ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
14 Мероприятия по охране окружающей среды
14.1 При проектировании и строительстве автомобильных дорог необходимо учитывать выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с положениями [4].
14.2 При выборе вариантов трассы, конструкции, организации и технологии строительства автомобильной дороги следует учитывать сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду.
14.3 При проведении работ по проектированию автомобильных дорог и искусственных сооружений следует обеспечивать:
- сохранение или улучшение существующего ландшафта, защиту почв, растительности и животного мира;
- рекультивацию земель, временно используемых для размещения применяемых при строительстве оборудования, материалов, подъездных путей, территории карьеров и других зон деятельности;
- создание благоприятных условий для дальнейшего использования земель, временно изымаемых под строительство;
- во время строительства чистоту от бытового мусора и других загрязнений в придорожной полосе.
14.4 При проектировании автомобильной дороги на землях сельскохозяйственного назначения, а также лесного и водного фондов должно проводиться обоснование размещения автомобильной дороги и ее инфраструктуры с учетом положений кодексов [5] и [6]. При наличии в зоне строительства особо охраняемых природных территорий, памятников истории или культуры (старинных построек, захоронений, объектов особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особых геологических форм, водных источников, ценных экземпляров деревьев и т.п.) следует принимать меры по сохранению, а по возможности, и улучшению их состояния. Все работы по проектированию и строительству на таких территориях следует проводить с учетом положений [7], [8].
14.5 Проектируемые мосты не должны приводить к резкому изменению режимов рек и должны рассчитываться с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам рек. При проектировании мостовых переходов через водные объекты следует исключить попадание загрязненного стока с полотна автомобильных дорог в пересекаемые водные объекты.
14.6 Трассирование автомобильных дорог следует выполнять с учетом требований, приведенных в 7.2.1.
14.7 С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для укрепительных работ при строительстве дороги, а также для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.
14.8 На землях, занимаемых под временные сооружения или объездные участки дорог, после выполнения всех работ следует выполнять рекультивацию и полное восстановление.
14.9 При проектировании земляного полотна следует не допускать резкого изменения режимов грунтовых вод и стока поверхностных вод, ведущих к опасности подтопления и заболачивания примыкающих к дороге земель.
14.10 Если грунт не может быть использован для отсыпки насыпей, то его следует использовать для засыпки оврагов (с одновременным их закреплением), эрозионных промоин, карьеров и свалок с последующим уплотнением и планировкой поверхности.
14.11 При проложении дорог через населенные пункты следует предусматривать покрытия проезжей части и типы укрепления обочин, исключающие пылеобразование.
14.12 При проектировании автомобильных дорог и водопропускных сооружений на многолетнемерзлых грунтах следует предусматривать мероприятия по сохранению установившегося водно-теплового режима грунтов, торфо-мохового покрова и растительности.
14.13 При пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных следует предусматривать соответствующие мероприятия по обустройству дороги (установку дорожных знаков и ограничивающих ограждений).