ГОСТ Р 58778-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения и газопотребления. Газопроводы высокого давления категории 1а
5.4 Переходы газопроводов сетей газораспределения и газопотребления через естественные и искусственные преграды
5.4.1 К искусственным и естественным преградам относятся железные и автомобильные дороги, реки, озера, ручьи, овраги и т.п.
5.4.2 Переходы газопроводов через естественные и искусственные преграды предусматривают подземными или надземными.
5.4.3 Подземные переходы предусматривают открытым (траншейным) или бестраншейным методом.
5.4.4 Прокладку газопроводов через водные преграды предусматривают с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величину заглубления предусматривают не менее 0,5 м от верха забалластированного газопровода с учетом возможных на период предполагаемого срока эксплуатации деформаций (размыва) дна русла, определяемого на основании инженерных изысканий (гидрометеорологических) и перспективных дноуглубительных работ.
5.4.5 Проектирование переходов по материалам изысканий, срок давности которых превышает 2 года, без производства дополнительных изысканий, не допускается.
5.4.6 При меженном горизонте водной преграды 75 м и более предусматривают прокладку резервной нитки газопровода. Минимальные расстояния между осями подводных газопроводов принимают не менее 30 м.
5.4.7 При выборе створа перехода газопровода учитывают гидролого-морфологические характеристики водотока.
5.4.8 Створы переходов газопровода через водные преграды выбирают в соответствии с СП 36.13330.2012 (пункты 10.2.2, 10.2.3).
5.4.9 За границу перехода газопроводом водной преграды принимают места пересечения горизонта высоких вод с 10%-ной обеспеченностью.
5.4.10 Высоту прокладки надводного перехода принимают от расчетного уровня подъема воды или ледохода до низа трубы или пролетного строения с учетом прогиба трубы не менее:
- 0,5 м до уровня воды при 5%-ной обеспеченности при пересечении балок и оврагов;
- 0,2 м над ГВВ и ГВЛ 1%-ной обеспеченности (с учетом нагона волны) при пересечении несудоходных и несплавных рек;
- не менее 1,0 м над ГВВ 1%-ной обеспеченности при наличии карчехода.
5.4.11 На начальном и конечном участках надземного перехода газопровода предусматривают ограждения из негорючих материалов высотой 2,2 м.
5.4.12 Способы пересечения газопроводом железных дорог общей сети, внешних подъездных железнодорожных путей производственных объектов и автомобильных дорог всех категорий определяют из условия производства работ и конструкции перехода.
5.4.13 Угол пересечения газопроводом железных и автомобильных дорог принимают, как правило, 90°, но не менее 60° при пересечении в стесненных условиях.
5.4.14 На переходах газопровода через железные дороги общей сети, внешние подъездные железнодорожные пути производственных объектов и автомобильные дороги всех категорий предусматривают защитные футляры из стальных труб, диаметр которых определяют условием производства работ и конструкцией переходов и принимают больше наружного диаметра газопровода не менее чем на 200 мм.
5.4.15 Концы футляра выводят:
а) при прокладке газопровода через железные дороги на расстояния, указанные в СП 119.13330.2012;
б) при прокладке газопровода через автомобильные дороги - от бровки земляного полотна - 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.
5.4.16 Концы футляра должны иметь герметизирующие устройства из диэлектрического материала.
5.4.17 На одном конце футляра предусматривают вытяжную свечу, высоту которой принимают не менее 5 м от уровня земли. При наличии уклона свечу располагают на более высокой стороне футляра.
5.4.18 Вытяжную трубу от футляра выводят на расстояние по горизонтали, не менее:
- 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений от крайнего водоотводного сооружения железных дорог;
- 25 м от подошвы земляного полотна автомобильных дорог.
5.4.19 Глубину заложения защитного футляра принимают не менее:
- на переходах под железными дорогами в соответствии с СП 119.13330.2012;
- на переходах под автомобильными дорогами всех категорий не менее 1,4 м при открытом способе прокладки.
При прокладке защитного футляра методом ГНБ глубину заложения футляра принимают не менее 3 м от подошвы рельса или верха покрытия автомобильной дороги до верха футляра и не менее 1,5 м от дна водоотводных сооружений.
При прокладке защитного футляра иными закрытыми методами глубину укладки принимают с учетом положений эксплуатационной документации на оборудование, используемое при производстве работ, и обеспечения безопасности.
5.4.20 Расстояние между параллельными газопроводами на участках переходов через железные и автомобильные дороги принимают исходя из грунтовых условий, методов производства работ, но не менее расстояний, предусмотренных в приложении А.
5.4.21 При надземной прокладке газопровода через железные дороги общей сети и внешние подъездные железнодорожные пути производственных объектов расстояния от фундамента крайней опоры газопровода в свету принимают с учетом габаритов приближения по ГОСТ 9238 и по согласованию с владельцами железной дороги, но не менее:
- 5 м от подошвы откоса насыпи;
- 3 м от бровки откоса выемки;
- 10 м от крайнего рельса.
5.4.22 При надземной прокладке газопровода через внутренние подъездные железнодорожные пути производственных объектов расстояния от крайней опоры газопровода принимают с учетом габаритов приближения по ГОСТ 9238.
5.4.23 При надземной прокладке газопровода через автомобильные дороги всех категорий расстояния от фундамента крайней опоры газопровода принимают в свету не менее:
- 5 м от подошвы откоса насыпи;
- 3 м от бровки откоса выемки и от обочины на нулевых отметках.
5.4.24 Расстояния от сооружений железной дороги (мосты, стрелочные переводы, водопропускные трубы и др.) до газопровода принимают по СП 119.13330.2012.