БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

5.5 Стадия 3. Испытания и сертификация образца авиационной техники

 

5.5.1 Общие положения

5.5.1.1 Работы стадии 3 начинают на этапах 4 - 7 программы создания образца АТ и завершают перед прохождением контрольного рубежа 7 "Сертификация типа образца АТ завершена" (см. рисунок 1).

5.5.1.2 В целях сокращения сроков, повышения эффективности, снижения объемов и стоимости испытаний, а также обеспечения безопасности их проведения, разработка и испытания образца АТ (СЧ) сопровождаются моделированием (математическим и полунатурным) их функционирования при выполнении задач, решаемых как СЧ образца, так и образцом АТ в целом.

5.5.1.3 Начиная с этапа 4 программы проводят предварительные наземные (стендовые) испытания составных частей образца АТ и СКСИ СЧ образца АТ.

5.5.1.4 Опытные образцы АТ, предназначенные для ЛИ, проходят предварительные испытания (наземные и летные), СЗИ и СКИ. Допускается совмещение СЗИ и СКИ с целью сокращения объемов и стоимости испытаний.

5.5.2 Испытания составных частей опытного образца авиационной техники

5.5.2.1 Предварительные испытания СЧ опытного образца АТ проводят с целью:

- определения характеристик СЧ образца АТ и оценки их соответствия требованиям сертификационного (квалификационного) базиса и требованиям ТЗ;

- оценки достаточности технических средств (средств измерений, эксплуатационного контроля, наземного обслуживания общего и специального применения) для проведения испытаний СЧ и системы ее технического обслуживания;

- выработки рекомендаций о возможности установки СЧ на опытный образец АТ для проведения ЛИ;

- отработки ПО (при его наличии в составе данной СЧ);

- обеспечения надежного и безопасного функционирования СЧ опытного образца с достижением заданных характеристик функционирования и совместимости (в том числе информационной и аппаратной) с другими СЧ;

- отработки эргономических решений;

- оценки готовности СЧ для предъявления на СКСИ СЧ.

Примечания

1 При согласии заинтересованных сторон предварительные испытания СЧ могут быть выполнены в рамках СКСИ.

2 В этом случае акт предварительных испытаний не оформляют, а по пунктам ТЗ, не вошедшим в квалификационный базис, оформляют отдельные протоколы и таблицу соответствия по всем пунктам ТЗ.

 

5.5.2.2 Объем работ при проведении предварительных испытаний СЧ определяют программой испытаний СЧ, составленной разработчиком СЧ (при необходимости - совместно с НИИ) и утвержденной головным разработчиком АТ, выдавшим ТЗ на СЧ.

5.5.2.3 Предварительные испытания СЧ образца АТ проводят специалисты разработчика СЧ под надзором головного разработчика. При необходимости, к участию в предварительных испытаниях привлекают специалистов НИИ.

5.5.2.4 По результатам предварительных испытаний СЧ составляют акт с рекомендациями об устранении недостатков, корректировке КДД и заключением о готовности СЧ к СКСИ. Акт утверждает головной разработчик. Все недостатки и замечания должны быть устранены разработчиком СЧ до начала СКСИ.

5.5.2.5 Целями предварительных испытаний СЧ математических и полунатурных моделей (если они создавались) и соответствующих программно-аппаратных средств являются:

- определение характеристик моделей и соответствующих программно-аппаратных средств и оценка их соответствия требованиям ТЗ;

- проверка сходимости результатов моделирования с результатами натурных испытаний образца АТ (СЧ);

- выработка рекомендаций о возможности включения результатов моделирования в число зачетных работ для сертификации (квалификации) СЧ.

5.5.2.6 Качество опытных образцов СЧ, предъявляемых на СКСИ СЧ, должно быть подтверждено утвержденным актом по результатам предварительных испытаний СЧ, их технический ресурс должен быть достаточен для проведения СКСИ.

5.5.2.7 СКСИ должны быть закончены до начала ЛИ опытного образца АТ. Допускается по согласованию с сертификационными центрами СКСИ отдельных СЧ образца АТ завершать в процессе предварительных летных испытаний.

5.5.2.8 Сертификационные и квалификационные испытания компонентов образца АТ осуществляют в соответствии с требованиями пункта 21.26 федеральных авиационных правил [2].

5.5.2.9 Компоненты I класса сертифицируют в соответствии с процедурами, установленными в пунктах 21.28 и 21.29 федеральных авиационных правил [2].

5.5.2.10 Компоненты II класса сертифицируются в составе образца АТ, частью которого они являются.

5.5.2.11 Компоненты III класса (КИ) категории А проходят обязательную квалификацию в соответствии с процедурами, установленными в разделе O федеральных авиационных правил [2].

Примечание - На ранее разработанные КИ уполномоченным органом в области гражданской авиации выдается одобрение на установку по процедуре, установленной в пункте 21.26 (b) федеральных авиационных правил [2].

 

5.5.2.12 Компоненты III класса (КИ) категории Б подлежат одобрению разработчиком изделия по процедуре, действующей в организации-разработчике.

5.5.2.13 Порядок проведения работ по квалификации компонентов и материалов иностранного производства, используемых в разрабатываемом образце АТ, устанавливается воздушным законодательством.

5.5.3 Испытания и сертификация опытного образца авиационной техники

5.5.3.1 В процессе изготовления опытный образец АТ проходит все предусмотренные КДД и ТУ виды "цеховых" испытаний (дождевание, проверка на герметичность, постановка под ток и т.д.). Приемку результатов этих испытаний осуществляет служба технического контроля и независимая инспекция головного изготовителя.

5.5.3.2 После завершения постройки первого летного опытного образца АТ, его приемки независимой инспекцией головного изготовителя, получения в установленном порядке разрешения на первый вылет, опытный образец АТ проходит предварительные (доводочные) ЛИ. Эти испытания проводят на базе головного изготовителя под руководством головного разработчика образца АТ и под надзором независимой инспекции, аккредитованной у головного изготовителя.

5.5.3.3 Предъявляемый на испытания образец АТ должен быть оборудован головным разработчиком (разработчиками СЧ) СБИ, предназначенной для информационного обеспечения испытаний образца АТ, проверенной в функциональной связи с образцом и его бортовыми системами, а также укомплектован комплектом ЭД, расходуемыми материалами и ЗИП.

Примечание - Состав СБИ, перечень параметров, регистрируемых СБИ в процессе проведения испытаний, а также методы и средства обработки испытательной (полетной) информации, должны быть согласованы сертификационными центрами, назначенными для проведения сертификационных работ.

 

5.5.3.4 В процессе проведения предварительных (доводочных) летных испытаний осуществляют:

- проверку надежного функционирования и соответствия характеристик опытного образца АТ требованиям, установленным в ТЗ и сертификационном базисе;

- оценку соответствия бортового ПО установленным требованиям;

- оценку готовности образца АТ к СИ;

- оценку соответствия образца эргономическим требованиям.

По результатам испытаний головной разработчик и головной изготовитель образца АТ под контролем независимой инспекции осуществляют корректировку КДД и ТД и доработку образца АТ с целью доведения его характеристик до требуемых.

5.5.3.5 СИ образца АТ в соответствии с пунктом 21.23A [2] могут быть начаты, когда конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СЗИ в части их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах ВС, а также ЭД, доведены до состояния, позволяющего авиарегистру определить их соответствие требованиям сертификационного базиса и установить уполномоченному органу типовую конструкцию ВС.

5.5.3.6 СИ образца АТ подразделяют:

- на СЗИ, проводимые с целью определения и подтверждения соответствия образца АТ и его ЭД требованиям сертификационного базиса, установления типовой конструкции образца АТ и эксплуатационных ограничений, в пределах которых образец АТ соответствует сертификационному базису;

- СКИ, проводимые с целью оценки надежного функционирования установленной типовой конструкции образца АТ и его систем, оценки ЭД.

Степень участия сертификационных центров в проведении конкретных видов СИ определяется авиарегистром или уполномоченным органом в области гражданской авиации.

5.5.3.7 Программы СЗИ и СКИ разрабатывает головной разработчик АТ, согласовывает авиарегистр и одобряет уполномоченный орган в области гражданской авиации.

5.5.3.8 Порядок и правила проведения СЗИ, а также перечень оформляемой при этом документации, установлены в пункте 21.23A федеральных авиационных правил [2].

5.5.3.9 Порядок и правила проведения СКИ, а также перечень документации, которую головной разработчик образца АТ должен подготовить и согласовать с сертификационными центрами по результатам проведения СКИ, установлены в пункте 21.23B федеральных авиационных правил [2].

5.5.3.10 После завершения сертификационных испытаний головной разработчик образца АТ должен направить в уполномоченный орган в области гражданской авиации комплект документов, указанных в пункте 21.23C (a) федеральных авиационных правил [2].

По результатам рассмотрения представленных материалов авиарегистр оформляет заключение.

5.5.3.11 В случае положительного заключения авиарегистра головной разработчик образца АТ направляет в уполномоченный орган в области гражданской авиации представление на получение сертификата типа согласно [2].

5.5.3.12 На основании заключения о результатах сертификационных работ и представления головного разработчика образца АТ уполномоченный орган в области гражданской авиации утверждает:

- акты СЗИ и СКИ;

- ЭД образца АТ (в части, предусмотренной федеральными авиационными правилами [2]);

- технические условия и окончательную редакцию сертификационного базиса и принимает решение о выдаче сертификата типа образцу АТ.

TOC