ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
8 Требования к автомобильным дорогам, проходящим по населенным пунктам
8.1 Распределительные дороги и подъезды, проходящие через населенные пункты, следует устраивать с твердым покрытием, исключающим возможность пылеобразования.
8.2 Соответствие улиц и автомобильных дорог в населенных пунктах категориям автомобильных дорог с НИД, проходящим вне их пределов, представлено в таблице 16.
Таблица 16
Соответствие улиц и автомобильных дорог в населенных пунктах
категориям автомобильных дорог, проходящим за их пределами
Категория улицы или дороги в населенном пункте и ее основное назначение | Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут | Соответствующая категория автомобильной дороги за пределами населенного пункта | Расчетная скорость движения, км/ч |
Основная улица сельского поселения: проходит по всей территории сельского населенного пункта, осуществляет основные транспортные и пешеходные связи, выходит на внешние дороги | < 400 | IVА-р IVБ-р | 60 |
Местная улица: обеспечивает связь жилой застройки с основными улицами | < 400 | IVБ-п | 40 |
Местная дорога: обеспечивает связи жилых и производственных территорий, обслуживает производственные территории | < 400 | IVБ-п | 30 |
Проезд: обеспечивает непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки | < 100 | VА | 30 |
< 50 | VБ |
8.3 Основные параметры автомобильных дорог с НИД при переходе в улицы и дороги в населенных пунктах приведены в таблице 17.
Таблица 17
Параметры улиц и дорог в населенных пунктах
Категория улицы или дороги в населенном пункте | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых в плане без виража <*>, м | Наибольший продольный уклон, | Наименьший радиус вертикальной кривой, м | Ширина тротуара, м | |
Выпуклой | Вогнутой | ||||||
Основные улицы сельского поселения | 3,50 | 2 | 220 | 70 | 1700 | 600 | 1,50 - 2,25 |
Местные улицы | 3,00 | 2 | 80 | 80 | 600 | 250 | 1,50 |
Местные дороги | 2,75 | 2 | 40 | 80 | 600 | 200 | 1,00 <**> |
Проезды | 4,50 | 1 | 40 | 80 | 600 | 200 | - |
<*> На автомобильных дорогах с НИД, проходящих по населенным пунктам, виражи не устраивают. <**> Допускается устраивать с одной стороны. |
8.4 Для обеспечения водоотвода и безопасности движения при соответствующем обосновании следует применять устройство бортового камня и укрепительной полосы безопасности шириной 0,5 м по типу покрытия проезжей части.
8.5 Стандартную ширину тротуаров следует принимать 1,5 м, минимальную ширину - 1,0 м. Тротуар рекомендуется отделять от проезжей части газоном шириной от 1,75 до 3,00 м, в стесненных условиях - разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности движения (устройство бортовых камней, установка ограждений). При наличии маломобильных групп населения параметры тротуаров следует назначать в соответствии с 4.1 СП 59.13330.2012.
8.6 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД в населенных пунктах приведены на рисунке 3.
а) Типовой поперечный профиль двухполосных улиц
и автомобильных дорог
б) Типовой поперечный профиль проездов
Рисунок 3
8.7 Поперечные уклоны элементов поперечного профиля следует принимать:
- для проезжей части: минимальный - , максимальный -
;
- тротуара: минимальный - , максимальный -
;
- велодорожек: минимальный - , максимальный -
.
Для переходных и низших типов покрытий поперечные уклоны проезжей части следует назначать в соответствии с данными таблицы 5. Минимальные значения поперечных уклонов для тротуаров и велодорожек принимают в исключительных случаях.
8.8 Проезжие части улиц и дорог с открытыми водопропускными системами следует проектировать с обочинами шириной от 0,5 до 1,5 м.
8.9 Пешеходные переходы следует проектировать в соответствии с ГОСТ 32944.
8.10 При формировании системы пешеходных связей через проектируемую автомобильную дорогу следует учитывать специфику передвижения инвалидов различных категорий и маломобильных групп населения согласно требованиям, изложенным в СП 59.13330.
8.11 Велосипедные дорожки следует устраивать за пределами проезжей части дорог при расчетной интенсивности движения велосипедистов 70 вел./ч и более. Основные параметры велосипедных дорожек следует принимать по ГОСТ 33150.
8.12 Допускается использование обочины для движения пешеходов и велосипедистов. В этом случае при технико-экономическом обосновании ширину обочины следует увеличивать не менее чем на 1,2 м. На асфальтобетонных покрытиях участок, предназначенный для пешеходного и велосипедного движения, следует отделять от проезжей части разметкой и полосой безопасности шириной не менее 0,5 м.
8.13 При прохождении по застроенной территории велосипедные дорожки, размещаемые на обочинах автомобильных дорог, допускается совмещать с тротуарами. Ширину совмещенных тротуаров и велосипедных дорожек при наличии бордюра при технико-экономическом обосновании следует определять с учетом бокового предохранительного зазора (см. таблицу 18). Для велосипедного движения ширина бокового предохранительного зазора должна составлять 0,25 м.
Таблица 18
Ширина совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек
Расчетная скорость движения автомобильного транспорта, км/ч | Ширина совмещенных тротуаров и велосипедных дорожек, м |
Не более 30 | 3,00 |
Св. 30 до 40 включ. | 3,25 |
" 40 " 60 " | 3,50 |
8.14 На пересечениях с автомобильными дорогами велосипедные дорожки следует совмещать с пешеходными переходами.
8.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц и автомобильных дорог следует принимать с учетом возможности вписывания траектории движения автомобиля в кривую, но не менее 6 м. При наличии в составе транспортного потока средств общественного транспорта (автобусов) минимальные радиусы закругления следует устанавливать в соответствии с техническими условиями эксплуатации этих видов транспорта.
8.16 При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину каждой из полос движения на проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м за счет уширения с внешней стороны проезжей части. Отгон уширения должен быть выполнен на длине переходной кривой.