ГОСТ Р 58818-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
7.2 План трассы
7.2.1 Проектирование автомобильной дороги следует производить исходя из условия обеспечения безопасности дорожного движения и минимизации затрат в жизненном цикле автомобильной дороги. Трассу дороги по возможности следует располагать с использованием сложившихся направлений проселочных, полевых и лесных дорог, на сельскохозяйственных угодьях - по границам полей, в лесных массивах - с учетом направлений просек. Необходимо обходить встречающиеся препятствия (реки, овраги, балки, болота и т.д.), ведущие к увеличению стоимости возведения земляного полотна. Площади ценных земельных угодий (земли сельскохозяйственного назначения), занимаемых под строительство дорог, должны быть минимальными.
При проектировании кривых в плане следует обеспечить:
- скорость нарастания центробежного ускорения - не более 0,5 м/с3;
- коэффициент поперечной силы - не более 0,28;
- центробежное ускорение - не более 0,5 м/с2.
7.2.2 Минимальные радиусы кривых в плане, обеспечивающие устойчивость расчетного автомобиля на отдельных наиболее неблагоприятных участках автомобильных дорог (запроектированных с предельно допустимыми значениями геометрических элементов дороги), с устройством виража при различных расчетных скоростях приведены в таблице 7.
Таблица 7
Минимальный радиус кривой в плане
Расчетная скорость, км/ч | Радиус кривой в плане, м, при устройстве виража |
80 | 265 |
70 | 185 |
60 | 125 |
50 | 85 |
40 | 50 |
30 | 30 |
20 | - |
7.2.3 Переходные кривые следует предусматривать на дорогах категорий IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п при радиусах кривых в плане 1000 м и менее, на дорогах категории VА, VБ при радиусах кривых в плане 400 м и менее. Рекомендуемое очертание переходной кривой - клотоида, в стесненных условиях - коробовая кривая. Наименьшую длину переходных кривых следует принимать по таблице 8.
Таблица 8
Наименьшая длина переходной кривой в зависимости
от расчетной скорости
Радиус круговой кривой, м | Наименьшая длина переходной кривой, м, при расчетной скорости, км/ч | |||||
80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | |
1000 | 45 | 30 | 30 | - | - | - |
800 | 45 | 30 | 30 | - | - | - |
600 | 45 | 40 | 30 | - | - | - |
500 | 55 | 40 | 30 | - | - | - |
400 | 70 | 45 | 30 | - | - | - |
350 | 80 | 55 | 35 | - | - | - |
300 | 90 | 60 | 40 | - | - | - |
250 | - | 75 | 45 | 30 | - | - |
200 | - | 90 | 60 | 35 | - | - |
150 | - | - | 80 | 45 | - | - |
125 | - | - | 90 | 55 | 30 | - |
100 | - | - | - | 70 | 35 | - |
80 | - | - | - | - | 40 | - |
60 | - | - | - | - | 55 | - |
50 | - | - | - | - | 70 | 30 |
40 | - | - | - | - | - | 35 |
30 | - | - | - | - | - | 40 |
7.2.4 Для обеспечения видимости встречного автомобиля на кривых в плане с внутренней стороны закруглений следует предусмотреть расчистку леса и освобождение от кустарника, срезку грунта в выемке и другие мероприятия. Ширину полос расчистки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны определяют расчетом.