ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции
13.5 Прибрежное транспортирование (буксировка)
13.5.1 Маршруты буксировки и буксировочные зазоры безопасности
Минимальные зазоры безопасности под днищем для прибрежных буксировок должны составлять не менее 2 м или 10% от наибольшей осадки, в зависимости от того, что будет больше, после учета эффектов бортовой, килевой и вертикальной качек, натяжения буксирного каната, ветрового крена, допусков по батиметрии, различий в плотности воды, эффектов увеличения осадки кормой на ходу и прогибов буксируемого сооружения.
Минимальная ширина транспортной зоны при прибрежной буксировке вдоль маршрута буксировки должна быть в три раза больше максимальной ширины буксируемого плавучего сооружения, учитывая отклонение от курса, скорость течения, ветер и приливные явления, а также включая непредвиденные обстоятельства. Минимальная ширина транспортной зоны также должна учитывать размеры буксиров.
Если транспортная зона сужается в зависимости от приливно-отливных явлений, выбор маршрута буксировки должен обеспечивать места отстоя в морской акватории с достаточной глубиной воды для удержания сооружения на плаву при отливе с поддержанием требуемого зазора под днищем.
При прохождении под мостами и силовыми кабелями вертикальный зазор между ними и буксируемым сооружением должен соответствовать требованиям габаритов и учитывать приливно-отливные явления и изменения осадки буксируемого сооружения. При ограниченном зазоре натурную съемку размеров баржи/судна и сооружения следует проводить до начала операции буксировки, чтобы гарантировать, что требуемые зазоры обеспечиваются.
Прохождение узких мест, проход под мостами и силовыми кабелями в темное время суток допускается при условиях обеспечения достаточной видимости.
Значения зазоров представлены в качестве рекомендуемых, и каждая буксировка должна подвергаться оценке в зависимости от условий окружающей среды, протяженности и поперечного профиля узких мест, формы подводной части буксируемого сооружения и мощности буксиров. В случае если меньшие значения зазоров позволят получить тот же уровень достоверности, допускается использовать эти значения зазоров.
13.5.2 Обследования
Для районов, где глубины моря и зазоры безопасности под днищем являются критическими, необходимо использовать последний имеющийся отчет об обследовании. Маршрут прибрежной буксировки должен быть обследован в полосе шириной, равной пятикратной ширине буксируемого сооружения, но не менее 500 метров, с использованием гидролокатора бокового обзора и батиметрических данных. Используемое оборудование должно отвечать требованиям действующего на него стандарта.
Интервал между проводимыми промерами глубин должен соответствовать условиям буксировки. Обследование течений следует проводить в узких местах маршрута буксировки.
Требования к обследованиям допускается смягчить при условии, что бортовые системы измерения глубин и системы контроля позиционирования имеют достаточно высокую точность.
13.5.3 Системы контроля положения
Требования к системам контроля положения представлены в 13.4.6.