ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
12 Искусственные сооружения
12.1 Основными искусственными сооружениями на автодорогах с НИД являются мостовые сооружения и водопропускные трубы.
12.2 Классификацию и основные требования к проектированию мостовых сооружений следует применять в соответствии с ГОСТ 33178 и ГОСТ 33384 в части, не противоречащей настоящему стандарту.
12.3 На автомобильных дорогах с НИД всех категорий при расчетном сроке службы более 15 лет следует проектировать искусственные дорожные сооружения исключительно таким образом, чтобы они обладали достаточной долговечностью согласно приложению В ГОСТ 33178-2014 для мостовых сооружений и приложению 6 СП 35.13330.2011 для водопропускных труб.
12.4 На автомобильных дорогах с НИД категорий IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п, VА и VБ при расчетном сроке службы не более 15 лет (указанном в задании на проектирование) и при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается проектировать деревянные мосты, в том числе из клееной древесины (деревянные и железобетонные опоры, деревянные и деревобетонные пролетные строения, в том числе из клееной древесины).
12.5 При пересечении водотоков на автомобильных дорогах всех категорий с НИД при расчетном сроке службы не более 15 лет и при соответствующем технико-экономическом обосновании возможно устройство паромных переправ и наплавных мостов, а в зимний период - ледовых переправ.
12.6 Вероятность превышения максимальных расходов паводков для малых мостов и труб дорог с НИД принимается 3%. В районах с развитой сетью автомобильных дорог для автодорожных малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 5% вместо 3%, а для труб на дорогах V категории - 10%.
12.7 При проектировании водопропускных труб следует руководствоваться ГОСТ 32871 в части, не противоречащей настоящему стандарту.
12.8 Отверстия железобетонных труб, рассчитанные для пропуска водного потока расчетных расходов, следует увязывать с длиной трубы и принимать не менее:
- 1,25 м при длине трубы более 30 м;
- 1,00 м при длине трубы до 30 м;
- 0,75 м при длине трубы до 15 м;
- 0,50 м на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока (уклон и более) и ограничениях на входе, а также на автомобильных дорогах категорий VА и VБ при длине трубы 10 м и менее.
Размер отверстия металлических гофрированных труб следует назначать в соответствии с 5.3.2 и 5.3.3 ГОСТ 32871-2014.
12.9 В обоснованных случаях на автомобильных дорогах с НИД допускается применение труб отверстием 0,5 м при длине трубы не более 15 м, устройство в пределах трубы быстротока (уклон и более) и ограждения на входе.
12.10 Для водопропускных труб следует, как правило, предусматривать безнапорный режим работы. Трубы в полунапорном и напорном режимах следует устраивать с коническим входным звеном и применять в стесненных условиях при технико-экономическом обосновании. Использовать трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.
12.11 Расчетные нагрузки на искусственные сооружения и габариты мостовых сооружений указаны в 6.6, 6.8 - 6.14.
12.12 Габариты подмостовых пролетов на внутренних водных путях следует принимать в соответствии с ГОСТ 26775.
12.13 Расчеты несущих конструкций и оснований мостов и труб следует выполнять в соответствии с ГОСТ 33384 и СП 35.13330.
12.14 При выполнении расчетов, за исключением внеклассных мостов, величину коэффициента надежности по ответственности следует принимать равной 0,9.
12.15 Определение строительного подъема пролетных строений следует производить без учета упругого прогиба от подвижной временной вертикальной нагрузки.
12.16 Земляное полотно на протяжении 10 м от задней грани устоев у мостовых сооружений должно иметь ширину не менее расстояния между перилами плюс 0,5 м с каждой стороны. Переход от увеличенной ширины к нормальной следует делать плавным и осуществлять на длине от 15 до 25 м.
12.17 Отвод воды с проезжей части мостовых сооружений выполняют в соответствии с 5.76 - 5.79 СП 35.13330.2011.