ГОСТ Р 58876-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования
8.2 Требования к продукции и услугам
8.2.1 Связь с потребителями
Связь с потребителями должна включать:
a) обеспечение информацией о продукции и услугах;
b) обработку запросов, контрактов или заказов, включая их изменения;
c) получение отзывов о продукции и услугах от потребителей, включая претензии потребителей;
d) обращение или управление собственностью потребителей;
e) установление специальных требований к действиям, предпринимаемым в непредвиденных обстоятельствах, при необходимости.
8.2.2 Определение требований, относящихся к продукции и услугам
При определении требований к продукции и услугам, которые будут предлагаться потребителям, организация должна убедиться в том, что:
a) требования к продукции и услугам определены, включая:
1) требования действующих законодательных, нормативных и правовых документов,
2) требования, рассматриваемые организацией как необходимые;
b) требования к продукции и услугам, которые она предлагает, могут быть выполнены;
c) специальные требования к изделиям и услугам определены;
d) операционные риски (например, новые технологии, возможности и способности обеспечить поставки в сжатые сроки) определены.
8.2.3 Анализ требований к продукции и услугам
8.2.3.1 Организация должна убедиться в том, что обладает способностью выполнять требования, предъявляемые к продукции и услугам, которые она предлагает потребителям. Организация должна проводить анализ, прежде чем принять обязательство поставить продукцию или предоставить услуги потребителям, для того чтобы учесть:
a) требования, установленные потребителем, в том числе требования к поставке и деятельности после поставки;
b) требования, не заявленные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, при наличии достоверной информации;
c) требования, установленные организацией;
d) требования законодательных, нормативных и правовых документов, применимые к продукции и услугам;
e) требования контракта или заказа, отличающиеся от ранее сформулированных.
Этот анализ должен быть согласован с соответствующими подразделениями организации.
Если при проведении анализа организация определяет, что некоторые требования потребителя не могут быть выполнены или могут быть выполнены только частично, организация должна договориться о взаимоприемлемом требовании с потребителем.
Организация должна обеспечить, чтобы были приняты решения по требованиям контракта или заказа, отличающимся от ранее установленных.
Если потребитель не выдвигает документированных требований, организация должна подтвердить его требования до принятия к исполнению.
Примечание - В некоторых ситуациях, таких как продажи, осуществляемые через Интернет, нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую как каталоги.
8.2.3.2 Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию, насколько это применимо, в отношении:
a) результатов анализа;
b) любых новых требований к продукции и услугам.
8.2.4 Изменения требований к продукции и услугам
Если требования к продукции и услугам изменены, организация должна обеспечить, чтобы в документированную информацию были внесены поправки, а персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.
