификации образца АТ должен соответствовать порядку, установленному в 5.3 - 5.5. Работы, связанные с изменением типовой конструкции, проводят с учетом требований федеральных авиационных правил [2].

5.6.3.6 Особенности порядка проведения работ по модификации сертифицированного образца АТ:

а) незначительную модификацию, классифицированную как второстепенное изменение, проводит головной разработчик самостоятельно.

Примечание - Перечень второстепенных изменений утверждает головной разработчик (держатель сертификата типа) и не реже одного раза в три месяца направляет в уполномоченный орган в области гражданской авиации с приложением документации по их классификации. По результатам рассмотрения второстепенных изменений уполномоченный орган в области гражданской авиации может перевести второстепенное изменение в ранг главного изменения или назначить проведение дополнительных работ по сертификации отдельных второстепенных изменений;

 

б) модификацию, классифицированную как главное изменение, проводит головной разработчик по процедуре, установленной в пунктах 21.92 - 21.94 федеральных авиационных правил [2]. При этом выполнение главных изменений конструкции в серийном производстве и на эксплуатируемой АТ осуществляют только после проведения комплекса дополнительных сертификационных работ, оформления одобрения главного изменения и внесения, при необходимости, соответствующих изменений в карту данных сертификата типа.

Примечание - В отдельных случаях переиздают сертификат типа в связи с одобрением главного изменения;

 

в) при необходимости внедрения утвержденных (одобренных) изменений типовой конструкции на серийных образцах АТ, находящихся в эксплуатации, выпускают и доводят до известных эксплуатантов АТ бюллетень.

5.6.4 Стадия 7. Утилизация образца авиационной техники

5.6.4.1 Работы стадии 7, в случае необходимости, производят начиная с этапа 7 программы создания АТ. После завершения всех работ по утилизации АТ необходимо достигнуть контрольный рубеж 13 "Программа завершена" (см. рисунок 1).

5.6.4.2 Под утилизацией образца АТ понимают комплекс необходимых организационно-технических, экономических, научных, экологических и других мероприятий и технологических процессов, обеспечивающих переработку выработавшего назначенный ресурс, морально устаревшего или снятого с эксплуатации по иным причинам образца.

Процесс утилизации заключается в демонтаже и разделении образца АТ на отдельные элементы с целью получения высококачественных деталей, полуфабрикатов и сырья для их последующего использования как при производстве, стендовых испытаниях, эксплуатации и ремонте образца, так и при изготовлении продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

5.6.4.3 Утилизацию проводят в соответствии с действующими у эксплуатанта АТ программами промышленной утилизации.

5.6.4.4 На стадии разработки ТЗ на создание образца АТ должны быть заданы, а на стадии ОКР реализованы требования по использованию схемных и конструктивных решений, направленных на повышение эффективности утилизации.

При разработке КДД в них включают следующие сведения:

- данные о массе образца и его СЧ с указанием материалов, из которых они изготовлены;

- перечни агрегатов, узлов и КИ, содержащих драгоценные металлы, а также остродефицитные материалы;

- перечни взрывоопасных, ядовитых, радиоактивных и других опасных устройств и материалов, рекомендации по их обезвреживанию и мерам безопасности;

- перечни соединений узлов и агрегатов, рекомендуемые технологические приемы для разделки трудно демонтируемых соединений;

- об обеспечении возможности транспортирования разделяющихся элементов всеми видами транспорта.

5.6.4.5 На основе КДД головной разработчик формирует принципиальную схему технологического процесса утилизации образца АТ, содержащую:

- общие принципы и структуру всего цикла утилизации до получения конечных продуктов;

- типовой состав и структуру технологических линий и производственных участков;

- номенклатуру, ТХ и требуемое количество применяемого технологического оборудования;

- перечень необходимого такелажного оборудования;

- рекомендации (решения) по осуществлению разборки узлов и деталей образца до уровня однородных материалов;

- рекомендации (решения) по извлечению, обезвреживанию и уничтожению (нейтрализации) взрывоопасных, ядовитых, радиоактивных изделий и материалов;

- рекомендации (решения) по извлечению, сбору и переработке драгоценных и остродефицитных материалов;

- указания по обеспечению экологической безопасности процессов.

TOC