БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

5.3 Стадия 1. Проектирование

 

5.3.1 Разработка технического предложения образца авиационной техники

5.3.1.1 Техническое предложение образца АТ разрабатывают в начале стадии 1 (этап 2 программы создания АТ, см. рисунок 1).

5.3.1.2 Техническое предложение выполняют с целью уточнения концепции и обоснования возможности создания образца АТ, его СЧ и компонентов. На этом этапе программы прорабатывают различные варианты построения образца АТ (СЧ), обеспечивающих систем, оценивают варианты их реализации и выбирают оптимальный вариант.

5.3.1.3 Разработку технического предложения образца АТ (СЧ) выполняют как в рамках контракта с заказчиком, так и в инициативном порядке.

5.3.1.4 Требования заказчика к техническому предложению устанавливают в ТЗ на техническое предложение или, по согласованию с заказчиком, в других документах, однозначно определяющих требования (далее - задание). Задание на техническое предложение образца АТ государственный заказчик разрабатывает (с использованием проекта ТЗ, разработанного головным разработчиком в соответствии с 5.2.9) с привлечением НИИ. При инициативной разработке необходимость привлечения НИИ определяет заказчик. Задание на техническое предложение утверждает заказчик. Задание на разработку технического предложения СЧ АТ разрабатывает и утверждает головной разработчик образца АТ. В задании указывают УГТ, который должен быть достигнут для КЭТ при разработке технического предложения (УГТ 3 или выше, в соответствии с ГОСТ Р 57194.1).

Если разработка технического предложения образца АТ (СЧ) осуществляется на конкурсной основе, задание на техническое предложение образца АТ (СЧ) согласованию с разработчиками, участниками конкурса на разработку технического предложения, не подлежит.

5.3.1.5 В процессе разработки технического предложения изготавливают модели, макеты, в том числе электронные, ЛЛ, демонстрационные образцы АТ и их отдельных СЧ. Уровень их экспериментальной отработки на этапе технического предложения оговаривают в задании.

Допускается проведение предварительных оценок технических характеристик демонстрационных образцов АТ и их отдельных СЧ в реальных условиях эксплуатации.

5.3.1.6 Техническое предложение должно содержать материалы в объеме, установленном в действующих НТД и задании.

В материалах технического предложения должны быть представлены проекты ТЗ на ОКР и ЕСП или иного аналогичного планового документа создания образца АТ.

5.3.1.7 Рассмотрение технического предложения соответствует контрольному рубежу 2 (см. рисунок 1). В ходе рассмотрения технического предложения в том числе оценивается достижение заданного УГТ для КЭТ.

Рассмотрение технического предложения организуют по одной из следующих схем:

1) рассылка технического предложения на рассмотрение организациям по перечню рассылки.

Перечень заключений профильных организаций на техническое предложение (его составную часть) составляют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ) или в соответствии с заданием на техническое предложение.

Организации, которым техническое предложение направлено на рассмотрение, выдают отзыв (заключение) головному разработчику (разработчику СЧ) и заказчику (головному разработчику) в срок не более 30 дней со дня поступления проекта на рассмотрение;

2) рассмотрение технического предложения без рассылки его на отзыв на предприятии - головном разработчике (разработчике СЧ) комиссией, состоящей из представителей организаций, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ) или в соответствии с заданием на техническое предложение;

3) рассмотрение технического предложения без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) уполномоченными представителями организаций, оговоренных в задании на техническое предложение или организаций, проводящих рассмотрение технического предложения, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ).

5.3.1.8 Техническое предложение должно быть рассмотрено на НТС (секции НТС) или на техническом совещании специалистов головного разработчика (разработчика СЧ) с участием представителей заказчика (головного разработчика), НИИ (по решению заказчика), разработчиков СЧ и других заинтересованных организаций. Результаты рассмотрения оформляют решением (протоколом).

5.3.1.9 Доработанное в соответствии с полученными отзывами (экспертными заключениями) техническое предложение головной разработчик (разработчик СЧ) представляет заказчику, который рассматривает техническое предложение и приложенные к нему материалы на соответствие заданию, условиям контракта, требованиям стандартов, других НТД и вырабатывает свое заключение, содержащее рекомендации об утверждении (отклонении) технического предложения и возможности (невозможности) перехода к ОКР.

В случае выдачи заключения о невозможности представления к приемке технического предложения и подтверждения этого заключения техническое предложение должно быть доработано и предъявлено заказчику повторно.

5.3.1.10 В случае доработки головной разработчик (разработчик) представляет заказчику (головному разработчику) доработанное техническое предложение. Вместе с техническим предложением представляют решение НТС/технического совещания специалистов, акт комиссии (если рассмотрение осуществлялось комиссией) заключение головного разработчика на технические предложения СЧ, отзывы (заключения, экспертные заключения) организаций, акт доработки технического предложения.

5.3.1.11 Для приемки технического предложения заказчик создает комиссию, в состав которой включают представителей заказчика, а также НИИ. К работе в комиссии, при необходимости, привлекают специалистов головного разработчика (разработчиков СЧ).

Комиссия в месячный срок рассматривает материалы технического предложения. По результатам работы комиссии оформляют акт.

Заказчик по своему усмотрению также поручает приемку технического предложения своим представителям без создания комиссии.

По результатам приемки технического предложения заказчик в месячный срок выдает заключение об утверждении или отклонении технического предложения, а головной разработчик - об утверждении или отклонении технических предложений СЧ.

5.3.1.12 В случае необходимости доработки технического предложения, если заключением предусмотрено повторное рассмотрение комиссией по заключению заказчика (головного разработчика), а также при отклонении технического предложения головной разработчик (разработчик СЧ) составляет план-график мероприятий по доработке технического предложения и дорабатывает его. Доработанное техническое предложение представляется на повторное рассмотрение, соответственно заказчику или головному разработчику.

5.3.1.13 Доработку технического предложения, если заключением не предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, принимает заказчик (на предприятии - разработчике СЧ - головной разработчик). Приемку доработанного технического предложения оформляют заключением на основании акта о доработке.

5.3.1.14 Основанием для закрытия этапа разработки технического предложения образца АТ (СЧ) служит заключение головного разработчика о приемке доработанного технического предложения образца АТ (СЧ) и достаточности НТЗ для разработки образца с заданными характеристиками с учетом ранее сделанной НИИ оценки достаточности НТЗ (в том числе полноты перечня и УГТ) для принятия головным разработчиком решения о начале разработки образцов АТ, удовлетворяющих заданным требованиям. В заключение указывают достигнутый уровень УГТ.

В противном случае должно быть выдано заключение о невозможности реализации технического предложения.

Закрытие этапа разработки технического предложения образца АТ (СЧ) совместно с достижением требуемого УГТ служит основанием для прохождения контрольного рубежа 2 (см. рисунок 1).

По результатам разработки технического предложения головным разработчиком должен быть подготовлен и включен в состав отчетных материалов проект ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ.

5.3.1.15 По результатам приемки технического предложения заказчик принимает решение о дальнейшей разработке образца АТ или о прекращении работ по данной авиационной программе.

5.3.2 Опытно-конструкторские работы по созданию образца авиационной техники

ОКР по созданию (модификации) образца АТ включают в себя:

а) разработку КДД образца АТ, в процессе которого:

- разрабатывают ЭП;

- разрабатывают технический проект (макет);

- разрабатывают РКД и осуществляют ее передачу головному изготовителю;

- по результатам изготовления и испытаний опытного образца АТ корректируют и утверждают комплект РКД для организации серийного производства образца АТ;

б) подготовку производства и изготовление опытного образца (опытной партии) АТ;

в) испытания и сертификацию образца АТ.

В процессе серийного производства может возникнуть необходимость в модификации образца АТ (см. 5.6.3). Работы по модификации образца АТ также включают в разряд ОКР.

Основными целями ОКР являются:

- разработка образца АТ, удовлетворяющего требованиям ТЗ заказчика, и достижение необходимых характеристик летной годности образца АТ, установленных в сертификационном (квалификационном) базисе, что должно быть подтверждено результатами всех установленных видов испытаний, сертификацией образца АТ и сертификацией (квалификацией) его компонентов;

- достижение УГТ, которые необходимы для эффективной организации серийного производства образца АТ и его СЧ, а также соответствующие требованиям заказчика по ГОСТ Р 57194.1;

- организация ППО АТ и технической поддержки покупателей (эксплуатантов), которая обеспечит высокий уровень конкурентоспособности разрабатываемого образца АТ.

Основанием для выполнения ОКР по созданию (модификации) образца АТ является решение (см. 5.3.1.14), ТЗ и договор (контракт) на выполнение ОКР, заключенный между заказчиком и головным разработчиком образца АТ. ОКР по созданию образца АТ проводят на этапах 3 - 7 программы создания АТ (см. рисунок 1) и завершают контрольным рубежом 7 "Сертификация типа АТ завершена".

Примечание - Работы по постановке на серийное производство образца АТ завершают контрольным рубежом 8 "Постановка на производство завершена" (см. рисунок 1).

 

Основанием для выполнения составной части ОКР по созданию (модификации) СЧ образца АТ является ТЗ и контракт на выполнение ОКР СЧ, заключенный между головным разработчиком образца АТ и разработчиком СЧ.

Порядок выполнения ОКР (в том числе ОКР, выполняемых разработчиком АТ на инициативной основе) должен соответствовать требованиям, установленным в настоящем разделе, требованиям действующих НТД (приложение А).

5.3.3 Разработка технического задания на опытно-конструкторские работы

5.3.3.1 Требования заказчика к ОКР устанавливают в ТЗ на ОКР или, по согласованию с заказчиком, в других документах, однозначно определяющих требования заказчика.

5.3.3.2 Проект ТЗ на выполнение ОКР подготавливает головной разработчик образца АТ по результатам технического предложения и включает в состав отчетных материалов этапа 2 программы создания АТ (см. 5.3.1.13).

5.3.3.3 Заказчик с привлечением НИИ рассматривает, корректирует представленный проект ТЗ на выполнение ОКР, согласовывает его с головным разработчиком и утверждает ТЗ на ОКР.

5.3.3.4 ТЗ на СЧ ОКР разрабатывает и утверждает головной разработчик с привлечением, при необходимости, НИИ, на основе материалов технических предложений СЧ образца АТ (если таковые разрабатывались).

Примечание - ТЗ на особо сложные СЧ АТ (по перечню, установленному заказчиком) утверждает заказчик.

 

5.3.3.5 Утвержденное ТЗ является обязательным приложением к контракту на ОКР АТ (СЧ).

Примечание - ТЗ на СЧ ОКР, содержащую ПО, должно включать вторую часть - "Программу функционирования", в которой приведены алгоритмы работы и взаимодействия изделия с бортовым оборудованием объекта, логика и математическая обработка входной и выходной информации, формы и состав отображаемой графической информации, состав выходной информации и т.д.

 

5.3.3.6 На основании ТЗ на разработку СЧ образца АТ головной разработчик заключает контракты с разработчиками СЧ.

В ТЗ на разработку ПО должны быть определены состав аппаратуры и документации, поставляемых головным разработчиком для его разработки и интеграции, а также технологические программно-аппаратные средства, обеспечивающие разработку и отладку ПО.

В тех случаях, когда разработчиком ПО выступает сторонняя организация, то в ТЗ на его разработку должны быть определены:

- требования к ПО, ссылка на них или ссылка на исходные данные для разработки требований к ПО (например, требования к системе);

- программно-аппаратная среда, в которую будет интегрироваться разрабатываемое ПО (состав аппаратуры, операционная система, протоколы информационного взаимодействия и другие необходимые сведения);

- уровень(ни) ПО, назначенный(е) на основании оценки безопасности.

5.3.3.7 ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ (СЧ) может включать следующие разделы и подразделы:

- "1 Наименование, шифр и основание для разработки";

- "2 Цель разработки, назначение образца";

- "2.1 Цель разработки";

- "2.2 Задачи, решаемые в ходе выполнения работы";

- "2.3 Наименование образца";

- "2.4 Назначение образца";

- "3 Технические требования к образцу";

- "3.1 Требования по сертификации (квалификации)";

- "3.2 Требования к составу образца";

- "3.3 Требования по назначению";

- "3.3.1 Технические характеристики образца";

- "3.3.1.1 Общие требования к принципу работы (конструкции)";

- "3.3.1.2 Технические характеристики (параметры)";

- "3.3.1.3 Требования по информационным входам и выходам";

- "3.3.1.4 Требования по энергетическим входам и выходам";

- "3.3.1.5 Требования по оценке перспектив повышения технического уровня образца";

- "3.3.2 Технические характеристики составных частей образца";

- "3.4 Требования по радиоэлектронной защите";

- "3.5 Требования по живучести и стойкости к внешним воздействующим факторам";

- "3.6 Требования по ЭТХ";

- "3.6.1 Показатели ЭТХ";

- "3.6.2 Требования к комплексной программе обеспечения ЭТХ";

- "3.6.3 Требования к надежности и отказобезопасности";

- "3.6.4 Требования к контролепригодности";

- "3.6.5 Требования к эксплуатационной технологичности";

- "3.7 Требования эргономики, обитаемости и технической эстетике";

- "3.7.1 Требования к организации изделия АТ";

- "3.7.2 Требования к организации деятельности операторов";

- "3.7.3 Требования к техническим средствам деятельности и человеко-машинному интерфейсу";

- "3.7.4 Требования к психофизическим характеристикам оператора";

- "3.7.5 Требования к системам жизнеобеспечения, средствам спасения и выживания";

- "3.7.6 Требования к рабочему пространству";

- "3.7.7 Требования к системе формирования и поддержания работоспособности операторов";

- "3.7.8 Требования к факторам обитаемости помещений изделий АТ";

- "3.8 Требования по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению";

- "3.8.1 Требования к организации технической эксплуатации";

- "3.8.2 Требования к средствам технического обслуживания";

- "3.8.3 Требования к материально-техническому обеспечению и ППО";

- "3.8.4 Требования к условиям хранения";

- "3.8.5 Требования к транспортабельности";

- "3.9 Требования по обеспечению сохранения коммерческой тайны;

- "3.10 Требования по стандартизации, каталогизации и унификации";

- "3.11 Требования по технологичности изготовления";

- "3.12 Конструктивные требования";

- "3.12.1 Масса и габариты";

- "3.12.2 Установка и монтаж";

- "3.12.3 Требования по взаимодействию";

- "3.12.4 Конструктивные особенности";

- "4 Технико-экономические требования";

- "5 Требования по видам обеспечения";

- "5.1 Требования по метрологическому обеспечению";

- "5.2 Требования по математическому, программному и информационному обеспечению";

- "5.2.1 Методическое обеспечение";

- "5.2.2 Математическое и программное обеспечение";

- "5.2.3 Информационное обеспечение";

- "6 Требования по утилизации";

- "7 Требования к сырью, материалам и комплектующим изделиям";

- "8 Требования к консервации, упаковке и маркировке";

- "9 Требования к учебно-тренировочным средствам";

- "10 Специальные требования";

- "11 Этапы выполнения разработки";

- "12 Порядок выполнения и приемки этапов разработки";

- "12.1 Порядок выполнения этапов разработки";

- "12.2 Требования к приемке этапов разработки";

- "13 Перечень заключений НИИ";

- "Приложения".

5.3.3.8 В процессе выполнения ОКР отдельные пункты ТЗ, кроме устанавливающих основополагающие требования, по совместному решению заказчика (головного разработчика - для ОКР СЧ) и головного разработчика (разработчика - для ОКР СЧ) следует уточнять и/или изменять по результатам рассмотрения отдельных этапов ОКР, что отражается в дополнениях к ТЗ, оформленных в том же порядке, что и основной документ.

5.3.4 Общие требования к процессу проектирования авиационной техники

5.3.4.1 Объем и содержание работ при проектировании образца АТ (СЧ) определяют в договоре (контракте) на проведение ОКР АТ (СЧ), требованиями применимых НТД, требованиями сертификационного (квалификационного) базиса, а также уровнем гарантий качества проектирования.

5.3.4.2 В процессе проектирования образца АТ (СЧ) разрабатывают КД и данные (бумажные и электронные документы, компьютерные модели, базы данных, иные результаты расчетно-конструкторских работ - далее КДД), отражающие реализацию образцом АТ всех функций, установленных требованиями ТЗ и сертификационного (квалификационного) базиса. Процесс проектирования каждой системы образца АТ включает в себя ряд процессов разработки составляющих ее изделий. Процесс разработки каждого изделия содержит ряд ЖЦ разработки как аппаратных частей, так и ПО. На каждом этапе проектирования выполняют повторяющиеся поддерживающие процессы.

Типовая модель процесса проектирования образца АТ и его систем с учетом требований безопасности приведена на рисунке 3.

 

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

 

Рисунок 3 - Типовая модель реализации функций АТ

при проектировании с учетом требований безопасности

 

5.3.4.3 В порядке, определенном воздушным законодательством, организации-разработчики и предприятия - изготовители АТ обязаны создать и обеспечить непрерывное функционирование в своем составе СУБП в соответствии с требованиями воздушного законодательства. В рамках указанных систем определяют иерархию ответственности в организации, в том числе прямую ответственность в отношении безопасности полетов со стороны высшего руководства организации с учетом требований действующих НТД.

5.3.4.4 Процесс проектирования должен обеспечивать достижение безопасности путем гарантии качества проектирования образца АТ.

Головной разработчик образца АТ в рамках ОКР проводит предварительную оценку безопасности образца и предварительную оценку безопасности его систем, по результатам которых назначает уровень гарантий качества проектирования образца АТ и его систем для этапов эскизного, технического проектов, и рабочего проектирования образца АТ. Уровень гарантий качества проектирования назначают, исходя из классификации отказного состояния соответствующей(их) функции(ий) образца АТ и его СЧ.

Примечание - При назначении уровня гарантий качества проектирования и при проведении предварительной оценки безопасности образца АТ и его систем (СЧ) руководствуются указаниями [5] и [6].

 

5.3.4.5 Требования к уровню гарантий качества проектирования устанавливает головной разработчик в ТЗ на разработку СЧ АТ.

5.3.4.6 В соответствии с требованиями пункта 21.6 федеральных авиационных правил [2] головной разработчик АТ обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая координирует деятельность других служб головного разработчика, реализующих требования к летной годности, обеспечению безопасности полетов и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках авиационной техники, осуществляет внутренний контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных законодательством Российской Федерации, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и иную документацию, направляемую в авиарегистр или уполномоченный орган в области гражданской авиации.

5.3.4.7 Для обеспечения и контроля соответствия разрабатываемых на стадии ОКР материалов требованиям ТЗ и сертификационного базиса, оценки технико-экономической эффективности и безопасности создаваемого образца АТ, государственный заказчик организует и проводит рассмотрение КДД и иной документации на всех этапах разработки конкретного образца АТ.

Порядок проведения рассмотрения определяет заказчик. Финансирование этих работ осуществляется по договорам (контрактам), заключаемым заказчиком с НИИ, а также по договорам (контрактам), заключаемым головным разработчиком образца АТ с НИИ.

5.3.5 Разработка эскизного проекта образца авиационной техники

5.3.5.1 ЭП образца АТ разрабатывают на этапе 3 программы создания АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 3 "Готовность предложить" (см. рисунок 1).

5.3.5.2 ЭП разрабатывает головной разработчик образца АТ (разработчик СЧ) с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных, технологических и других) решений образца АТ (СЧ) по утвержденному ТЗ в соответствии с действующими НТД.

5.3.5.3 ЭП должен содержать технические решения, архитектурные решения (компоновку), схемные и эргономические решения, геометрические, летно-технические, энергетические, технические, эксплуатационно-технические, экономические и другие характеристики образца, а также принципиальные (конструктивные, схемные, технологические, программные, организационные) решения по созданию системы ППО и технической поддержки покупателя (эксплуатанта), обеспечивающие выполнение требований по конкурентоспособности и эксплуатационной эффективности образца.

5.3.5.4 Объем экспериментальных (стендовых) отработок на этапе ЭП должен соответствовать требованиям НТД.

5.3.5.5 Головной разработчик на этапе ЭП разрабатывает:

- проект сертификационного базиса;

- проект программы сертификационных работ;

- перечень КИ категории А и категории Б.

Примечание - Требования к формированию, корректировке и утверждению сертификационного базиса образца АТ установлены в пункте 21.17 [2].

 

5.3.5.6 На этапе ЭП необходимо разработать полное электронное описание изделия со степенью детализации, заданной в ТЗ. В случае модификации существующих образцов АТ (СЧ), электронная модель которых ранее не создавалась, допускается выполнение электронной модели в виде плоских геометрических моделей (электронных чертежей). В исключительных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается замена электронных моделей бумажными чертежами, оформленными в соответствии с требованиями ГОСТ 2.051, ГОСТ 2.052, ГОСТ 2.053, ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.103, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.118, ГОСТ 2.119, ГОСТ 2.120 и ГОСТ 3.1102 (далее - стандарты ЕСКД, ЕСТД).

На этом же этапе разрабатывают ЭП бортового ПО.

5.3.5.7 ЭП должен содержать материалы по учебно-тренировочным средствам, обеспечению возможности изготовления образца в промышленных условиях, системам наземного обслуживания, технологическому оборудованию для обеспечения эксплуатации, ремонта и утилизации.

5.3.5.8 Перечень материалов, представляемых заказчику с ЭП на образец АТ, должен соответствовать ТЗ, ведомости исполнения контракта и требованиям действующих НТД.

Одновременно с ЭП представляют:

- акт комиссии по рассмотрению материалов технического предложения (если таковой разрабатывался);

- материалы по кибербезопасности (программа авиационной безопасности данных);

- программу эргономического обеспечения;

- уточненный ЕСП выполнения ОКР (или иной аналогичный плановый документ);

- перечень СЧ образца, подлежащих СИ;

- макеты, демонстраторы, опытные образцы АТ и СЧ, серийные образцы СЧ, представление которых предусмотрено в ТЗ на образец АТ;

- проект перечня методик автономной и комплексной отработки СЧ образца АТ на математических и полунатурных моделях, стендах, моделирующих комплексах и ЛЛ;

- планируемый состав базы для наземной и летной отработки и испытаний образца АТ (СЧ) и, в случае необходимости, предложения по созданию новых элементов базы и/или модификации существующих;

- ЭП комплексной системы измерений и обработки результатов измерений, обеспечения безопасности проведения испытаний;

- состав и характеристики необходимой производственной базы;

- требования к системе технической эксплуатации АТ, концепцию ППО;

- предлагаемую схему цепочек поставки;

- план ресурсного обеспечения программы;

- обоснование экономической эффективности программы создания образца АТ;

- уточненные результаты маркетинговых исследований, в том числе анализ требований рынка к разрабатываемому образцу АТ, обоснование экономической целесообразности его создания, рыночный потенциал разрабатываемого образца;

- предложения по возможности и целесообразности применения образца АТ в интересах других заказчиков, включая федеральные органы исполнительной власти.

В случае инициативной разработки образца АТ объем работ и состав эскизного проекта должны соответствовать действующим НТД и учитывать положения настоящего стандарта.

5.3.5.9 Головной разработчик в процессе эскизного проектирования осуществляет техническое руководство разработкой эскизных проектов СЧ, их рассмотрение и приемку, разработку, оформление и защиту (с привлечением разработчиков СЧ) эскизного проекта в целом.

Разработчики СЧ представляют ЭП СЧ головному разработчику вместе с заключениями НИИ.

В случае, когда головной разработчик сам является разработчиком одной или нескольких СЧ образца, он получает на эти СЧ заключения НИИ.

В случае, если разработчиком СЧ является иностранная компания, головной разработчик определяет необходимость и направляет ЭП этих СЧ в НИИ для получения заключения.

5.3.5.10 При необходимости, по результатам выполнения ЭП, головной разработчик готовит предложения по внесению изменений в ТЗ на выполнение ОКР по созданию образца АТ (СЧ). Эти предложения предоставляют заказчику для рассмотрения и утверждения.

5.3.5.11 ЭП должен быть рассмотрен на НТС (секции НТС) или на техническом совещании специалистов головного разработчика (разработчика СЧ) с участием представителей заказчика, разработчиков СЧ, НИИ и других заинтересованных организаций. Результаты рассмотрения оформляют решением (протоколом).

5.3.5.12 Рассмотрение выполненного ЭП по совместному решению заказчика и головного разработчика организуют по одной из следующих схем:

а) рассылка ЭП на рассмотрение организациям по перечню рассылки.

Перечень заключений профильных организаций на ЭП (ЭП СЧ) составляют на основании ТЗ или совместного решения заказчика и головного разработчика (головного разработчика и разработчика СЧ).

Организации, которым ЭП направлен на рассмотрение, выдают отзыв (заключение) головному разработчику (разработчику СЧ) и заказчику (головному разработчику) в срок не более 30 дней со дня поступления проекта;

б) рассмотрение ЭП без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) комиссией, сформированной заказчиком;

в) рассмотрение ЭП без рассылки его на отзыв у головного разработчика (разработчика СЧ) уполномоченными представителями организаций, оговоренных в ТЗ или организаций, проводящих рассмотрение ЭП, которые определяют на основании совместного решения заказчика и головного разработчика (разработчика СЧ).

5.3.5.13 Головной разработчик (разработчик СЧ) представляет заказчику (головному разработчику) доработанный (при необходимости) ЭП для приемки. Вместе с ЭП представляют решения НТС (технических совещаний специалистов), акт комиссии, если рассмотрение осуществлялось комиссией, заключения головного разработчика на ЭП СЧ, отзывы (заключения, экспертные заключения) организаций, акты доработки ЭП.

ЭП может быть выполнен на инициативной основе. Порядок выполнения ЭП и его составных частей должен соответствовать требованиям настоящего раздела.

5.3.5.14 Для приемки ЭП заказчик создает комиссию, в состав которой включают представителей заказчика, специалистов головного разработчика (разработчиков СЧ) и НИИ.

Комиссия в месячный срок рассматривает материалы ЭП. По результатам работы комиссии оформляют акт.

Разногласия по акту между головным разработчиком и комиссией заказчика разрешают принятием согласованного решения до утверждения акта. Решения по несогласованным вопросам принимает заказчик.

Заказчик по своему усмотрению (в случае необходимости) поручает приемку ЭП своим представителям без создания комиссии.

По результатам приемки ЭП заказчик в месячный срок выдает заключение об утверждении или отклонении ЭП, а головной разработчик - об утверждении или отклонении ЭП СЧ.

5.3.5.15 В случае необходимости доработки ЭП, если заключением предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, а также при отклонении проекта головной разработчик (разработчик СЧ) составляет план-график мероприятий по доработке проекта и дорабатывает его. Доработанный ЭП вместе с заключением о выполненной доработке представляют на повторное рассмотрение.

Порядок рассмотрения доработанного ЭП должен соответствовать порядку рассмотрения первоначального ЭП.

5.3.5.16 Доработку ЭП, если заключением не предусмотрено повторное рассмотрение комиссией, принимает заказчик. Приемку доработки ЭП оформляют заключением на основании акта о доработке.

5.3.5.17 Основанием для закрытия этапа ЭП образца АТ (СЧ) служит акт приемки заказчиком (головным разработчиком) ЭП образца АТ (СЧ).

5.3.6 Разработка технического проекта (макета) образца авиационной техники

5.3.6.1 Технический проект (макет) образца АТ назначения разрабатывают на этапе 4 программы создания АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 4 "Конфигурация утверждена. Начало реализации Программы" (см. рисунок 1).

5.3.6.2 Технический проект разрабатывают на основании материалов ЭП с целью определения окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции образца АТ, о его конфигурации, в том числе составе и характеристиках его бортовых систем, структуре и среде разработки ПО, эксплуатационно-технических характеристиках образца, принципиальных технологических решениях по его производству в промышленных условиях.

Конфигурация АТ, созданная в результате технического проекта, является базовой при выполнении дальнейших работ по созданию образца АТ. Управление конфигурацией - по ГОСТ Р 58054.

5.3.6.3 При разработке технического проекта допускается использовать материалы ЭП, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к техническому проекту, или если в них внесены соответствующие изменения.

5.3.6.4 В начале выполнения технического проекта головной разработчик образца АТ должен сформировать и направить в порядке, установленном воздушным законодательством, заявку на получение сертификата типа образца АТ.

К заявке на получение сертификата типа прилагают документы, указанные в пункте 21.15 федеральных авиационных правил [2].

5.3.6.5 До завершения работ технического проекта в соответствии с требованиями [2] головной разработчик проводит "этап макета".

Цели и порядок проведения "этапа макета" установлены в пункте 21.20A, 21.20B, 21.20C федеральных авиационных правил [2].

5.3.6.6 После завершения работы макетной комиссии и выполнения мероприятий по устранению ее замечаний, заказчик осуществляет приемку результатов технического проекта.

Примечание - Выполнение мероприятий по устранению замечаний макетной комиссии может осуществляться после завершения этапа технического проекта в соответствии со сроками, установленными в протоколе макетной комиссии.

 

5.3.6.7 Перечень материалов, предъявляемых заказчику с техническим проектом на образец АТ, должен соответствовать ТЗ, ведомости исполнения договора (контракта) и требованиям действующих НТД.

Предъявляемые проектно-расчетные и экспериментальные материалы технического проекта и макеты должны позволять провести оценку выполнения на данном этапе создания образца АТ требований ТЗ и применимых НТД, а также проверку условий размещения экипажа, оценку эргономичности и эксплуатационной технологичности, компоновки СЧ (двигателей, оборудования, агрегатов и механизмов, средств контроля), оценку вариантов загрузки пассажиров, багажа, грузов и др.

Вместе с материалами технического проекта заказчику представляют протокол макетной комиссии и результаты мероприятий по устранению замечаний протокола макетной комиссии, выполненные на момент сдачи заказчику технического проекта.

Примечание - На выполнение мероприятий по устранению замечаний макетной комиссии головным разработчиком должен быть оформлен протокол технических совещаний, содержащий мероприятия по устранению выявленных недостатков в соответствии с пунктом 21.20C федеральных авиационных правил [2], согласованный сертификационными центрами и независимой инспекцией у головного разработчика.

 

5.3.6.8 Порядок приемки документации технического проекта аналогичен порядку, установленному для ЭП.

5.3.6.9 Основанием для закрытия этапа технического проектирования образца АТ (СЧ) служит акт приемки заказчиком (головным разработчиком) технического проекта образца АТ (СЧ).

5.3.7 Разработка рабочей конструкторской документации и данных для изготовления опытных образцов авиационной техники

5.3.7.1 Рабочие КДД для изготовления опытных образцов АТ (в том числе для изготовления специального технологического оборудования и оснастки, а также ПО разрабатывают на этапе 5 программы создания образца АТ и завершают прохождением контрольного рубежа 5 "Готовность к изготовлению первого опытного образца" (см. рисунок 1).

Примечание - Корректировку рабочих КДД по результатам постройки опытных образцов, испытаний и сертификационных работ проводят на этапах 6 - 7 программы создания образца АТ и завершают формированием комплекта КДД для серийного производства образца АТ (контрольный рубеж 7 "Сертификация типа образца АТ завершена", см. рисунок 1).

 

5.3.7.2 Рабочие КДД, директивная ТД и бортовое ПО разрабатывает головной разработчик образца (разработчик СЧ) в соответствии с требованиями ТЗ и применимыми НТД, материалами эскизного и технического проектов (макета), а также в соответствии с результатами испытаний демонстрационных образцов, экспериментальных работ на моделях, макетах и полунатурных моделирующих комплексах.

ЭД необходимо разрабатывать в электронном виде, за исключением отдельных случаев, согласованных с заказчиком. Общие требования к ЭД определены в ГОСТ 18675.

Электронное описание изделия должно быть уточнено и проработано со степенью детализации, соответствующей требованиям ТЗ.

5.3.7.3 В случае модификации существующих образцов АТ (СЧ), электронная модель которых ранее не создавалась, допускается выполнение конструкторских документов в виде двумерных (плоских) геометрических моделей (электронных чертежей).

5.3.7.4 В отдельных случаях, по согласованию с заказчиком, допускается выпуск КД в бумажной форме в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

5.3.7.5 Комплект рабочих КДД на образец АТ (СЧ) должен быть передан головному изготовителю в сроки, оговоренные в договоре (контракте). Для сокращения сроков изготовления опытного образца КДД следует передавать по частям, по мере разработки.

Примечания

1 ЭД передают головному изготовителю опытного образца (опытной партии) АТ (СЧ) в оговоренные в договоре (контракте) сроки, но не позднее, чем за месяц до начала испытаний.

2 Состав ЭД, которую предоставляют головному изготовителю опытного образца АТ, должен быть оговорен в договоре (контракте).

3 В случае интеграции информационных систем головного разработчика (разработчика СЧ) и головного изготовителя (изготовителя СЧ) доступ к электронным документам и данным представляют головному изготовителю (изготовителю СЧ) по частям, с оформлением соответствующих актов.

 

5.3.7.6 Основанием для закрытия этапа разработки рабочих КДД служит акт приема-передачи комплекта рабочих КДД, утвержденных головным разработчиком, головным изготовителем и согласованных с независимой инспекцией у головного разработчика и головного изготовителя. При этом головной разработчик образца (разработчик СЧ) направляет заказчику (головному разработчику) уведомление о завершении данного этапа с оформлением его сдачи-приемки в установленном договором (контрактом) порядке.

5.3.7.7 Координацию работ и взаимодействие предприятий между собой на этапе рабочего проектирования осуществляет головной разработчик образца АТ.

5.3.8 Корректировка и утверждение рабочих КДД для организации серийного производства образца авиационной техники

5.3.8.1 Рабочие КДД на образец АТ (СЧ) корректируют:

а) по результатам отработки конструкции образца АТ (СЧ) на технологичность;

б) по результатам постройки опытных образцов АТ (СЧ);

в) по результатам стендовых и наземных испытаний;

г) по результатам предварительных (доводочных) летных испытаний;

д) по результатам сертификационных работ (включая СЗИ и СКИ).

5.3.8.2 Головной разработчик образца АТ (разработчик СЧ) выявляет все конструктивные недостатки и несоответствия, обнаруженные в процессе проведения работ, указанных в перечислениях а) - г) 5.3.8.1, обеспечивает их устранение и вносит изменения (корректировки) в КДД.

Примечание - Сроки корректировки определяют степенью влияния выявленного несоответствия на ТХ образца АТ и его летную годность.

 

Выполнение плана корректировки КДД контролирует независимая инспекция.

5.3.8.3 Откорректированные КДД по мере выпуска по установленной процедуре передают в производство для соответствующей корректировки ТД и доработки опытного образца АТ (СЧ).

Корректировку ТД и доработку опытного образца АТ (СЧ) контролирует независимая инспекция у изготовителя.

5.3.8.4 В процессе проведения СЗИ и СКИ головной разработчик образца АТ должен обеспечить оперативное устранение обнаруженных несоответствий, в том числе несоответствий, требующих внесения изменений (корректировки) в КДД.

Примечание - Головной разработчик образца АТ должен выполнить согласованную с независимой инспекцией у головного разработчика процедуру, которая должна включать порядок регистрации таких несоответствий и формирования перечня КДД, требующих устранения несоответствий.

 

5.3.8.5 После завершения СИ на предприятии в уведомлении к уполномоченному органу указывают, что КДД образца АТ откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию образца АТ и пригодна для его серийного производства.

5.3.8.6 После того, как независимая инспекция присваивает комплекту рабочих КДД на образец АТ литеру "О1" в порядке, определенном воздушным законодательством, осуществляется выдача сертификата типа образцу АТ [2].

5.3.8.7 Литированный комплект КДД по установленной процедуре должен быть передан головному изготовителю образца АТ (СЧ) для внесения соответствующих корректировок в рабочую ТД. Процесс внесения изменений контролирует независимая инспекция на предприятии - головном изготовителе образца АТ (СЧ). После завершения корректировки комплекту рабочей ТД присваивают литеру "О1".

5.3.8.8 Выпуск серийных экземпляров сертифицированного образца АТ возможен только после получения головным изготовителем образца АТ сертификата одобрения производственной организации согласно [2].

Примечание - Головной изготовитель образца АТ может выпустить ограниченное количество серийных экземпляров АТ на основании сертификата типа после получения разрешения на производство, процедура выдачи которого установлена в разделе F федеральных авиационных правил [2].

TOC