БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

11 Дорожная одежда

 

11.1 Конструирование дорожных одежд

 

11.1.1 Дорожная одежда должна быть запроектирована на принятую расчетную нагрузку исходя из перспективной интенсивности движения и состава транспортного потока на момент завершения ее межремонтного срока службы.

11.1.2 Выбор конструкции дорожной одежды и вида покрытия должен быть обоснован технико-экономическим сравнением вариантов.

11.1.3 При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов наряду с положениями настоящего стандарта следует учитывать данные научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов и грунтов, уточнения расчетных значений характеристик и т.д.) на рассматриваемых территориях.

11.1.4 Конструирование дорожной одежды следует проводить в следующей последовательности:

- выбор вида покрытия и защитного слоя (или слоя износа) (при необходимости);

- назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

- предварительная оценка необходимости назначения дополнительных мер по морозоустойчивости с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения;

- назначение мероприятий по осушению конструкции дорожной одежды;

- оценка целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна насыпи (основания земляного полотна выемки);

- отбор конкурентоспособных вариантов.

11.1.5 Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует обосновывать назначением и категорией проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава транспортного потока, нормативной нагрузки, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами при соблюдении требований 11.2.1.

11.1.6 На дорогах с НИД следует устраивать дорожную одежду с покрытиями следующих видов (см. таблицу 22):

- усовершенствованные (капитальные и облегченные);

- переходные;

- низшие.

 

Таблица 22

 

Типы дорожных одежд

 

Категория дорог с НИД

Среднегодовая, суточная интенсивность, авт./сут

Тип дорожной одежды <*>

Материал покрытия

Распределительные

IVА-р

100 - 400

Капитальный, облегченный

Асфальтобетон, органоминеральные смеси

IVБ-р

< 100

Облегченный

Асфальтобетон, органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими

Подъезды

IVА-п

100 - 400

Капитальный

Асфальтобетон, монолитный бетон и колейное бетонное покрытие, железобетон или сборный армобетон <**>

IVА-п

100 - 400

Облегченный

Асфальтобетон, органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими

IVБ-п

100 - 400

Облегченный

Асфальтобетон, органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими

Переходный

Щебеночные, гравийные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, грунты и местные малопрочные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими

50 - 99

Облегченный

Органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими

Переходный

Щебеночные, гравийные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, грунты и местные малопрочные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими, булыжный и колотый камень (мостовые)

< 50

Переходный

Щебеночные, гравийные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, грунты и местные малопрочные материалы, укрепленные (обработанные) вяжущими, булыжный и колотый камень (мостовые)

< 50

Низший

Песчано-гравийные смеси, малопрочные каменные материалы и шлаки, грунты, улучшенные добавками, техногенные грунты, отходы и побочные продукты промышленности

<*> На распределительных дорогах большой протяженности (более 100 км) тип дорожной одежды следует назначать наибольшей капитальности с учетом технико-экономического сравнения вариантов.

<**> Устройство бетонных монолитных и сборных железобетонных или армобетонных покрытий ограничено подъездами к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых при соответствующем технико-экономическом обосновании.

 

11.1.7 Нагрузки для расчета дорожных одежд следует принимать в соответствии с 6.7.

11.1.8 Дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрытием проектируют с таким расчетом, чтобы за межремонтный срок не возникло недопустимых разрушений и остаточных деформаций, превышающих предельные значения, а воздействие природных факторов не привело к недопустимым изменениям в их структуре.

11.1.9 Дорожную одежду переходных и низших типов автомобильных дорог с НИД следует проектировать исходя из обеспечения круглогодичного проезда автомобилей. В периоды распутиц допускается ограничение движения тяжелых транспортных средств категорий N2 (при нагрузке на ось более 5 т) и N3 по ГОСТ Р 52051.

11.1.10 При среднегодовой суточной интенсивности движения от 200 до 400 авт./сут для переходного типа необходимо обязательное устройство защитного слоя - поверхностной обработки или пропитки верхнего слоя.

11.1.11 При интенсивности движения более 100 авт./сут следует предусматривать укрепление (обработку) малопрочных материалов и грунтов комплексными, органическими и минеральными вяжущими.

11.1.12 Конструкции дорожных одежд низшего типа допускается назначать по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта и имеющихся местных материалов без расчетов.

11.1.13 Расположение неукрепленных зернистых материалов между слоями из материалов или грунтов, обработанных вяжущими, не допускается.

11.1.14 Конструктивные слои из укрепленных грунтов следует применять преимущественно в основаниях и покрытиях дорожных одежд переходного типа.

11.1.15 В первую очередь следует использовать местные грунты, которые непосредственно располагаются на участке строительства автомобильной дороги. При этом укрепление грунтов целесообразно проводить непосредственно на дороге.

11.1.16 При проектировании конструктивных слоев оснований и покрытий дорожных одежд из укрепленных грунтов не требуется предусматривать деформационные швы.

TOC