ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
11.3 Расчет дорожных одежд
11.3.1 Дорожные одежды капитального и облегченного типов рассчитывают в соответствии с ГОСТ 33100 по следующим критериям: упругому прогибу, сопротивлению сдвигу в грунте и слабосвязных слоях одежды, растяжению при изгибе монолитных слоев покрытия, на морозоустойчивость и осушение. Конструкции дорожной одежды на проезжей части и на краевой полосе обочины должны быть одинаковыми.
11.3.2 Основные расчетные характеристики конструкций дорожных одежд капитального и облегченного типа, работающих в стадии упругих деформаций, следует принимать по таблице 26.
Таблица 26
Расчетные характеристики дорожных одежд нежесткого типа
Категория дороги | Тип дорожных одежд | Минимальный требуемый модуль упругости | Коэффициент надежности | Требуемый коэффициент | |
прочности | прочности по критерию сдвигоустойчивости и растяжения при изгибе | ||||
IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п | Капитальный | 200 | 0,80 - 0,90 | 1,02 - 1,10 | 0,87 - 0,94 |
Облегченный | 150 | 0,80 - 0,85 | 1,02 - 1,06 | 0,87 - 0,90 | |
VА | Облегченный | 100 | 0,77 - 0,82 | 0,98 - 1,02 | 0,80 - 0,87 |
В зависимости от функциональной классификации автомобильных дорог, прогнозируемых интенсивности и состава движения в задании на проектирование следует назначать требуемый коэффициент надежности.
Дорожные одежды переходного и низшего типа необходимо проектировать с учетом остаточных деформаций.
11.3.3 Дорожные одежды переходного типа следует рассчитывать по модулю деформации с проверкой на эксплуатационную надежность (колееобразование и износ), морозоустойчивость и осушение.
Толщину отдельных конструктивных слоев дорожной одежды следует рассчитывать с соблюдением следующего условия между общим и требуемым модулями деформации дорожной конструкции:
Eд.общ >= Eд.тр·Kпр, (1)
где Eд.общ - общий модуль деформации, МПа;
Eд.тр - требуемый модуль деформации, МПа;
Kпр - требуемый коэффициент прочности дорожной одежды, зависящий от категории автомобильной дороги и заданной надежности, указанной в задании на проектирование.
11.3.4 Требуемый модуль деформации одежды следует определять расчетом в зависимости от допустимого вертикального перемещения покрытия, для того чтобы накапливаемая под действием повторных нагрузок деформация одежды не достигала критической величины, при которой покрытие разрушается либо образуются недопустимые по условиям движения по дороге неровности.
11.3.5 Модуль деформации на поверхности грунтов рабочего слоя земляного полотна в расчетный период при максимальной влажности грунтов (весна, осень) должен быть не менее нижеприведенных значений: I - II дорожно-климатические зоны - 15 МПа; III дорожно-климатическая зона - 14 МПа; IV и V дорожно-климатические зоны - 13 МПа. Повышение модуля деформации следует достигать заменой грунтов, осушением грунта земляного полотна, укреплением вяжущими, стабилизацией свойств и армированием грунтов.
11.3.6 На поверхности верхнего слоя покрытия для продления срока его службы и восстановления транспортно-эксплуатационных качеств устраивают защитные слои (поверхностные обработки, пропитки) или слои износа, периодически восстанавливаемые. Защитный слой в расчетах не учитывают. Верхний слой износа (при отсутствии защитного слоя), определенный расчетом по прочности, должен быть увеличен на величину допускаемой неровности поверхности покрытия по ГОСТ 33220.
11.3.7 Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 27.
Таблица 27
Минимальная толщина конструктивных слоев дорожной одежды
Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды | Толщина слоя, см |
Асфальтобетон для верхнего слоя покрытия из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя не более 11,2 мм | 3 |
Асфальтобетон из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя более 11,2 мм | Не менее 2,5-кратного номинального максимального размера зерен минерального материала |
Асфальтобетонный гранулят, органоминеральные смеси | 8 |
Щебеночные (гравийные) материалы, укрепленные (обработанные) органическим вяжущим | 8 |
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки | 8 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим: |
|
- на песчаном основании; | 15 |
- прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) | 8 |
Каменные материалы и грунты, укрепленные (обработанные) органическими или неорганическими вяжущими | 10 |
Металлургические шлаки | 12 |
Грунт, укрепленный или улучшенный добавками | 15 |
Песок | 20 |
Примечания 1 Размер наиболее крупной фракции минерального материала для капитальных и облегченных типов дорожных одежд должен быть не менее чем в два раза, а для переходных и низших типов - не менее чем в полтора раза менее толщины конструктивного слоя. 2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусмотреть прослойки не менее 10 см из песка, высевок или устроить прослойки из геосинтетических материалов по ГОСТ Р 56419. |
11.3.8 Толщину бетонных покрытий следует назначать по расчету с учетом материалов основания, но не менее 14 см.
Конструктивные элементы дорожных одежд жесткого типа (толщина, расстояния между швами и др.) следует назначать на основании расчетов в соответствии с ГОСТ 33100:
- по прочности и трещиностойкости покрытия и конструктивных слоев, способных сопротивляться растяжению при изгибе;
- по прочности дорожной одежды в целом;
- по продольной устойчивости покрытия;
- на морозоустойчивость и осушение.
Колейные покрытия допускается применять при среднегодовой суточной интенсивности менее 150 ед./сут. Ширина колесопровода должна быть не менее 1 м, расстояние между колесопроводами - не более 0,9 м.
Дорожные одежды со сборными покрытиями следует устраивать на распределительных дорогах в северных и труднодоступных районах, а также на подъездах в I и II дорожно-климатических зонах.
Дорожные железобетонные плиты следует применять на дорогах в соответствии с ГОСТ 33148.