БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58849-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

5 Стадии создания авиационной техники

 

5.1 Общие положения

 

5.1.1 Создание АТ осуществляется в рамках программ создания АТ на указанных в 4.1.1 стадиях ЖЦ.

5.1.2 Стадия 0. Исследования в обеспечение создания образца АТ

Стадия завершается контрольным рубежом 1 "Бизнес-возможность подтверждена. Запуск Программы". На стадии 0:

- проводят маркетинговые исследования с целью обоснования существования "рыночного окна" и формирования требований рынка к характеристикам нового изделия АТ;

- формируют концепцию нового изделия АТ;

- определяют потенциальные технические и технологические возможности реализации концепции нового изделия АТ;

- обосновывают и принимают решения о необходимости проведения дополнительных, требующих инвестиций, исследований в обеспечение реализации концепции нового изделия АТ;

- формируют ТЗ и развертывают комплекс прикладных НИР по доведению технологий до уровня готовности, обеспечивающего снятие рисков при их использовании в создании конкретного образца АТ, его СЧ и средств, обеспечивающих их функционирование (УГТ 6);

- разрабатывают ТЗ на выполнение технического предложения.

5.1.3 Стадия 1. Проектирование образца АТ

Стадия завершается контрольным рубежом 7 "Сертификация типа образца АТ завершена". На стадии 1:

- разрабатывают техническое предложение, КДД присваивают литеру "П";

- разрабатывают, согласовывают и утверждают в установленном порядке ТЗ на выполнение ОКР <1>;

- разрабатывают ЭП, КДД присваивают литеру "Э";

- разрабатывают технический проект (макет), КДД присваивают литеру "Т";

- разрабатывают РКД;

- осуществляют передачу комплекта РКД головному изготовителю;

- корректируют РКД по результатам постройки опытного образца (опытной партии) АТ;

- корректируют РКД по результатам доводочных испытаний, РКД присваивают литеру "О".

--------------------------------

<1> ТЗ на выполнение ОКР разрабатывают на этапе 2 программы, при разработке технического предложения и уточняют в установленном порядке по результатам выполнения эскизного и технического проекта.

 

При разработке АТ по государственному или муниципальному заказу переход к ОКР осуществляют при условии наличия заключения НИИ о достаточности НТЗ для разработки образца с заданными характеристиками при приемлемом уровне риска и возможности начала ОКР. В остальных случаях требования о наличии НТЗ и оценке его достаточности устанавливает заказчик.

5.1.4 Стадия 2. Подготовка и освоение производства образца АТ

Стадия 2 завершается контрольным рубежом 8 "Постановка на производство завершена". На стадии 2:

- разрабатывают комплект РТД для изготовления опытного образца (опытной партии) АТ;

- изготавливают опытный образец (опытную партию) АТ;

- корректируют комплект РТД по результатам постройки опытного образца (опытной партии) АТ (СЧ);

- корректируют комплект РТД и осуществляют доработку опытного образца (опытной партии) АТ (СЧ) по результатам доводочных испытаний.

5.1.5 Стадия 3. Испытания и сертификация образца АТ

Стадия 3 завершается контрольным рубежом 7 "Сертификация типа образца АТ завершена". На стадии 3:

- осуществляют первый полет опытного образца ВС;

- проводят все предусмотренные виды испытаний опытного образца АТ, его СЧ, систем и компонентов, не требующие летной оценки (включая сертификационные и квалификационные испытания);

- проводят все предусмотренные виды испытаний опытного образца АТ, его СЧ, систем и компонентов, требующие летной оценки (СЗИ и СКИ);

- после завершения сертификационных работ и присвоения комплекту РКД литеры "О1", корректируют и утверждают в установленном порядке комплект РТД для серийного производства образца АТ с присвоением комплекту РТД литеры "О1".

5.1.6 Стадия 6. Модификация образца АТ

Стадия не является обязательной стадией ЖЦ. Решение о проведении модификации образца АТ принимают на основании маркетинговых исследований (в целях расширения "рыночного окна"), анализа данных, в том числе полученных на стадии "Эксплуатация", вновь возникающих требований покупателей (эксплуатантов) АТ и др.

В случае необходимости значительных изменений конструкции, связанных с модификацией изделия программы, может быть принято решение о повторном проведении ОКР, начиная с этапа 3 программы.

5.1.7 Перечень работ, проводимых на различных стадиях создания образца АТ, должен задаваться в ТЗ на ОКР и в ведомости исполнения договора (контракта). В зависимости от сложности и состояния отработки образца АТ эти документы пропускают или совмещают отдельные стадии ЖЦ или этапы разработки.

5.1.8 При совмещении этапов разработки или их пропуске требования по обеспечению норм летной годности ВС, безопасности полетов и безопасности летных испытаний, обеспечению охраны окружающей среды, устанавливаемые в НТД и в законодательном порядке, должны быть выполнены в полном объеме на последующих этапах. Выполнение каждого из принятых этапов работ должно подтверждаться актом сдачи-приемки, который должен быть подписан со стороны заказчика и исполнителя работ.

Примечание - До прохождения контрольных рубежей программы 2 и 4 (см. рисунок 1) переход к работам более поздних этапов не допускается, если иное не согласовано с заказчиком.

 

5.1.9 Порядок проведения и основное содержание работ по инициативной разработке образцов АТ необходимо формировать с учетом положений настоящего стандарта и в соответствии с требованиями действующих НТД.

5.1.10 В процессе проведения ОКР по созданию образца АТ должны быть предусмотрены мероприятия по управлению номенклатурой морально устаревающих изделий с учетом требований ГОСТ Р 56129, утилизация серийных образцов после снятия их с эксплуатации и опытных образцов, которые невозможно использовать, с учетом обеспечения охраны окружающей среды и безопасности для жизни и здоровья людей.

Примечания

1 Под морально устаревающими изделиями понимаются те, для которых есть риск прекращения их производства (замены на другие типы изделий) и утраты надежных поставщиков запасных частей, что существенно удорожит или поставит под угрозу поддержание летной годности АТ.

2 Анализ перспектив морального устаревания изделий АТ и планирование связанных с этим мероприятий следует проводить до завершения этапа 1 программы (см. рисунок 1).

 

5.1.11 В процессе разработки ЭП (этап 3 программы, см. рисунок 1) обосновывают предложения по дальнейшему наращиванию технических характеристик образца АТ, снижению стоимости его производства и эксплуатации, в том числе путем совершенствования в процессе серийного производства или эксплуатации, обосновывают варианты создания модификаций на базе разрабатываемого образца.

5.1.12 Для особо сложных образцов АТ в ТЗ на их создание предусматривают поэтапное наращивание их ТХ и ЭТХ до заданных требований в процессе ЖЦ образца АТ. В этом случае контрольные сроки и уровень достижения требуемых характеристик образцов АТ на каждом этапе должны быть отражены в ТЗ.

5.1.13 Образцы АТ (СЧ) следует разрабатывать с использованием отечественных СЧ, комплектующих изделий, элементной базы и материалов. При отсутствии в Российской Федерации необходимых СЧ и комплектующих по согласованию с заказчиком на разрабатываемых образцах АТ (СЧ) следует устанавливать зарубежные СЧ (в том числе специальное ПО), а также использовать зарубежные элементную базу и материалы, разрешенные к применению в установленном порядке. В этом случае головной разработчик АТ применяет КИ с необходимыми техническими параметрами и уровнем гарантий качества, подтвержденными соответствующими документами (если запрет на их использование не наложен в ТЗ). При этом разработчик учитывает риски, связанные с использованием зарубежных КИ, страны их происхождения и схемы поставки.

5.1.14 Организации, принимающие участие в создании АТ и/или привлекаемые для выполнения отдельных этапов разработки, производства, испытаний, ТО или ремонта АТ, должны иметь сертификаты и лицензии, предусмотренные действующим законодательством.

5.1.15 При создании АТ вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и иных связанных с ней прав регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

TOC