БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

13.7 Транспортирование на барже или борту транспортного судна

 

13.7.1 Выбор судов

Суда для транспортирования должны обладать достаточными для выполнения морской операции дедвейтом, площадью и несущей способностью палубы, прочностью, остойчивостью и обеспечивать возможность погрузки на борт и спуска на воду сооружения или его элементов.

Для судов, выполняющих транспортирование на акваториях с ледовым режимом в условиях низких температур, используемые материалы должны быть пригодными для эксплуатации в условиях рабочей полярной температуры.

У судов с ледовыми подкреплениями конструкции должны быть рассчитаны на восприятие как общих, так и местных нагрузок, ожидаемых в предусматриваемых ледовых условиях.

Ледовый класс судов следует выбирать в соответствии с дополнительными указаниями к главе 3 (Конструкция судна) Международного кодекса [8].

Для судов, выполняющих транспортирование на акваториях, где возможно обледенение, должны быть предусмотрены средства удаления или предотвращения образования льда вдоль проемов для люков, дверей и лацпортов.

На судах, выполняющих транспортирование на акваториях с ледовым режимом в условиях низких температур, необходимо:

- для крышек люков, дверей, лацпортов, управляемых гидравлическим способом, предусмотреть средства предотвращения замерзания или чрезмерной вязкости рабочих жидкостей;

- для водонепроницаемых и брызгонепроницаемых крышек люков, дверей, лацпортов и устройств их закрытия, располагающихся вне района жилых и рабочих помещений и требующих доступа в период транспортирования, предусмотреть средства, обеспечивающие возможность управления персоналом, одетым в плотную зимнюю одежду и рабочие рукавицы.

Оборудование, механизмы, машины и устройства, применяемые на судах, выполняющих транспортирование на акваториях с ледовым режимом в условиях низких температур, дополнительно должны соответствовать требованиям Международного кодекса [8] в части работоспособности механических установок.

13.7.2 Остойчивость

Требования к обеспечению остойчивости приведены в разделе 10.

13.7.3 Зазоры безопасности под днищем

Минимальные зазоры безопасности под днищем для морской буксировки должны составлять не менее 5 м после учета эффектов бортовой, килевой и вертикальной качек, натяжения буксирной линии, ветрового крена, допусков по батиметрии, различий в плотности воды, эффектов увеличения осадки кормой на ходу и прогибов судна.

13.7.4 Особые условия

Особое внимание должно быть уделено проходу через ограниченные зоны с малыми глубинами, ограниченными погодными условиями, приливно-отливными явлениями и неуточненными материалами обследований.

13.7.5 Морское раскрепление

Морское раскрепление сооружения или его элементов, транспортируемых по морю на барже или на борту транспортного судна, должно быть организовано с учетом следующих факторов:

- требования, указанные в 13.2.4 по оценке параметров качки, применимы для проектирования морского раскрепления;

- морское раскрепление должно быть разработано с использованием деталей, устойчивых к усталости. Для особо ответственных транспортировок должна быть выполнена оценка усталостной долговечности морских раскреплений и предусмотрена долговечность соединительных элементов как минимум в пять раз больше ожидаемого времени транспортировки;

- в случае возможных ударов и их воздействий на свисающие части груза, такие как сваи и т.п., соответствующие мероприятия их защиты должны быть подготовлены и задокументированы;

- когда судно кренится и если груз погружается в воду, вес груза уменьшается на величину, равную плавучести погруженного груза. Это уменьшает силы трения между грузом и судном, и морские крепления должны быть спроектированы таким образом, чтобы учесть эту потерю сопротивления;

- должен быть проведен подробный анализ загруженного транспортного судна или баржи и его груза с учетом выступа груза, опорного устройства и морского раскрепления, чтобы проверить соответствующие местные и общие нагрузки;

- для грузов, раскрепляемых при помощи опорного устройства, установленного на палубе судна, и подкладок (прокладок), при отсутствии детального анализа, допускается применять коэффициенты трения в соответствии с таблицей 12, включающих различные комбинации масс груза, наружных выступов груза и морского раскрепления. Расчетную силу трения опорного устройства допускается вычитать из расчетной нагрузки при определении сил, которые должны выдерживать опорное устройство и морское раскрепление. Расчетная прочность морского раскрепления должна быть больше, чем минимальное усилие, представленное в таблице 12, в которой представлены максимальные коэффициенты трения и минимальные усилия, действующие на морское раскрепление, выраженные как процент от массы груза.

 

Таблица 12

 

Коэффициенты трения при проектировании морского раскрепления

 

Наружный выступ груза, м

Максимальный коэффициент трения

Масса груза Wc, т

менее 100

от 100 до 1000

от 1000 до 5000

от 5000 до 10000

от 10000 до 20000

от 20000 до 40000

более 40000

Отсутствует

0

0,10

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

Менее 15

0

0

0,10

0,20

0,20

0,20

0,20

От 15 до 25

0

0

0

0,10

0,20

0,20

0,20

От 25 до 35

0

0

0

0

0,10

0,20

0,20

От 35 до 45

0

0

0

0

0

0,10

0,10

Более 45

0

0

0

0

0

0

0

Направление

Минимальное усилие, действующее на морское раскрепление, % от Wc

Поперечное

-

10

10

10

10

a

5

Продольное

-

5

5

5

b

c

1,5

Примечание - a >= 15 - Wc/4000; b >= 7,5 - Wc/4000; c >= 3,5 - Wc/20000.

 

В случае применения таблицы 12 необходимо учитывать следующее:

- силы трения рассчитывают как реакцию, вертикальную к поверхности палубы между судном и грузом;

- транспортируемое сооружение или его элементы необходимо закреплять на палубе баржи при помощи опорных устройств, подкладок (прокладок) и узлов раскрепления, исключающих трение металла по металлу;

- наружным выступом груза считается расстояние от борта судна до максимально удаленного внешнего края груза, выступающего за пределы корпуса судна;

- для опорных устройств, выполненных из древесины, высотой менее 600 мм и шириной не менее 300 мм полная сила трения, предположительно, действует в любом направлении относительно опорного устройства;

- для опорных устройств высотой от 600 до 900 мм и шириной не менее 300 мм расчетный коэффициент трения ffr, характеризующий силу трения, действующую под прямым углом к линии размещения опорных устройств, не превышает значения, рассчитываемого по формуле

 

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции (7)

 

где ffr - расчетный коэффициент трения;

Hc - высота опорного устройства над уровнем палубы, мм;

- для опорных устройств, выполненных из древесины, высотой более 900 мм или с шириной менее 300 мм, предполагается, что никакая сила трения не действует в направлении под прямым углом к опорному устройству;

- для опорных устройств, высота которых значительно превышает их ширину, движение в направлении, перпендикулярном к опорным устройствам, предотвращается стальными креплениями, разработанными для восприятия нагрузки смещения в том же направлении;

- если опорное устройство расположено преобладающе в одном направлении, расчетная нагрузка, перпендикулярная к преобладающему направлению опорного устройства, уменьшается, если устройство раскрепления, действующее в перпендикулярном направлении, не оснащено приспособлением, позволяющим совместно с грузом усилить трение. Допускаются приспособления на резиновой подкладке;

- действия минимальной силы трения раскрепления, перечисленные в таблице 12, являются минимальными значениями, выраженными как процент от массы груза, для которого разрабатывается раскрепление, когда вычисленная нагрузка раскрепления меньше, чем это условие;

- для непродолжительных буксировок в защищенных акваториях, например, при перемещении баржи вдоль причала, силы трения допускается не учитывать. Требуется подтвердить, что все части груза, включая потенциальные поверхности скольжения, способны к противостоянию этим нагрузкам. Дополнительная информация представлена в 12.12 и 12.13.

13.7.6 Навигационное оборудование

Требования к навигационному оборудованию представлены в 13.4.6.