ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
7.3 Продольный профиль
7.3.1 Максимальные значения продольных уклонов на автомобильных дорогах с усовершенствованными видами покрытий следует принимать по таблице 9.
Таблица 9
Рекомендуемые максимальные продольные уклоны
Расчетный автомобиль | Продольный уклон, | ||||||
80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | |
Легковой | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 |
Грузовой, автопоезд | 60 | 60 | 70 | 70 | 80 | 80 | 80 |
Максимальные продольные уклоны, приведенные в таблице 9, в районах сильных гололедов или на автомобильных дорогах VА и VБ, содержащихся в зимний период под уплотненным снежным покровом, следует уменьшать при пересеченном и горном рельефе на , при равнинном рельефе - на
.
7.3.2 Для дорог, предназначенных для движения тяжелых грузовых автомобилей, следует ограничивать участки с затяжными уклонами. Предельная длина участка с затяжным уклоном должна соответствовать данным таблицы 10.
Таблица 10
Предельная длина участка с затяжным уклоном
Рельеф местности | Предельная длина участка с затяжным уклоном, м, в зависимости от продольного уклона, | |||||||
30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | |
Равнинный и слабохолмистый | 1200 | 600 | 400 | 300 | 250 | 200 | 150 | 110 |
Сильно пересеченный | - | 1500 | 1200 | 700 | 500 | 400 | 350 | 300 |
При длинных затяжных уклонах (более чем приведено в таблице 10) необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более ) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 10. Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение грузового автомобиля. Место их расположения следует выбирать из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
7.3.3 При продольных уклонах более предельную длину участка с затяжным уклоном следует определять по результатам расчетов в зависимости от динамических характеристик транспортных средств, материала покрытия дорожной одежды и высоты расположения участка дороги над уровнем моря.
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать (см. таблицу 11).
Таблица 11
Уменьшение продольных уклонов на участках кривых
в плане малых радиусов
Радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в таблице 9, | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
7.3.4 На длинных спусках должны быть предусмотрены аварийные съезды в соответствии с требованиями 4.3.3 ГОСТ 33151-2014.
7.3.5 Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов и более рекомендуется сопрягать кривыми.
7.3.6 Минимальное расстояние видимости по условию остановки следует назначать по таблицам 12 и 13. Минимальное расстояние видимости по условию остановки должно обеспечивать видимость предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля на уровне 1,0 м от поверхности проезжей части.
Таблица 12
Минимальные расстояния видимости по условию остановки
при движении на подъем
Расчетная скорость, км/ч | Расстояние видимости по условию остановки, м, в зависимости от уклона подъема, | ||||||||
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 150 | |
20 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
30 | 30 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
40 | 45 | 45 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
50 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 55 | 55 | 55 | 55 |
60 | 85 | 80 | 80 | 80 | 75 | 75 | 75 | 75 | 70 |
70 | 110 | 105 | 105 | 100 | 100 | 95 | 95 | 95 | 95 |
80 | 140 | 135 | 130 | 125 | 125 | 120 | 120 | 115 | 115 |
Таблица 13
Минимальные расстояния видимости по условию остановки
при движении на спуск
Расчетная скорость, км/ч | Расстояние видимости по условию остановки, м, в зависимости от уклона спуска, | |||||||
-20 | -40 | -60 | -80 | -100 | -120 | -140 | -150 | |
20 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 35 | 35 |
40 | 45 | 45 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
50 | 65 | 65 | 65 | 70 | 70 | 70 | 75 | 75 |
60 | 85 | 90 | 90 | 90 | 95 | 100 | 100 | 105 |
70 | 110 | 115 | 115 | 120 | 125 | 130 | 130 | 135 |
80 | 140 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 |
7.3.7 Минимальное расстояние видимости встречного автомобиля на автомобильных дорогах следует назначать как сумму расстояний видимости по условию остановки, указанных в таблицах 12 и 13 на спуск и на подъем, для конкретного уклона.
7.3.8 Минимальные радиусы вертикальной выпуклой кривой приведены в таблице 14.
Таблица 14
Минимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых
Расчетная скорость, км/ч | Минимальное расстояние видимости, м | Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м | Минимальное расстояние видимости, м | Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м | Минимальное расстояние видимости, м | Рекомендуемый минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м |
в исключительных случаях <*> | из условия обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения | из условия обеспечения зрительной плавности и ясности дороги <**> | ||||
20 | 15 | 55 | 15 | 55 | 20 | 100 |
30 | 25 | 150 | 30 | 220 | 35 | 300 |
40 | 40 | 400 | 45 | 500 | 55 | 750 |
50 | - | - | 60 | 900 | 70 | 1200 |
60 | - | - | 85 | 1800 | - | - |
70 | - | - | 110 | 3000 | - | - |
80 | - | - | 140 | 4800 | - | - |
<*> Только при проектировании дорог категории VБ в исключительных случаях (сложный рельеф, горная местность, ценные земли, ситуационные сложности) при технико-экономическом обосновании. <**> Для однополосных дорог. |
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой следует принимать исходя из условия обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения. Минимальные радиусы вертикальных выпуклых кривых определяют исходя из условия обеспечения видимости при исходных параметрах, приведенных в 7.3.6.
7.3.9 Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой следует принимать из условия воздействия центробежной силы, допускаемой по условиям самочувствия пассажиров и перегрузки рессор (см. таблицу 15).
Таблица 15
Минимальный радиус вогнутых вертикальных кривых
Расчетная скорость, км/ч | Минимальный требуемый радиус вогнутой вертикальной кривой, м | Минимальное расстояние видимости проезжей части, м | Рекомендуемый минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой, м |
по условиям видимости в свете фар | |||
20 | 400 (150 <*>) | - | - |
30 | 600 (200 <*>) | 30 | 400 |
40 | 1000 (300 <*>) | 45 | 730 |
50 | 1200 (400 <*>) | 60 | 1100 |
60 | 1500 (600 <*>) | 85 | 1700 |
70 | 1700 (800 <*>) | 110 | 2400 |
80 | 2000 (1000 <*>) | 140 | 3200 |
<*> В исключительных случаях.
Примечание - Рекомендуемый минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой определен при дальнем свете фар, центр которых расположен на высоте 0,6 м от поверхности покрытия. |
Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой рекомендуется принимать при расчетной скорости 60 км/ч и более исходя из условия обеспечения видимости в темное время суток при дальнем свете фар.