БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 28001-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие практики осуществления безопасности цепи поставок, оценки и планов безопасности. Требования и руководство по применению

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 уполномоченные должностные лица (appropriate law enforcement and other government officials): Должностные лица органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, наделенные соответствующими полномочиями по решению вопросов в отношении цепи поставок или отдельных ее участков.

3.2 актив(ы) (asset(s)): Заводы, машинное оборудование, имущество, здания, подвижной состав, суда, воздушные суда, транспортные средства и другие элементы инфраструктуры или завода и связанные с ними системы, которые имеют особую и поддающуюся количественной оценке бизнес-функцию или услугу.

Примечание - Это определение включает в себя любую информационную систему, которая является неотъемлемой частью обеспечения безопасности и применения менеджмента безопасности.

 

3.3 уполномоченный экономический оператор (authorized economic operator): Участник внешнеэкономической деятельности, чья деятельность получила одобрение федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела, как соответствующая нормам Всемирной таможенной организации или стандартам обеспечения безопасности цепи поставок.

Примечания

1 Уполномоченный экономический оператор - термин, определенный в рамочных стандартах Всемирной таможенной организации.

2 К уполномоченным экономическим операторам относятся в частности производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, посредники, порты, аэропорты, операторы терминалов, интегрированные операторы, склады и дистрибьюторы.

 

3.4 деловой партнер (business partner): Те подрядчики, поставщики или провайдеры услуг, с которыми организация заключает договор об оказании помощи для выполнения своей функции в цепи поставок (3.15).

3.5 грузовая транспортная единица (cargo transport unit): Автотранспортное средство, железнодорожный грузовой вагон, грузовой контейнер, автоцистерна, железнодорожные цистерны или передвижные цистерны.

3.6 последствия (consequence): Гибель людей, экономический ущерб или ущерб имуществу, в том числе разрушение транспортных систем (которые можно предвидеть) в результате нападения на организацию в цепи поставок или использования цепи поставок в качестве оружия.

3.7 транспортное средство (conveyance): Реальный инструмент торговли, с помощью которого производится перемещение товаров.

Пример - Ящик, паллета, грузовая транспортная единица, погрузочно-разгрузочное оборудование, грузовой автомобиль, судно, самолет и железнодорожный вагон.

3.8 контрмеры (countermeasures): Меры, предпринимаемые для снижения вероятности сценария угрозы безопасности в достижении его цели или предпринимаемые для уменьшения вероятных последствий сценария угрозы безопасности.

3.9 фаза контроля (custody): Период времени, когда организация в цепочке поставок непосредственно сама контролирует изготовление, обработку, погрузку и перемещение грузов и связанную с ним товаросопроводительную документацию цепи поставок.

3.10 фаза постконтроля (downstream): Погрузочно-разгрузочные работы, процессы и перемещение, когда товары в цепи поставок находятся вне сферы контроля этой организации.

3.11 товары (goods): Те изделия или материалы, которые после размещения заказа на поставку, должны быть изготовлены, обработаны, отгружены или перевезены в рамках цепи поставок для использования или их потребления покупателем.

3.12 международная цепь поставок (international supply chain): Цепь поставок, которая в какой-то момент пересекает международную или экономическую границу.

Примечания

1 Все части этой цепи считаются международными, начиная с размещения заказа на поставку по заключенному контракту до момента прохода таможенного контроля в стране назначения или в сфере экономики.

2 Если таможенная очистка груза из определенных стран или сфер экономики исключена из договоров или региональных соглашений, то конечным пунктом международной цепи поставок является порт страны назначения или сфера экономики, где товар, при отсутствии таможенных соглашений или договоров, должен будет пройти таможенную очистку.

 

3.13 вероятность (likelihood): Мера возможности превращения сценария угрозы безопасности в инцидент безопасности.

Примечание - Оценка вероятности выполняется, исходя из существующей устойчивости процессов безопасности в отличие от инцидента, связанного со сценарием угрозы безопасности, который рассматривается и выражается в качественном или количественном отношении.

 

3.14 система менеджмента (management system): Система организации для управления процессами или деятельностью, которая преобразует входные данные по ресурсам в продукцию или услугу, отвечающую целям организации.

Примечание - Цель настоящего стандарта не сводится к конкретизации систем менеджмента, т.е. стандарт не требует создания отдельной системы обеспечения безопасности. Примерами систем менеджмента являются ИСО 9001 (Система менеджмента качества), ИСО 14001 (Система экологического менеджмента), ИСО 28000 (Спецификация на системы менеджмента безопасности цепи поставок) и Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) Международной морской организации.

 

3.15 организация в цепи поставок (organization in the supply chain): Любое юридическое лицо, которое:

- производит, перемещает, обрабатывает, осуществляет погрузку, консолидацию, разгрузку или получение товара путем размещения заказа на покупку, который пересекает международную или экономическую границу;

- осуществляет транспортировку грузов в международной цепи поставок любым способом независимо от того, пересекает ли груз национальную (или экономическую) границы, или

- обеспечивает, управляет или осуществляет формирование, распределение или движение сопроводительной документации, используемой как таможенными органами, так и в бизнесе.

3.16 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

3.17 объем услуг (scope of service): Совокупность операций, которые выполняет организация в цепи поставок, и места, где она эти операции выполняет.

3.18 декларация безопасности (security declaration): Документально оформленное обязательство бизнес-партнера, где определены меры безопасности, осуществляемые этим бизнес-партнером и включающие, как минимум, способы защиты товаров и реальных инструментов международной торговли, связанной с ними информации, а также способы демонстрации и проверки мер безопасности.

Примечание - Она (декларация безопасности) должна использоваться организацией в цепи поставок для оценки адекватности мер по обеспечению безопасности грузов.

 

3.19 план обеспечения безопасности (security plan): Документ, содержащий запланированные мероприятия для обеспечения адекватного менеджмента безопасности.

Примечания

1 План составляется для обеспечения реализации тех мер, которые защищают организацию от инцидентов, нарушающих безопасность.

2 Такой план может быть включен в состав других оперативных планов.

 

3.20 безопасность (security): Устойчивость к умышленным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба цепи или цепью поставок.

Примечание - Люди могут быть/не быть работниками данной организации.

 

3.21 инцидент в сфере безопасности (security incident): Любое действие или обстоятельство, которое порождает последствия (3.6).

3.22 сотрудники службы безопасности (security personnel): Те люди в организации цепи поставок, на которых возложены функции по обеспечению безопасности.

Примечание - Люди могут быть/не быть работниками данной организации.

 

3.23 конфиденциальная информация/конфиденциальные материалы (security sensitive information, security sensitive materials): Информация или материалы, подготовленные или включенные в процесс обеспечения безопасности цепи поставок и содержащие сведения о процессах, связанных с безопасностью, грузах, или правительственные директивы, которые не будут легкодоступны общественности и которые могут быть полезными тому, кто захочет спровоцировать инцидент безопасности.

3.24 цепь поставок (supply chain): Взаимосвязанный набор ресурсов и процессов, который начинается с оформления контракта на поставку, продолжается процессом получения сырья, производством, обработкой и заканчивается передачей товаров и относящихся к ним услуг конечному пользователю.

Примечание - Цепь поставок может включать в себя продавцов, производственное оборудование, логистических провайдеров, внутренние распределительные центры, дистрибьюторов, оптовиков и другие организации, участвующие в производстве, обработке, транспортировке и доставке грузов и связанных с ними услуг.

 

3.25 объект атаки (target): Персонал, транспортные средства, товары, материальные активы, производственные процессы и транспортировка, системы контроля или документооборота, существующие в рамках организации, задействованные в цепи поставок.

3.26 сценарий угрозы безопасности (security threat scenario): Способ, посредством которого может произойти потенциальный инцидент в сфере безопасности.

3.27 фаза предконтроля (upstream): Транспортировка, процессы и перемещение товаров, имеющие место до того, как организация принимает товар под свой контроль в цепи поставок.

3.28 Всемирная таможенная организация (ВТО) (World customs organization (WCO)): Независимый межправительственный орган, чья миссия заключается в повышении результативности и эффективности таможенного администрирования.

Примечание - ВТО - единственная в мире межправительственная организация, компетентная в таможенных вопросах.