ГОСТ Р 58787-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Установки электрогенераторные с двигателями внутреннего сгорания для атомных станций. Общие технические условия. Размещение
6.8 Общие требования к конструкции вспомогательных систем
6.8.1 Требования к топливной системе
6.8.1.1 Трубопроводы топливной системы дизельного двигателя необходимо располагать таким образом, чтобы в случае протечки топливо не могло попасть на конструктивные элементы с температурой поверхности более 200 °C.
6.8.1.2 Топливные трубопроводы высокого давления необходимо выполнять двустенными с отделением для регистрации протечки и сбора вытекшего самотеком топлива непосредственно в бак запаса промежуточного склада топлива или предусматривать равноценный защитный экран.
6.8.1.3 Должна быть предусмотрена сигнализация об обрыве трубопроводов высокого давления.
6.8.1.4 Для топливных трубопроводов, находящихся под давлением, не допустимо использование резьбовых соединений с врезающимся кольцом. Соединения в топливных трубах высокого давления разрешается выполнять только в виде самоуплотняющегося соединения.
6.8.1.5 Прокладка и крепление всех топливных трубопроводов должны быть выполнены таким образом, чтобы не могли возникнуть никакие повреждения вследствие вибраций.
6.8.1.6 Между расходным баком дизельного топлива и топливным насосом должны быть установлены фильтры грубой очистки топлива, очистка (замена) которых должна быть возможна без остановки дизеля.
6.8.1.7 Объем расходного бака дизельного топлива должен обеспечивать непрерывную работу ДГУ на номинальной мощности в течение 5 ч без пополнения.
6.8.1.8 Пополнение расходных баков дизельного топлива должно производиться автоматически, в т.ч. и при обесточивании энергоблока АС.
6.8.1.9 Расходный бак должен быть оборудован поддоном с отводом топлива в бак сбора протечек.
6.8.1.10 Расходный бак должен быть оборудован патрубками для перелива топлива и аварийного слива топлива.
6.8.1.11 Расходный бак должен быть оборудован устройствами для слива отстоя и отбора проб топлива, а также устройством для замера количества топлива.
6.8.1.12 Расходный бак внутри должен быть покрыт антикоррозионным покрытием, стойким к сортам дизельного топлива, используемым для ДГУ.
6.8.1.13 Расходный бак должен быть оборудован двумя независимыми датчиками уровня топлива в баке, требования к которым должны быть приведены в ИТТ, ТУ (ТЗ) на ДГУ.
6.8.1.14 В баках запаса топлива промежуточного склада топлива должен быть обеспечен контроль уровня топлива, а для ДГУ СБ - предусмотрена выдача сигнала об уровне топлива в баке запаса менее чем на 24 ч работы ДГУ от двух независимых датчиков уровня.
6.8.2 Требования к масляной системе
6.8.2.1 Масляную систему дизеля необходимо прокладывать или защищать таким образом, чтобы в случае протечки масло не могло попасть на конструктивные элементы с температурой поверхности более 200 °C.
6.8.2.2 Необходимо обеспечить возможность автоматического пополнения маслосборной емкости дизеля (картера, циркуляционного бака), а также отбора проб масла во время работы ДГУ. Маслосборные емкости дизеля должны быть оборудованы устройством для замера уровня масла.
6.8.2.3 Необходимо предусмотреть вентиляцию картера дизеля. На трубопроводе вентиляции картера дизеля должен быть установлен конденсатоотводчик (отделитель масляных паров).
6.8.2.4 Время автономной работы ДГУ на номинальной мощности без пополнения картера дизеля смазочным маслом должно быть не менее 120 ч.
6.8.2.5 Расходный бак масла совместно с запасом масла картера дизеля должен обеспечивать работу ДГУ в течение не менее 240 ч и оборудоваться датчиком максимального и минимального уровня, требования к которому должны быть приведены в ИТТ, ТУ (ТЗ) на ДГУ.
6.8.2.6 При наличии автоматического пополнения маслосборная емкость дизеля (картер, циркуляционный бак) должны быть оборудованы переливным трубопроводом.
6.8.2.7 Смазка подшипников генератора должна исключать возможность стекания масла по валу на токоведущие части и оборудование.
6.8.2.8 Отработанное масло должно откачиваться из системы насосным агрегатом в специальную емкость.
6.8.2.9 При наружной установке баков (резервуаров) масла в условиях низких температур должна быть предусмотрена система подогрева масла до температуры, позволяющей производить его подачу (перекачку).
6.8.2.10 В масляной системе ДГУ надлежит обеспечивать автоматическое поддержание необходимой температуры в заданных в ИТТ, ТУ (ТЗ) на ДГУ пределах.
6.8.2.11 В ИТТ, ТУ (ТЗ) на ДГУ должны быть приведены требования к применяемым маркам масла, его качеству и определен максимальный срок наработки масла до замены.
6.8.3 Требования к системе охлаждения и технического водоснабжения
6.8.3.1 ДГУ должны допускать запуск и последующую работу без снабжения технической водой с момента пуска в течение не менее 90 с.
6.8.3.2 Для пополнения внутреннего контура системы охлаждения дизеля к нему должен быть предусмотрен подвод конденсата или обессоленной воды от системы химобессоленной воды энергоблока АС.
6.8.3.3 Емкость бака с запасом обессоленной воды должна обеспечивать работу ДГУ в течение не менее 240 ч.
6.8.3.4 Качество воды внутреннего контура системы охлаждения дизеля должна соответствовать значениям показателей качества воды согласно ТУ (ТЗ) на поставку.
6.8.3.5 При эксплуатации для воды внутреннего контура следует применять нетоксичные присадки, не выпадающие в осадок и обеспечивающие консервационные действия при нахождении ДГУ в режимах "ожидание" и "работа на мощности".
6.8.3.6 Марки допускаемых к применению присадок должны быть указаны в ТУ (ТЗ) на ДГ конкретного типа и в инструкции по эксплуатации.
6.8.3.7 В системе охлаждения воды внешнего контура может применяться речная или морская вода. При применении воды из природных водоемов должна быть предусмотрена защита от биологического обрастания системы.
6.8.3.8 Система охлаждения должна исключать возможность повышения давления в холодильниках ДГУ сверх предельных значений, установленных предприятием-изготовителем.
6.8.3.9 В ИТТ, ТУ (ТЗ) (ТЗ) должны быть заданы следующие параметры воды внешнего контура охлаждения:
- диапазон рабочих температур, при котором обеспечивается надежный запуск дизеля;
- максимальная температура воды, отводимой от ДГУ;
- необходимый расход воды для охлаждения ДГ.
6.8.3.10 В системе охлаждения надлежит обеспечивать автоматическое поддержание в заданных пределах необходимых температур.
6.8.3.11 Трубопроводы системы охлаждения должны быть оборудованы манометрами и термометрами.
6.8.3.12 Расширительные баки воды внутреннего контура охлаждения должны быть оборудованы датчиками для сигнализации минимального и максимального уровня.
6.8.3.13 В системе охлаждения должен быть предусмотрен бак для хранения охлаждающей жидкости. Объем бака должен быть не менее, чем объем системы охлаждения ДГУ.
6.8.3.14 При наличии требования в ТЗ (ТУ) на ДГУ о величине подпора над осью водяного насоса дизеля от 5 до 7 м и более расширительные баки должны быть оборудованы паровоздушными клапанами.
6.8.4 Требования к системе пуска дизеля
6.8.4.1 Пополнение емкостей сжатого воздуха для пуска дизелей должно быть предусмотрено от компрессоров, в автоматическом режиме. Все баллоны, воздухосборники и маслоотделители должны оборудовать устройствами автоматической продувки системы.
6.8.4.2 При наличии обоснования в проекте АС для пневматических приводов локализующей арматуры реакторного отделения допускается возможность пополнения емкостей сжатого воздуха для пуска дизелей от воздухосборников.
6.8.4.3 Качество сжатого воздуха для питания пневматических устройств системы пуска дизеля должно удовлетворять требованиям предприятия-изготовителя.
6.8.4.4 Емкости сжатого воздуха должны обеспечивать не менее шести последовательных автоматических пусков дизеля без их пополнения. Емкости сжатого воздуха, а также компрессоры для их пополнения допускается устанавливать в одном помещении с дизелем.
6.8.4.5 Трубопроводы и емкости систем сжатого пускового и управляющего воздуха от баллонов до дизеля должны быть изготовлены из нержавеющей стали и смонтированы в соответствии с ТУ на монтаж оборудования ДГУ.
6.8.4.6 Нагнетательные магистрали сжатого воздуха должны быть оборудованы манометрами и термометрами.
6.8.5 Требования к системе воздухозабора и газовыхлопа
6.8.5.1 На всасывающем трубопроводе системы воздухозабора ДГУ должны быть установлены фильтры, которые обеспечивают очистку воздуха до установленных предприятием - изготовителем дизеля требований к качественному составу воздуха, поступающего в цилиндры дизеля.
6.8.5.2 Общее сопротивление всасывающего (воздухозабора) и газовыхлопного тракта, включая глушитель, определяют расчетом на стадии проектирования, а его величина указана в ИТТ, ТУ (ТЗ) на ДГУ.
6.8.5.3 Выхлопная труба дизеля должна быть оборудована устройством для исключения возможности попадания дождевой воды из атмосферы в трубопровод газовыхлопа.
6.8.5.4 Трубопроводы газовыхлопа должны быть выполнены из нержавеющей стали, покрыты съемной изоляцией, заключенной в металлические кожухи, температура на поверхности которых не должна превышать 55 °C.
6.8.5.5 В нижней точке трубопровода газовыхлопа должно быть предусмотрено устройство для слива конденсата масла и воды.