БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

7 Требования к основным геометрическим элементам

 

7.1 Поперечный профиль

 

7.1.1 Тип поперечного профиля следует принимать с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги, состава транспортного потока, интенсивности движения транспортных средств и рельефа прилегающих территорий.

7.1.2 Размеры основных элементов поперечного профиля в зависимости от категории автомобильной дороги представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Размеры элементов типового поперечного профиля

автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

 

Наименование элемента дороги

Назначение и категория дороги с НИД

Распределительные

Подъезды

IVА-р

IVБ-р

IVА-п, VБ-п

VБ <**>

Общее число полос движения, шт.

2

2

2

1

1

1

Ширина полосы движения, м

3,00

2,75

------

3,00

3,00

4,50

4,50

4,50

(6,00 <***>)

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,50

0,50

------

0,25

0,25

-

-

-

Ширина укрепленной части обочины, м

1,00

0,75

0,75

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений, м

0,50

0,50

0,50

-

-

-

Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями

В соответствии с ГОСТ 32959

Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м

2,00

1,75

-----

1,50

2,00

1,50

1,50

(1,00 <*>)

1,00

Ширина земляного полотна, м

10,00

9,00

9,00

7,50

7,50

(6,50 <*>)

6,50

(8,00 <***>)

<*> Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых.

<**> Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям.

<***> При расчетном автомобиле - зерноуборочной машине T.

 

Примечания

1 В ширину обочины входят: ширина краевой полосы и укрепленной части обочины, ширина полосы для установки ограждения, ширина грунтовой части.

2 Краевая полоса обочины должна устраиваться по типу дорожной одежды проезжей части.

3 Для дорог IVБ-р: над чертой - ширина при расчетном легковом автомобиле M1, под чертой - при расчетном грузовом автомобиле N3.

4 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,0 м без учета ограждений.

 

7.1.3 Проезжая часть должна иметь двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами более 400 м.

На участках автомобильных дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р и IVБ-п при радиусах кривых в плане от 1000 до 400 м при отсутствии виражей следует предусматривать ограничение скорости движения до 60 км/ч.

На участках автомобильных дорог с радиусами менее 125 м с устройством виража необходимо ограничивать скорость движения автомобилей в соответствии с таблицей 7.

На однополосных автомобильных дорогах категории VА и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускается устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.

7.1.4 Поперечные уклоны при двускатном поперечном профиле на автомобильных дорогах следует назначать по таблицам 5 и 6.

 

Таблица 5

 

Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос

 

Вид покрытия

Поперечный уклон, ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

Бетонные монолитные и колейные, железобетонные сборные, асфальтобетонные

15 - 20

Покрытие из щебня, гравия и песка, укрепленных (обработанных) вяжущими

20 - 25

Покрытие из гравия и щебня

25 - 30

Покрытие из укрепленных местных грунтов

30 - 40

Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам.

 

Таблица 6

 

Поперечные уклоны обочин

 

Вид укрепления обочины

Поперечный уклон, ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

Укрепление гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами

40 - 60

Дернование или засев трав

50 - 60

Примечание - В районах с небольшим периодом снегового покрова не более 3 мес и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, допускают уклон до ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет.

 

7.1.5 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД за пределами населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений приведены на рисунке 1.

 

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

 

а) Типовой поперечный профиль автомобильной дороги

категории IVА-р, IVА-п и IVБ-п

 

Рисунок 1, лист 1

 

 

 

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

 

б) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

категорий IVБ-р

 

 

 

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

 

в) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог категорий

VА и VБ (кроме подъездов к промышленным предприятиям

и месторождениям полезных ископаемых)

 

 

 

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

 

г) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

категории VБ (подъезды к промышленным предприятиям

и месторождениям полезных ископаемых, кроме подъездов

к сельскохозяйственным угодьям)

 

 

 

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

 

д) Типовой поперечный профиль автомобильных дорог

категории VБ для подъездов к сельскохозяйственным угодьям

 

ПЧ - проезжая часть; КП - краевая полоса у обочины;

ОБ - обочина; УО - укрепленная часть обочины;

ГО - ширина грунтовой части обочины

 

Рисунок 1, лист 2

 

7.1.6 Поперечные уклоны проезжей части на виражах на автомобильных дорогах должны быть равны ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет. Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой.

Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать для дорог:

- ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет - в равнинной местности;

- ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет - в горной местности.

Минимальный дополнительный продольный уклон в любой точке поверхности проезжей части на участке отгона виража должен быть не менее ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет.

На вираже поперечный уклон обочин и уклон проезжей части следует принимать одинаковым. Допускается на верховой стороне виража в поперечном профиле устраивать обратный уклон обочины.

Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить на протяжении 10 м до начала отгона виража.

7.1.7 На радиусах кривых в плане 400 м и менее следует предусматривать уширения проезжей части с внутренней стороны за счет обочин при соблюдении условия, что ширина обочины должна быть не менее 1,0 м для всех категорий дорог. Величина уширения должна быть определена расчетом с учетом принятого на проектируемом участке расчетного автомобиля. Применение кривых с уширением проезжей части более 2 м должно быть обосновано сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.

7.1.8 На автомобильных дорогах V категории рекомендуется устраивать серповидный поперечный профиль для покрытий переходного и низшего типов (см. в - д рисунок 1).

Серповидный профиль покрытия устраивается по всей ширине земляного полотна, наибольшая толщина должна быть по оси дороги, а на бровке - наименьшая, назначенная исходя из технологии устройства слоя, но не менее значений, приведенных в 11.3.7.

TOC